«Этот мерзавец такой же, как Порошенко»: как российские СМИ освещали встречу «нормандской четверки»

Президент Украины Владимир Зеленский, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрона, президент РФ Владимир Путин, Париж, 9 декабря 2019 года
Президент Украины Владимир Зеленский, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрона, президент РФ Владимир Путин, Париж, 9 декабря 2019 годаEPA-EFE/CHARLES PLATIAU/POOL

В Париже поздно вечером 9 декабря завершилась первая за три года встреча в Нормандском формате, на которой Владимир Зеленский впервые встретился с Владимиром Путиным. Мы посмотрели российские телеканалы и узнали, что они говорили о встрече лидеров Украины, России, Франции и Германии.

Встреча «нормандской четверки» ожидаемо стала основной темой для российских СМИ вечером 9 декабря. Правда, ее несколько оттеснила новость о том, что Всемирное антидопинговое агентство на четыре года отстранило российских спортсменов от международных соревнований.

Тем не менее, главные российские телеканалы уделили парижской встрече достаточно эфирного времени. Впрочем, встреча завершилась далеко за полночь по московскому времени, поэтому большая часть аналитических программ на федеральных телеканалах была посвящена ожиданиям от саммита и надеждам на то, что новый украинский президент окажется сговорчивее своего предшественника как в вопросе урегулирования конфликта на Донбассе, так и в переговорах о транзите российского газа.

Ожидания

Круглосуточный новостной канал «Россия-24» начал марафон, посвященный встрече в Париже, когда участники саммита только прибывали в Елисейский дворец. В прямой трансляции были и включения из французской столицы, и комментарии «экспертов», среди которых были как представители так называемых «ДНР» и «ЛНР» (к примеру, Кирилл Вышинский, которого Украина передала России в рамках обмена пленных 7 сентября 2019 года). Он заявил, что если Зеленский вернется из Парижа без результатов, то это обвалит его и без того рухнувший за последние два месяца рейтинг.

По телефону из Киева к прямому эфиру подключился один из лидеров партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Юрий Бойко. Он сказал, что надеется на то, что Зеленский все же пойдет на компромиссы на встрече с Путиным и у него хватит мужества выполнить свои предвыборные обещания и принести мир в Украину.

Впрочем, большинство гостей не были столь оптимистичны и сходились на мнении, что значительных подвижек от встречи ждать не стоит. Главным результатом стало уже то, встреча Зеленского и Путина состоится (о чем, впрочем, неоднократно повторяли представители украинской и российской сторон перед встречей). Украинского президента, говорили в студии «России-24», который конечно хочет мира, сдерживают «националисты, собирающиеся в эти минуты на Майдане под лозунгом “Нет капитуляции”», поэтому ждать от него решительных действий по прекращению «гражданского конфликта» на Донбассе не стоит.

Говорили на «России-24» и о переговорах о транзите газа. Большинство гостей считали, что Украине необходимо отказаться от своей победы над Газпромом в Стокгольмском арбитраже и начать прямые закупки газа у России: в этом случае никаких проблем с продолжением транзита газа в Европу через территорию Украины не будет.

Президент Украины Владимир Зеленский, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон, президент РФ Владимир Путин, Париж, 9 декабря 2019 годаEPA-EFE/LUDOVIC MARIN/POOL

На канале «Россия-24» теме «нормандской встречи» была посвящена программа «Вечер с Владимиром Соловьевым». Как всегда крайне эмоциональный ведущий и его гости не могли не признать, что ничего особенного на парижской встрече не произойдет. И хотя Зеленский — «президент мира», но ему мешают «националисты, которые хотят расшатать его власть». Минские соглашения необходимо неукоснительно выполнять в том виде, в каком они были подписаны в феврале 2015 года, а транзит газа зависит от готовности Украины пойти на уступки — говорили в студии.

«Первый канал» не предусмотрел в своей программной сетке отдельной передачи, посвященной саммиту в Париже. Темой вечернего политического ток-шоу «Время покажет», которое в обычные дни по большей части посвящено Украине, в день встречи сделали допинговый скандал с участием российских спортсменов. О Париже вспомнили в последние десять минут. За это время ведущий и корреспондент в столице Франции, несколько раз повторили, что «Россия не является участником этого конфликта», а гости повторяли, что Минские соглашения необходимо выполнять.

