Кто такой мистер Зеленский: как знакомились Запад и «ЗеКоманда»

В начале предвыборной кампании Владимир Зеленский описывал свою внешнеполитическую стратегию так: «Мы за любой союз без потери суверенитета». Формально кандидат в президенты заявлял свою приверженность ЕС и НАТО, но идея с референдумом вызвала вопрос: не является ли это способом замедлить евроинтеграцию, заигрыванием с Россией? В течение трех месяцев штаб Зеленского постоянно уточнял довольно общие позиции своего кандидата. Понял ли он, что такое реальная внешняя политика, и какое впечатление произвел на международных партнеров Украины — в материале Громадского.
В течение двух недель после первого тура выборов мы пообщались с несколькими десятками собеседников — дипломатами ключевых миссий в Киеве, чиновниками и аналитиками в Брюсселе, Вашингтоне, Берлине, Париже и Лондоне. Большинство из них признают, что поздно начали интересоваться идеями шоу-бизнесмена — почти перед первым туром. Представители всех посольств и государственных институтов одинаково подчеркивают конкурентность выборов и повторяют: «Не мы, а украинцы выбирают президента». За несколько дней до окончательного выбора риторика с: «Кто такой мистер Зеленский?» Изменилась на «Как работать дальше?».
Первое впечатление
В январе этого года, после новогоднего заявления о намерении балотироваться в президенты, Владимир Зеленский встретился в Киеве с послами стран «Большой Семерки».
Один из представителей европейского дипломатического представительства описывает ее как «провальную»: «Он произвел впечатление человека, совершенно не подготовленого к общению с послами и не понимает, зачем такое общение нужно».
Собеседник Громадского, который не присутствовал на встрече, но является близким человеком к ее участникам, утверждает, что один из дипломатов спросил Зеленского о его позиции по Донбассу. Тот якобы ничего конкретного не ответил, но отметил, что готов встретиться с Путиным. В ответ на это дипломат попросил предупредить об этой встрече заранее — мол, чтобы дипломатические представительства успели эвакуировать, потому что «Киев будет гореть».
Собеседник Громадского уверяет: это была не просто шутка, а то и вообще не шутка. И напоминает историю голосования Верховной Рады по поводу изменений в Конституцию относительно статуса отдельных районов Донецкой и Луганской области 31 августа 2015 года оно закончилось столкновениями националистов от «Свободы» с силовиками и взрывом гранаты — погибли 4 бойца Национальной гвардии. Законопроект тогда проголосовали в первом чтении и больше к нему не возвращались.
Звучал в той встрече и другой ключевой вопрос — о связи Зеленского с олигархом Игорем Коломойским, к которому Запад относится с особой осторожностью. Напомним, что национализация ПриватБанка, который до 2016-го года принадлежал олигарху, была одним из требований для предоставления Украине очередного транша МВФ. Сейчас Коломойский оспаривает законность национализации своего бывшего актива в судах Украины и Великобритании.
«Зеленский отметил, что с Коломойским обычные коммерческие отношения, на основе контрактов», — рассказал чиновник одной из европейских дипломатических учреждений.
Публично январскую встречу с Зеленским дипломаты комментировать не хотят — любое заявление может трактоваться как вмешательство в украинские выборы. Поэтому подробности той январской встречи обросли пересказами в разных лагерях.

И в феврале знакомство команды Зеленского с европейскими чиновниками продолжилось. На этот раз в Брюсселе. В столицу ЕС поехали представители ключевых кандидатов в президенты. Юлию Тимошенко представлял нардеп Григорий Немыря, Петра Порошенко — его советник Ростислав Павленко, Анатолия Гриценко — народный депутат Светлана Залищук, а Владимира Зеленского — Ирина Венедиктова, его советник по правовым вопросам.
В одном из европейских дипучреждений отмечают: на фоне других штабистов Венедиктова, без соответствующего опыта, путая названия европейских институтов произвела крайне слабое впечатление. Позже в эфире Громадского она будет уверять: внешняя политика — не ее специализация. Вскоре в штабе появится другая фигура.
Работа над ошибками
Тогда же в феврале к команде Зеленского присоединяется экс-министр финансов Александр Данилюк.
«Он первым делом успокоил международное сообщество и рынки: мол, гривна не обвалится», — рассказывает чиновник одного из европейских дипучреждений.
Сам Данилюк рассказал Громадскому, что пришел в «ЗеКоманду» уже после визита Венедиктовой в Брюссель и изначально планировал сконцентрироваться на вопросах внутренней, а не внешней политики. «Но было очевидно, что именно это (внешняя политика) — слабое место штаба, поэтому я занялся внешними коммуникациями, и это у меня пока неплохо получается».
По словам другого советника Зеленского, народного депутата Сергея Лещенко, кандидат рассматривает возможность в случае победы на выборах внести кандидатуру Данилюка на должность министра иностранных дел. Сам Данилюк называет эту информацию преждевременной.
«Данилюк фактически "легализовал" Зеленского в глазах наших международных партнеров», — утверждает Виталий Шабунин, глава правления Центра противодействия коррупции, и объясняет — у экс-министра финансов хорошая репутацию в глазах представителей Международного валютного фонда, ведь в 2017 году он успешно провел переговоры с МВФ, которые закончились предоставлением Украине очередного транша кредита, и успешно выходил на рынки внешнего займа.

То, что присутствие Далинюка и экс-министра экономики Айварас Абрoмавичуса в команде Зеленского заставила смотреть на кандидата серьезно, лично подтвердили Громадскому несколько европейских представителей послов.
Сам Абромавичус в разговоре с Громадским объяснил, что лично устраивал встречу Зеленского с международным бизнесом. Актера спросили об «отношении Василия Голобородько, которого играет Зеленский в сериале «Слуга народа», к МВФ». В сериале международных партнеров Украины изображено в стиле классической теории заговора — «брюссельского обкома», что наживается на дешевой рабочей силе.
В разговоре с международным бизнесом Зеленский подчеркнул: на кино не стоит обращать внимание — сам он более рассудительный. Но в этом и уникальность кампании, которая построена на виртуальной агитации: можно нравиться зрителю-избирателю и одновременно избегать политической ответственности.

«Абсолютно правильные вещи» о сотрудничестве с МВФ Зеленский говорил и на встрече Наблюдательного Совета на форуме «Ялтинская европейская стратегия» фонда бизнесмена Виктора Пинчука. В нее входят бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, экс-министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, глава Мюнхенской конференции по безопасности Ишингер и экс-президент Европейского парламента Пэт Кокс — они позиционируют себя «ярыми друзьями Украины на Западе».
«До конца не было ясно, понимает ли он, насколько затруднительна финансовая ситуация в государстве и насколько Украина зависима от этих денег», — объясняет собеседник Громадского, который присутствовал на беседе.
Вместе с Сергеем Лещенко Данилюк начал работать над тем, чтобы Запад стал понятен Зеленскому, а кандидат — Запада. Так, было организовано встреча со спецпредставителем США по вопросам Донбасса Куртом Волкером.
«США не поддерживают ни одного из кандидатов. Мы поддерживаем принципы и готовы работать с любым кандидатом, которого изберет украинский народ», — отметил американский дипломат Громадскому сразу после первого тура выборов. Эту же фразу неоднократно публично повторяла посол США в Украине Мари Йованович.

Между Берлином и Парижем
Один из главных аргументов избирательной кампании Петра Порошенко — президент является главным дипломатом, у него прекрасные отношения с западным истеблишментом.
По словам различных собеседников Громадского в Брюсселе, после первого тура окружение президента доносило идею, что только он — надежный лидер. На следующий день после голосования на сайте Администрации президента появились два сообщения о поздравлениях Порошенко с выходом во второй тур с — от канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Европейского совета Дональда Туска. Оба поздравления нехарактерны в период между турами, и публиковались только на сайте президента Украины, а не на платформах европейских политиков. Пресс-служба Туска уточнила Громадскому, что украинский президент сам инициировал звонок.
И Европейский Союз действительно обычно предпочитает «не менять коней на переправе», — европейские чиновники, которые работали в Киеве во время событий на Майдане, напоминают, что и осенью 2013 года ЕС до последнего считал, что главный политический субъект страны — Виктор Янукович.
Известная своей консервативностью по отношению к партнерам и Ангела Меркель. Ей проще работать с предсказуемым человеком, отмечают европейцы. Немецкие дипломаты добавляют: с Порошенко у Меркель сложились действительно хорошие личные отношения. Все же источники Громадского в Берлине уточняют, что Германия готова работать с Зеленским, особенно помогать в процессе урегулирования конфликта на Донбассе.

Тот факт, что французский президент Эмманюэль Макрон согласился на встречу с обоими кандидатами, также трактуют как договоренность Берлина и Парижа задействовать разные политические силы. И темперамент французского президента совсем другой — ему важны личности.
О подробностях встречи 12 апреля «ЗеКоманда» не сильно распространяется. Данилюк характеризует ее как «ознакомительную». По его словам, лейтмотивом была тема коррупции и то, как она замедляет темпы евроинтеграции Украины. Еще одна тема — Донбасс и будущее Нормандского формата.
«Наша позиция — Нормандский формат не исчерпал себя, а иногда даже искусственно тормозился, и мы не планируем из него выходить», — заверил Данилюк Громадское. По его словам, о возможности прямых переговоров с Путиным без международных партнеров Зеленский не вспоминал.
Елисейский дворец после встречи был крайне осторожен в комментариях, даже журналистам ключевых французских изданий, с которыми также пообщалось Громадское. Сама встреча, которая состоялась после объявления результатов первого тура, имела совершенно другой контекст, нежели общение с дипломатами в начале года.
Переломным для Запада стали результаты первого тура, в частности то, что Зеленский получил преимущество в большинстве регионов Украины. «Зеленая карта» голосования, а также факт, что актер получил почти такой же уровень поддержки среди военных, как и действующий президент — то, что чаще всего упоминалось в Брюсселе в первые дни после выборов. Тогда как руководитель группы поддержки Украины в Европейской комиссии Питер Вагнер, глава Генерального директората по вопросам соседства и расширения Европейской Комиссии, в свое время занимался отношениями с ЕС, добавил: «В Греции нам приходилось работать и с левыми, и правыми. Поэтому для нас это ничего не меняет. Главное — украинский избиратель».

НАТО и референдум
Формально и публично Зеленский говорит о западном курсе. Слабым местом является идея о референдуме относительно вступления в НАТО, за которую цепляются оппоненты из команды Порошенко.
Среди западных экспертов и бывших чиновников царит непонимание. Так, экс-заместитель генсекретаря НАТО Александр Вершбоу отмечает: «Референдум — часть демократического процесса. Порошенко говорил, что проведет референдум в подходящее время, когда Украина будет подавать заявку на членство через несколько лет. Но есть вопрос: таким образом Зеленский хочет замедлить процесс вхождения в НАТО или, наоборот, ускорить?». Прагматики говорят: Зеленский таким образом заигрывает с избирателями, которые менее положительно относятся к Альянсу.
Аналитики из прореспубликанского «ястребиного лагеря» задают украинцам вопрос о том, не будет ли Зеленский более мягким в отношении России. В то же время разговоры об «агенте Кремля» не воспринимаются как серьезные. Более того, одна из европейских дипломатов добавляет: «В конце концов, если люди хотят мира, то результат выборов отобразит желание украинского народа». У дипломатов, задействованных в решении российско-украинского конфликта, есть собственные опасения, но одновременно они выражают надежду: любое изменение может быть лучше, чем статус-кво, который устраивает, в первую очередь, Кремль, а не украинских граждан, которые напрямую страдают от конфликта. Мол, новый человек во главе государства таки дает шанс на сдвиг.
«Путин потенциально может прибегнуть к какому-нибудь символическому жесту — например, обменять пленных, но только для того, чтобы продемонстрировать, что проблема была именно в Порошенко», — рассуждает один из бывших дипломатов, привлеченных к вопросу урегулирования конфликта на Донбассе.
Кроме беспокойства одних, ощущается и определенный энтузиазм других. Приветствуют не только прозрачность и конкурентность выборов, но и высокую явку, особенно на востоке страны — в регионе, который в представлении западных дипломатов показывал свою оторванность от «киевской политики». Третье — участие молодежи, что в современном мире является мечтой каждого современного политика. Отмечают и тот факт, что прозападный курс держит русскоязычный украинец. А его кампания является ответом президентскому «армия, вера, язык», — лозунгу, который воспринимался как архаичный, не отвечающий главному запросу украинского населения — преодолеть бедность, решить экономические проблемы.
Замена экономической повестки идеологической может мобилизовать активное меньшинство, но не вдохновляет большинство. «Язык и вера — это вообще понятия из сферы личных прав», — добавляет еще один бывший дипломат, задействованный в вопросе урегулирования конфликта на Донбассе.

Мировой тренд: виртуальность
Современная кампания Зеленского, проведенная в инстаграме и в сериале «Слуга народа» на популярном телеканале, войдет в учебники мировых политтехнологий. Об этом в унисон говорят западные эксперты. Это одинаково «и раздражает, и интригует».Раздражает, потому что прямая связь с народом через соцсети обходит классические институты либеральной демократии. Апелляция к избирателю напрямую является признаком популизма — лидер настаивает на своей «особой связи с народом».
Американцы легко объясняют себе симпатии к Зеленскому «феноменом Трампа», британцы вспоминают Brexit. Эти два случая категорически непопулярны среди западных политиков-евроатлантистов. Впрочем, подавляющее большинство из них отмечают, что повестка Зеленского не классически популистская, когда, кроме высмеивания действующего истеблишмента, апеллируют к меньшинству, изоляционизму и выдающемуся прошлому. Не является шоком и кандидат из шоу-бизнеса: на Западе вспоминают итальянского комика Беппе Грилло и польского рок-музыканта Павла Кукиза. Украинский дипломат, который был на встрече в Брюсселе, посвященной «непрофессионализму политиков нового типа», вспоминает шутливую ремарку одного из европейских чиновников: «Вам в Украине еще повезло. Представьте, если бы Ким Кардашьян была в политике США».

«Куда важнее, способен ли Зеленский выйти из роли, — отмечает в разговоре с Громадским журналистка и писательница Энн Эпплбаум. —Есть предел, когда людям перестает быть смешно, если шоумен продолжает играть на публику и после выборов — как это было с экс-мэром Лондона и экс-министром иностранных дел Великобритании Борисом Джонсоном».
В то же время ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Вашингтоне украинские выборы не являются темой номер один — британцев беспокоит Brexit, европейцев — выборы в Европарламент, запланированные на конец мая.
Многих западных экспертов интересует, станут ли украинские демократы сразу в жесткую оппозицию к Зеленскому или присоединятся к реформированию. И пустит ли к себе Зеленский профессионалов, которые могут ему помочь.
«Хорошие отношения Запада и Украины не стоит отождествлять с отношениями Запада и конкретного президента», — говорят Громадскому сразу несколько европейских дипломатов. И убеждают: Запад будет поддерживать Украину, как и поддерживал во время всех выборов.
- Поделиться: