«Газпром» победил? Как Франция поставила под угрозу существование украинской газотранспортной системы
Германия убедила Францию не противостоять строительству российского газопровода «Северный поток—2» в обмен на политические уступки. В то же время Совет ЕС получилмандат на переговоры с Европарламентом относительно изменения европейского законодательства, что позволит как сделать проект реальностью, что может поставить под удар украинскую ГТС, так и приостановить строительство газопровода.
Любомира Ремажевская
В пятницу Украина потеряла еще одного политического союзника в борьбе за транзит газа. Германия убедила Францию не противостоять строительству российского газопровода «Северный поток-2» в обмен на политические уступки. В то же время Совет ЕС получилмандат на переговоры с Европарламентом относительно изменения европейского законодательства, что позволит как сделать проект реальностью, так и приостановить строительство газопровода. Но его строительство может поставить под удар украинскую газотранспортную систему.
Почему это так важно для Украины?
Почти 87 млрд кубометров газа составил транзит российского топлива через украинские газопроводы в 2018 году. Впрочем, наша газотранспортная система (ГТС) позволяет прокачать загод почти вдвое больше — 140 млрд кубометров. По предварительным оценкам Нафтогаза, только в прошлом году транзит российского газа принес компании почти $3 млрд выручки, из которых Нафтогаз платит дивиденды в государственный бюджет.
Представим, что этого нет. Без транзита Украина незаработает на крупнейшей газовой магистрали Европы, даеще ивынуждена будет тратить деньги напостоянную поддержку еежизнедеятельности, ведь ГТС нужна постоянная загрузка. Ироссийский «Газпром», вероятно, единственный, кто может это обеспечить. Втоже время впоследние годы компания активно строит обходные пути для транзита газа вЕвропу— газопроводы «Ямал-Европа», первый ивторой «Северные потоки» и«Турецкий поток».
«Мощность двух ниток „Северного потока“— 55 млрд кубометров. Мощность двух новых ниток „Северного потока-2“— тоже 55 млрд. Тоесть напрямую изРоссии вГерманию мощность составит 110 млрд кубометров. Это даже без „Турецкого потока“ полностью заменяет транзит через Украину»,— рассказывает Громадскому партнер Московской энергетической консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин.
В то же время Крутихин указывает на то, что обходные газопроводы невыгодныМоскве — стоимость проекта составляет $44 млрд, через Украинутранзит обойдется дешевле, поэтому эксперт называет это чисто политическим шагом.
Трубы грузят на судно для транспортировки на склад временного хранения в порту Мукран на севере Германии. Склады временного хранения находятся в непосредственной близости от работающих в море трубоукладочных судов. Три других логистических центра Nord Stream 2 находятся в портах Ханко и Котка в Финляндии и в Карлсхамне в Швеции, 26 октября 2017 года. Фото:NORDSTREAM2/AXEL SCHMIDT
Почему вопросзаконодательства важен для «Газпрома»?
Навсе наземные газопроводы внутриЕС распространяется одна норма— оператор «трубы» неможет быть одновременно поставщиком газа. Кроме того, очень желательно, чтобы поставщик был неодин, анесколько. Благодаря этому вЕвропе сохраняют конкуренцию иизбегают монопольной ситуации, когда условный «Газпром» использует прекращение поставок газа как политический шантаж.
Ноэти нормы нераспространяются нагазопроводы, которые приходят вЕС издругих стран, атакже на проложенные подну моря. Например, на «Северный поток-2» (Nord Stream2, NS2).
С изменением главенствующей в ЕС страны сАвстрии на Румынию существенно изменился и политический вектор. На пресс-конференции 18 января, посвященной транзиту, глава Нафтогаза Андрей Коболев выразил надежду, что Румыния инициирует пересмотр правил газового рынка. Спустя три недели, 8 февраля, Совет Евросоюза объявило возможном пересмотре норм в мае. В первой редакции предлагали распространить правила на газопроводы, которые проходят не только внутри ЕС, нои из других стран, а также на так называемые «оффшорные» газопроводы, которые проходят по морю.
«Цель поправок вгазовую директиву— обеспечить применение правил, регулирующих внутренний рынок газа вЕС, кгазотранспортным линиям между государством-членом ЕСитретьей страной»,— говорится всообщении пресс-службы Совета Евросоюза.
Пересмотр законодательства оказался неожиданностью, ведь досих пор российский газопровод строился более или менее гладко. Извсех стран, через чьи территориальные воды должен проходить NS2, свое согласие настроительство недала только Дания, нов«Газпроме» сейчас ищут возможность обойти датский шельф.
Для «Северного потока-2» применение традиционного законодательства стало бы проблемой, ведь «Газпром» является и поставщиком, и транзитером, поэтому ему или пришлось бы впустить новых игроков в свой газопровод, или передать его в управление другим компаниям. И хотя строительство нового газопровода не остановилось бы, его экономическая эффективность была бы под вопросом.
В четверг, 7 февраля, Франция, которая ранее в вопросе «Северного потока-2» поддерживала Украину, неожиданно объявила, что поддерживает поправку, предложенную Еврокомиссией. Но все не так просто. В то же время на сайте Министерства иностранных дел страны сообщалось, что они «активно работают с партнерами, в частности, с Германиейнад возможными изменениями».
Уже 12 февраля Франция и Германия, больше других заинтересованная в проектеNS2, достигли компромисса. По данным AFP, договоренность между Германией и Францией непосредственно влияет на позицию других членов ЕС относительно газовых норм, регулирующих, в частности, работу трубопроводов из третьих стран, например,из России. Германия и Франция договорились, что нормы будут работать только в стране ЕС, где «внешний» газопровод впервые встречается с европейской сетью, а не вне ее. В случае «Северного потока-2» такая страна — Германия. То есть только на ее территории нужно будет разделить оператора и поставщика, а это вполне реально. Позже эта правка была поддержана послами ЕС. Ее судьбу весной решит Европарламент.
Состав с готовыми к укладке трубами для Nord Stream 2 прибыл в финский порт Коверхар. В Коверхаре хранятся 30% из примерно 204 тыс.труб, необходимых для строительства газопровода, 14 марта 2018 года. Фото:NORDSTREAM2/AXEL SCHMIDT
Как отреагировала Россия ичто будет дальше?
Впятницу утром пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Москва надеется на решение странами ЕСразногласийотносительногазопровода. Пословам Пескова, проект приносит пользу обеим сторонам— России иЕС, так как импорт газа изРоссии более дешевый ибезопасный, чем из США.
Это правда. Средняя стоимость поставок американского сжиженного газа наевропейский рынок зимой 2018 года была в диапазоне $265-295 за1 тыс. кубометров, тогда как средняя цена экспортных контрактов «Газпрома» заэтот период— $190 затотже объем.
Именно это неоднократно эксперты называли одним изосновных рычагов влияния наЕвропу ввопросе построения газопровода.
Михаил Крутихин убежден, что проект будет продолжен. Даже если обсуждение в конечном итоге приведет к решительным изменениям в газовой директиве ЕС, «Газпром» надеется получить послабления. «Если в итоге голосование окажется отрицательным, то это будет огромным рычагом для Украины в переговорах с „Газпромом“ о будущем транзите газа через страну», — говорит эксперт.
В ходе переговоров Нафтогаз намерен добиться заключения с «Газпромом» нового долгосрочного транзитного контракта, по меньшей мере на десятьлет. При этом объемы транзита в Европу должны быть экономически выгодными для Украины. Это означает, что мощность украинского газопровода должна быть максимально загружена. Ранее назывался объем не менее 140 млрд кубометров в год. При этом украинская компания требует от российской стороны соблюдения решений международного арбитража и осуществления транзита в соответствии с европейским энергетическим законодательством.
Вместе с тем в Нафтогазе уже выразили обеспокоенность относительно новой поправки от Франции и Германии. «Если будет „Северный поток-2“ и если россияне, с большой вероятностью, запустят „Турецкий поток“, то объем транзита украинской системой будет примерно равным нулю», — заявил глава Нафтогаза Андрей Коболев в эфире «Свободы слова» в понедельник, 11 февраля.
Поего словам, украинская власть объясняет международным партнерам, что, идя наякобы коммерческий проект газопровода «Северный поток-2», они могут фактически открыть дорогу для российских танков натерриторию Украины.
Официально Громадское не получило ответов ни от Европейского энергетического секретариата, ни отЕврокомиссии.
Впрочем, источники Громадского вЕврокомиссии говорят, что сейчас кажется, будто бы ситуация складывается впользу России, но еебудут использовать для сдерживания «Газпрома», вчастности— для решения вопроса транзита через Украину. «Высока вероятность того, что принятие решения относительно законодательства отложат доконца весны, когда планируется продолжение переговоров потранзиту. Это может стать рычагом для Украины, возможностью повернуть ситуацию всвою пользу»,— говорит источник.
Кроме того, позиция Европарламента в корне отличается от поправки Франции и Германии, ведь она является своеобразным «энергетическим сепаратизмом» и не будет способствовать объединению Европы. Поэтому вероятность того, что Европарламент таки остановит российскую экспансию, достаточно велика.
Этот материал также доступенна украинском языке.
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.
- Поделиться: