Конец самостоятельного Кашмира. Как Индия отменяет автономию проблемного штата на границе с Пакистаном

Индийские военные стоят на страже во время комендантского часа в Джамме, зимней столице Кашмира, Индия, 6 августа 2019 года
Индийские военные стоят на страже во время комендантского часа в Джамме, зимней столице Кашмира, Индия, 6 августа 2019 годаEPA-EFE/JAIPAL SINGH

«Мы не знаем, что происходит в Кашмире, мы даже не знаем, живы ли там наши семьи или нет. У нас нет с ними никакой связи, потому что там не работает интернет, телефоны и телевидение. Невозможно добраться домой: хотя есть авиарейсы, транспорт внутри региона практически заблокирован», рассказывает Громадскому 20-летний выходец из Кашмира Перрей Шоукат.

Он изучает фармакологию в техническом университете соседнего штата Пенджаб. Дома, в Кашмире, парень в последний раз был месяц назад. «4 августа я звонил родителям, и они рассказали мне, что в автономии усилили военное присутствие. А на следующий день я уже не смог дозвониться. Вскоре узнал, что статья 370 отменена, и был шокирован».

370-я статья индийской конституции, которую вспоминает Шоукат, гарантировала особый статус в составе Индии штата Джамму и Кашмир, население которого составляет более 12,5 млн человек. 5 августа стало известно, что индийское правительство решило отменить ее. Постановление, в котором содержится соответствующее предложение, уже подписал президент Индии Рам Натх Ковинд, и «вступить в силу оно должен немедленно». Это решение вызвало бурную реакцию в Кашмире высокогорном приграничном регионе, за который более полувека идет борьба между ядерными государствами Индией и Пакистаном. Что это значит и к чему может привести?

Конец автономии

Статья 370, а также связанная с ней статья тридцать пятой конституции Индии действовали более 70 лет, как была провозглашена независимость Индии и Пакистана от Великобритании. Они гарантировали значительную автономию для Джамму и Кашмира. У этого штата, в котором большинство составляют мусульмане, единственного среди 29-ти в Индии была собственная конституция, флаг и права на принятие самостоятельных решений по почти всем вопросам. Законы, принятые федеральным правительством Индии, начинали здесь действовать только после того, как их поддерживало местное правительство.

Статья тридцать пятый позволяла властям штата определять своих «постоянных жителей», которые имели кашмирскую прописку, могли покупать недвижимость и работать в органах власти. Другим этого не было разрешено. В штате работала система квот: при трудоустройстве предпочтение отдавалось именно кашмирцы. Теперь это в прошлом.

Лишить Джамму и Кашмир автономии было предвыборным обещанием индийской националистической партии «Бхаратия Джаната» (Индийская народная партия) действующего премьера Нарендры Моди. Она на выборах весной 2019-го получила большинство. Согласно индийскому законодательству, отмену автономии штата должно утвердить и местное правительство. Однако с июня управление штатом осуществляло федеральное правительство через губернатора.

Отмена статьи означает не только то, что Кашмир перестает быть автономией он перестает быть штатом вообще. Согласно решению индийского правительства, теперь это союзная территория (в дополнение к семи уже существующих в Индии). А у нее значительно меньше прав, нет привилегий для коренных жителей, и управление ею осуществляется из федерального центра. Штат разделят на две части выделят союзную территорию Ладакх, где доминирующей религией является буддизм.

Индийские военные проверяют документы во время комендантского часа в Джамме, зимней столице Кашмира, Индия, 5 августа 2019 годаEPA-EFE/JAIPAL SINGH

Зачем это делают и какая реакция?

«С формальной точки зрения такие действия нормальные, потому что это принял большинством парламент 370 голосов "за" — это очень большая цифра. Это решил народ. Единственный нюанс — было ли это согласовано с национальной ассамблеей определенного штата? Но сейчас такой ассамблеи в Кашмире нет. Кашмир сейчас находится под фактической властью губернатора. А его согласие получили», объясняет Громадскому глава правления Восточноевропейского института развития Мридула Гош.

