Крымское сопротивление. Как Россия оккупировала полуостров — хронология событий
26 февраля 2014 года в Симферополе произошли события, которые и по сей день считаются символом гражданской борьбы крымчан против сепаратизма. Многолюдный проукраинский митинг, который помешал легализации российской оккупации, и сегодня разрушает российский миф о полной поддержке крымчанами событий той весны. С2016 года 26 февраля отмечается как День крымского сопротивления российской оккупации.
Сергей Мокрушин
26 февраля 2014 года в Симферополе произошли события, которые и по сей день считаются символом гражданской борьбы крымчан против сепаратизма. Многолюдный проукраинский митинг, который помешал легализации российской оккупации, и сегодня разрушает российский миф о полной поддержке крымчанами событий той весны. С2016 года 26 февраля отмечается как День крымского сопротивления российской оккупации.
Предпосылки: Майдан и антимайдан
Чтобы ответить на вопрос«Что происходило в те дни в Крыму?», надо взглянуть на полуостров, каким он был весной 2014 года. Регион, всегда благосклонный к Виктору Януковичу, не остался в стороне от революционных событий. Для защиты власти регионалов в Киев из Крыма привезли не только сотрудников «Беркута». Гражданских крымчан вербовали через центры занятости и специально арендованными поездами везли в столицу на Антимайдан.
Крымские власти неоднократно поддерживали Януковича, ауже 20февраля спикер парламента АРВладимир Константинов, находясь вМоскве, начал открыто угрожать отделением Крыма вслучае победы революции.
Вовремя событий наМайдане погибло четверо крымчан — сотрудник «Беркута» Андрей Федюкин, служащие внутренних войск Виталий Гончаров иДмитрий Власенко, атакже активист Евромайдана Сергей Кемский.
Но пропаганда считала погибших крымчан сотнями — в сети и в контролируемых регионалами СМИ быстро распространялись слухи о расстреле под городом Корсунь-Шевченковский автобусов с крымчанами-антимайдановцами. И хотя автобусы под Корсунь-Шевченковским действительно останавливали, а людей, которые в них находились, били, расстрелы, о которых сообщал крымский штаб «Партии регионов», оказались фейком.
Информацию быстро опровергли, но опровержения крымские СМИ уже не транслировали. Новости о расстрелах выглядели весьма органично в эфире ГТРК «Крым», которая на деньги из украинского бюджета уже несколько месяцев рассказывала крымчанам о «фашизме» и «коричневой чуме» на Майдане, а впоследствии стала главной информационной площадкой оккупантов под вывеской «Первый крымский».
Этот пропагандистский «фарш» хорошо готовил крымчан коккупации полуострова. Впрочем, напомощь местных Россия неочень полагалась— еще вдвадцатыхчислах февраля вКрыму заметили подозрительные перемещения военных Черноморского флота России.
Депутат Госдумы России Алексей Журавлев вместе с главарем «Русского Единства» Сергеем Аксеновым презентовали вСимферополе «Антифашистский славянский фронт».
С помощью паромной переправы и на самолетах в Крым везли «контингент», который уже через несколько дней сыграл роль пророссийских крымчан на массовых мероприятиях и возле украинских военных частей. Первое расследование о таких «спецтуристах» обнародовала летом 2014 года российская «Новая газета» (читайте1,2части).
Вооруженные российские военные в форме без опознавательных знаков блокируют южную военно-морскую базу ВМС Украины в Новоозерном, вблизи Феодосии, Крым, 3 марта 2014 года. Фото:EPA/ARTUR SHVARTS
Крымские силовики: мобилизировали «титушек», молчали обугрозе
Что делали крымские силовики вэто время? Создается впечатление, что ничего. Ведь главной новостью ссовещания премьера Анатолия Могилева (генерал-полковника милиции) сруководителями крымских МВД иСБУ могли стать заретушированныечасы, ноникак неиностранное вторжение вКрым.