Реальность

Пресс-конференция по итогам встречи в Нормандском формате началась довольно поздно. Телеканалы «Россия-1» и «Россия-24» транслировали ее целиком с синхронным переводом. Правда, когда журналистка hromasdke, задавая вопрос российскому президенту, перешла на русский язык, переводчик «России-1» почему-то старательно продолжал «переводить» ее слова.

У Владимира Соловьева и его гостей на «России-1» оставалось совсем немного времени, чтобы обсудить итоги саммита. Самого Соловьева очень возмутило, что Зеленский, отвечая на вопрос журналистки российского агентства «РИА-Новости», упомянул его фамилию. «Вы приезжайте, сами посмотрите, а не так, как у вас там есть товарищ Соловьев, который весело рассказывает в Москве, что у нас происходит», — сказал Зеленский.

Соловьев в ответ заявил: «Зеленский, вероятно, не знает, что официальные власти Украины внесли меня в список лиц, запрещенных к въезду на территорию Украины». Впрочем, Соловьев готов встретиться с украинским президентом: «Вы, Владимир Александрович, наверное, русский язык уже забыли. Но я возьму вас за руку, и мы с вами войдем в Донецк, и я подведу вас к Денису Пушилину и, может, тогда вы поговорите с этими людьми из Донецка и Луганска».

Из гостей его студии особенно эмоционально итоги саммита прокомментировал политолог и театральный режиссер Сергей Кургинян, который заявил, что Зеленский на встрече получил «полный отлуп» от Путина, потому что его попытки скорректировать Минские соглашения не увенчались успехом. Особенно Кургиняна возмутило использование Зеленским слов «оккупированные территории»: «Когда так часто говорится “оккупированные территории”, это значит, что тот, кто это говорит, делает это специально. Это подтверждает, что Зеленский не хочет никакого мира. Это мерзавец такой же, как Порошенко, а может быть, и хуже».

Юрист из Украины Василий Вакаров, как и Кургинян, постоянный гость пропагандистской передачи Соловьева, заявил, что «увидел отсутствие “химии” между президентом Зеленским и президентом Путиным», но тем не менее, на его взгляд, «шанс на установление мира при Зеленском есть».

Зрители «Первого канала» информацию о встрече «нормандской четверки» в основном могли получать не из ток-шоу, а из выпусков новостей.

Однако если «Россия-1» и «Россия-24» транслировали брифинг полностью, «Первый» в основном показывал выступление Владимира Путина, так что у зрителя могло сложиться ощущение, что именно позиция российского президента была доминирующей на саммите. Владимира Зеленского, впрочем, тоже показали, но из его выступления выбрали лишь те кадры, где он отвечал на вопросы журналистов на русском языке, предварив их замечанием, что украинский президент в целом согласен с мнением своего российского коллеги.

Президент Украины Владимир Зеленский (на переднем плане) и президент РФ Владимир Путин (на заднем плане) перед пресс-конференцией, Париж, 9 декабря 2019 годаEPA-EFE/CHARLES PLATIAU/POOL

А вот про вопрос о транзите газа, который поднимался на личной встрече Зеленского и Путина, российские телеканалы по итогам саммита так ничего и не сказали. И действительно, чего тут говорить. Если по вопросу Донбасса приняли решение об обмене пленных и прекращении огня, то здесь всего лишь «договорились договариваться».

Российская газета «Коммерсантъ» вышла с публикацией «Саммит прошел — война осталась». Впрочем, тон статьи, в отличие от пропагандистских телеканалов, был достаточно нейтральным: автор признал, что хотя встреча в Париже превратилась в многочасовые переговоры, сенсаций не последовало. Поскольку разведение войск «не затронет всю линию фронта, это означает, что перестрелки и обстрелы в Донбассе могут продолжиться», резюмировали в публикации. Тут же отметили, сославшись на свои источники, что причиной стало то, что «отвод своих войск была не готова обеспечить и гарантировать украинская сторона».

Вопрос изменения украинской Конституции и «закрепление особого статуса для ОРДЛО, также остается нерешенным», здесь «Коммерсантъ» привел цитату Зеленского о невозможности федерализации: «Мы не допустим какого бы то ни было влияния на политическое управление Украиной. Украина — независимая страна, которая сама определяет свой политический путь». Достижением встречи в конце статьи признали согласованный «большой обмен удерживаемыми лицами».