Она подчеркивает: предоставление особого статуса Кашмира в 1949 году было переходным и временным положением, прописанным в конституции. Поэтому рано или поздно эта статья должна исчезнуть, говорит эксперт. Жителям Кашмира с тех пор несколько раз обещали референдум, на котором они могли бы определиться с желаемым статусом. Впрочем, за 70 лет он так и не состоялся. В 1951 году, например, после очередных выборов в регионе Индия заявила, что референдум больше не нужен несмотря на настояния Пакистана и ООН.

По словам Мридули Гош, неожиданным стало то, что так резко снизили статус штата. Зачем это сделали? Как объясняют индийские власти, мотивы по изменению статуса Кашмира прежде всего экономические и оборонные. Определенная изолированность штата и особенности устройства тормозят его развитие.

«Индийцы (не являются коренным населением Кашмира — ред.) не могут инвестировать в землю или собственность, как это могли бы делать фирмы или многонациональные корпорации. Таким образом они могли бы предоставить работу молодым людям Кашмира», говорится в объяснении власти по поводу отмены статьи 370. Без этого в регионе растет безработица, которая является почвой для радикализации региона, аргументируется в сообщении.

Мридула Гош отмечает: если Кашмир перестанет быть территорией с особыми правами, люди будут вкладывать в него средства, иными станут отношения между регионом и Нью-Дели. «Если спросить людей — везде говорят: почему они особенные? Мы хотим, чтобы была одна страна и одна конституция. Центр имеет на это право. За последние 30 лет у нас многие штаты были разделены — для простого администрирования», отмечает Гош.

Мусульманская женщина проходит через безлюдную площадь в Шринагаре, летней столице Индии, где дежурят правительственные военные, Индия, 7 августа 2019 годаEPA-EFE/FAROOQ KHAN

В то же время бывшая главный министр Кашмира Мехбуб Муфти, которую с момента отмены автономии штата взяли под домашний арест, заявила, что кашмирцы теперь чувствуют себя обманутыми. «Мы, люди, которые поверили в конституцию Индии, оказались неправы. Нас подвела та же страна, которой мы уступили», отметила Муфти.

По ее словам, Кашмир сделал неправильный выбор, в 1947 году присоединившись к Индии, а не Пакистану. А министр информационной политики Пакистана Фават Чоудхури назвал отмену статьи 370 «второй Палестиной» из-за попыток действующего премьера Индии Нарендры Моди «изменить демографическую ситуацию в штате и привлекая переселенцев в Кашмир».

Однако кашмирцы чувствуют себя преданными, и плюсов в этом пока не видят. «Полиция и войска отпугнули наших гостей. И хотя я был шокирован, когда услышал, что Индия забрала наш специальный статус, некоторые индийские туристы в моем доме радовались. Я не мог выразить им свое недовольство. Глубоко внутри я чувствовал себя так, будто сначала украли наши голоса, и теперь и нашу землю», рассказал владелец гостевого дома в Кашмире Джеханджир Ахмад журналистам Al Jazeera.

Власти Индии, предчувствуя волну недовольства, накануне решения об отмене автономии направили в Кашмир дополнительные военные силы. И это несмотря на то, что в регионе и так размещено от 500 до 700 тыс. индийских солдат, это делает его одной из самых милитаризованных зон мира.

Кроме того, в Кашмире в последние дни выключили мобильный и интернет-связь, а работу журналистов ограничили. «У нас есть четкие указания сверху, что ни один журналист не должен здесь передвигаться», сообщили работники индийской армии «Аль-Джазира» после попытки медийщиков пересечь пропускной пункт у Сринагара (летняя столица штата Джамму и Кашмир). Несмотря на все, журналистам удается попасть на территорию Кашмира.

Пакистанская журналистка Юсра Аскари, работающая в городе Карачи, считает такой подход нарушением прав человека. «Люди должны иметь возможность решать такие вопросы (об отмене независимости — ред.) самостоятельно, потому что они всегда говорили, что хотят быть самостоятельными, нельзя просто заставить их замолчать. Надо, чтобы их услышали и увидели. А отмена статьи будто сделала Кашмир невидимым», рассказывает Аскари Громадскому.

Сотни людей вышли выразить свой протест против отмены автономии Кашмира в индийской столице Нью-Дели. Они заявили, что решение индийского правительства это «смерть демократии в стране» и требовали пересмотреть его. Рахул Ганди, лидер оппозиционной партии «Национальный Конгресс», которая много лет руководила Индией, осудил действия власти. «Эту нацию формируют люди, а не куски земли. Это злоупотребление властью будет иметь ужасные последствия для нашей национальной безопасности», написал он в Твиттере.

В Кашмире, несмотря на усиление военного присутствия, проходят протесты, были сообщения о том, что люди бросают камни в военных. Индийские власти также задержали более 300 кашмирских политиков и активистов, чтобы избежать беспорядков, пишет Euronews.

Индийские нелегальные трудовые мигранты, работавшие в Кашмире, бегут из региона на поездах через аварийные окна, железнодорожная станция Джамму, Индия, 8 августа 2019 годаEPA-EFE/JAIPAL SINGH

Реакция и что будет дальше

Критики рассматривают отмену статьи 370 как стремление заселить преимущественно мусульманский Кашмир индуистами. Пакистан осудил это решение и назвал нарушением резолюции ООН. 7 августа Исламабад выслал посла Индии и приостановил торговлю с ней. Пакистан планирует обсудить этот вопрос на уровне Совета Безопасности ООН.

Отмена автономии Кашмира обострила и без того напряженные отношения между Индией и Пакистаном (последняя эскалация была только в феврале, когда в результате теракта погибли 40 индийских солдат). Дойдет ли на этот раз дело до вооруженного конфликта открытый вопрос. Учитывая ситуацию на данном этапе, эксперты сомневаются в этом.

Мридула Гош отмечает, что Индия подготовилась к возможным столкновениям, разместив на территории Кашмира дополнительные силы. «Там достаточно армии. Простые люди напуганы, а выходят [на протесты] обычно молодые безработные люди. Я не думаю, что там будут какие-то беспорядки, центр должен это контролировать», — говорит эксперт. Но добавляет: «Хотя сейчас там ходят по лезвию — психологию толпы невозможно предвидеть».

Анджела Штанцель, старший научный сотрудник европейского аналитического центра European Council on Foreign Relations, считает, что об угрозе войны между ядерными государствами пока речь не идет. Однако беспорядки, столкновения между военными и усиление поддержки милитаризированных групп, которые совершают теракты в обеих странах, вполне вероятный вариант развития событий.

«Обе страны часто используют Кашмир как инструмент давления на другое правительство. Пакистанское правительство, особенно военные, боятся быть незначительными, игнорируемыми, не играть никакой роли. А конфликт — это путь, чтобы получить больше внимания, поддержки и т.д.», объясняет Штанцель. Она говорит: с позиции Индии отмена автономии Кашмира выглядит оправданной, однако для международного сообщества это не демократическое решение.

Не исключено, что под давлением международного сообщества Индия отменит решение о лишении Кашмира автономии, считает эксперт. «Возможно, через международное давление и дипломатические усилия, Индия может понять, что отменить решение — в ее интересах», отмечает Штанцель.

Массовые протесты в столице Пакистана — Пешаваре, из-за того, что правительство Индии отменило особый статус для преимущественно мусульманского региона Кашмир, 6 августа 2019 годаEPA-EFE/ARSHAD ARBAB

70 лет конфликта

Споры Кашмир между Индией и Пакистаном продолжаются уже более полувека. В 1947 году в результате распада колониальной Британской империи образовались два независимых государства индуистская Индия и мусульманский Пакистан. Регион Джамму и Кашмир, площадь которого чуть меньше площади Великобритании, в то время управлялся местным принцем махараджей Хари Сингхом. Тот исповедовал индуизм и решил присоединить основной мусульманский регион в Индию.

Пакистан попытался занять территорию, Индия на это ответила силой. С тех пор между двумя странами не спадает напряжение. С 1989 года в Кашмире продолжается повстанческая борьба против правления Индии, жертвами которой стали по меньшей мере 40 тыс. человек.