Допоследнего крымские силовики будут предостерегать крымчан от«опасных» ультрас, фанатов «Таврии», которые витоге стали одной изнемногих организованных проукраинских сил, способных давать отпор пророссийским провокаторам вовремя уличных акций.
Еще одна функция крымских силовиков впередоккупационные дни— мобилизация «титушек», разоблаченная вКерчи и Симферополе.
Обугрозе вторжения тогда никто непредупреждал (когда крымские МВД иСБУ полностью перешли насторону России впервые же дни оккупации, стало понятно, почему).
После побега Виктора Януковича крымские сепаратисты активизировали мобилизацию местного населения. 23 февраля отряды «народных дружин» создавали прямо возлездания крымского парламента. В Севастополе в этот день толпа провозгласила «народным мэром» Алексея Чалого.
Пророссийский отряд «народных дружин» возле здания крымского парламента в Симферополе, Крым, 21 февраля 2014 года. Фото:АЛЕКСЕЙ СУВИРОВ/УНИАН
Проукраинские силы полуострова отвечали на это собственными уличными акциями. Несмотря на то, что значительная часть проукраинских активистов еще была в Киеве, а в Крыму «титушки» действовали под прикрытием милиции, в Симферополе удавалось собирать многолюдные митинги. Например, того же 23 февраля, когда многотысячный митинг потребовал убрать с главной площади Симферополя памятник Ленину.
25 февраля — очередной пророссийский митинг под крымским парламентом. И первая попытка вывесить российский флаг. К митингующим вышел Владимир Константинов и пообещал, что на следующий день Верховная Рада Крыма рассмотрит вопрос об объявлении референдума и обращении к России насчетпринятия полуострова в свой состав. В этот день в Ялте заметили российских военных, которые передвигались с откровенным нарушением соглашений о базировании на территории Украины.
Митинг 26февраля
Реакция наэто была быстрой. Меджлис крымских татар назначил на11утра 26февраля митинг перед Верховной Радой Крыма. Чуть позже тудаже пригласил пророссийские силы Сергей Аксенов.
Здание крымского парламента местные давно прозвали «Пентагоном» из-за визуальной схожести созданием Минобороны США. Но у наиболее узнаваемойчастиздания Рады не пять углов, а восемь. Двор внутри этого «Октагона» 26февраля 2014 года стал полем уличного противостояния, которым на один день удалось отсрочить начало открытой оккупации Крыма.
Фактически митинг начался до 11 утра. Крымские татары, проукраинские активисты, футбольные фанаты — участников митинга за территориальную целостность Украины было, по разным оценкам, от семидо десяти тысяч.
Позже двор Верховной Рады Крыма начали заполнять пророссийские активисты. Даже с учетом подвоза большей части митингующих автобусами из Севастополя и Евпатории, пророссийские силы оказались в меньшинстве — примерно пять тысяч человек.
Около 500 сотрудников милиции, присутствующих на митинге, от обеспечения порядка впоследствии фактически устранились. Ближе к 14 часам между митингующими начались первые столкновения. Из-за давки в тот день погибли два человека.
Противостояние между сторонниками единства Украины и пророссийскими активистами возле Верховной Рады Крыма в Симферополе, Украина, 26 февраля 2014 года. Фото:EPA/ARTUR SHVARTSПротивостояние между сторонниками единства Украины и пророссийскими активистами возле Верховной Рады Крыма в Симферополе, Украина, 26 февраля 2014 года. Фото:EPA/ARTUR SHVARTSПротивостояние между сторонниками единства Украины и пророссийскими активистами возле Верховной Рады Крыма в Симферополе, Украина, 26 февраля 2014 года. Фото:EPA/ARTUR SHVARTS
Втот день Верховная Рада Крыма несобрала кворум— пришли 49депутатов изнеобходимых 51. Коллег президиум крымского парламента ждал почти до 16часов, когда проукраинские активисты вытеснили пророссийских содвора парламента ивошли вздание.
Убедившись втом, что заседание отменено, участники митинга заединство Украины покинули здание идвор крымского парламента. Милиция ичасть пророссийских активистов остались наместе. Главарь «Русского Единства» Сергей Аксенов вечером вэфире ГТРК «Крым» рассказывал, что требования присоединения кРоссии— это исключительно провокации.
Уже через несколько часов, в ночь на 27 февраля, здания Верховной Рады и Совета министров Крыма захватили российские военные без опознавательных знаков. Действующий на то время крымский премьер, генерал-полковник милиции Анатолий Могилев, тогда так и не выяснил, кто же захватил его рабочее место: «Взяли мой мобильный телефон и по этому телефону они свяжутся в тот момент, когда будут готовы с кем-то разговаривать». Впоследствии террористы рассказали все сами.
Главарь «Русского Единства» и будущий самопровозглашенный глава Крыма Сергей Аксенов (справа) возле здания крымского парламента в Симферополе, 27 февраля 2014 года. Фото:EPA/ARTHUR SHWARTZ
Проукраинские акции во время оккупации
Захват административных зданий стал началом открытой стадии российской оккупации Крыма. В следующие дни была захвачена паромная переправа в Керчи, выставлены блокпосты «Беркута» и так называемых «казаков» на въезде в Севастополь и на Перекопском перешейке на въезде на полуостров. Россия начала неконтролируемое перебрасывание военного и специального контингента в Крым.
Но акции гражданского протеста против оккупации продолжались, несмотря на то, чтотеперь они проходили под дулами автоматов российских военных.
Третьего марта крымский татарин Решат Аметов после неудачной попытки мобилизоваться в украинскую армию (военкомат Крыма уже был захвачен) совершил одиночный пикет перед захваченным Советом министров Крыма. В прямом эфире его затолкалив машину и увезли в неизвестном направлении. Черездве недели его тело нашли в лесополосе со следами пыток.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Дело 26 февраля: в оккупированном Крыму вынесли очередные приговоры по сфабрикованному делу
8 марта по полуострову прокатилась акция «Женщины Крыма за мир». А на следующий день перед проукраинским митингом к 200-летию Шевченко на железнодорожном вокзале Симферополя милиция вместе с аксеновскими «дружинниками» похитила организаторов Андрея Щекуна и Анатолия Ковальского. Их долго удерживали и пытали в республиканском военкомате. Митинг тогда все равно состоялся.
Последний проукраинский митинг с демонстрацией символики и лозунгами прошел в Симферополе на второй год российской оккупации. Его участников Леонида Кузьмина, Вельдара Шукурджиева и Александра Кравченко задержали и приговорили к исправительным работам. Все фигуранты «шевченковского дела» сейчас находятся на материке.
В 2015 году стало окончательно ясно — в Крыму даже цвета национального флага Украины под фактическим запретом. Дальнейшая фабрикация дела против крымчанина Владимира Балуха стала очередным подтверждением этому: за отказ снять флаг с крыши дома против фермера возбудили уголовные производства. В итогесфабриковали три, Балуха приговорили к почти пяти годамзаключения.
По событиям26февраля оккупанты тоже начали уголовное производство. По нему преследовались исключительно участники проукраинского митинга.
Вотдельное производство выделили дело заместителя главы Меджлиса Ахтема Чийгоза. Сергей Аксенов, главный организатор пророссийского митинга, проходил поделу как свидетель.
Вэтой ситуации единственная позиция, которую еще разрешено открыто демонстрировать крымчанам— солидарность. Икрымчане делают это. Они вместе собирают деньги наштрафы, приходят поддерживать политзаключенных назаседания «судов», помогают детям, чьих родителей репрессировала оккупационная власть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Крым. Наши дети
Так собирали ивозили помощь украинским военным, которые попали вроссийский плен врезультате инцидента вКерченском проливе.
Этот материал также доступенна украинском языке.
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.
- Поделиться: