Лента о смертной казни в Иране, скандальный DAU и снова Южная Корея: кто и за что получил награды на «Берлинале»

Иранская актриса Бейран Расулофу исполнила главную роль в фильме «Зла не существует» иранского режиссера-диссидента, ее отца Мохаммада Расулофа. Власти Ирана запретили Мохаммаду покидать страну и заниматься кинематографом. Бейран включила его по скайпу, чтобы поблагодарить жюри за «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, 29 февраля 2020 года
Иранская актриса Бейран Расулофу исполнила главную роль в фильме «Зла не существует» иранского режиссера-диссидента, ее отца Мохаммада Расулофа. Власти Ирана запретили Мохаммаду покидать страну и заниматься кинематографом. Бейран включила его по скайпу, чтобы поблагодарить жюри за «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, 29 февраля 2020 годаEPA-EFE/RONALD WITTEK

70—й Берлинский кинофестиваль закончился. Главную награду — «Золотого медведя» — получил фильм «Зла не существует» иранского режиссера—диссидента Мохаммада Расулофа. Hromadske рассказывает о фестивале и о главных его участниках, в том числе — об украинских фильмах.

Берлинский кинофестиваль, вместе с Каннским и Венецианским, входит в тройку крупнейших кинособытий Европы. Локации «Берлинале» расположены по всему городу, главные — в самом центре, на Потсдамской площади. Здесь проходят премьеры основного конкурса, по красной дорожке шагают звезды, а журналисты после показов мчатся в пресс-центр писать рецензии.

Посетить премьеры имеет возможность каждый желающий, но надо внимательно следить за началом продаж билетов. Разбирают их мгновенно — говорят, что места на показ лент с проекту DAU раскупили за пол минуты. Всего за 9 дней показали 340 фильмов.

«Берлинале» в этом году сменил исполнительного директора: место Дитера Косслика, который руководил фестивалем почти 20 лет, заняли итальянец Карло Шатриана и голландка Мариетта Риссенбек. На программе, впрочем, это пока не слишком сказалось: на Берлинском кинофестивале и до сих пор преобладает политическое и социальное кино. Попыткой расширить программные рамки стала новая секция Encounters («Столкновение»), где были представлены менее типичные для основного конкурса ленты.

Победитель фестиваля — лента «Зла не существует» о смертной казни в Иране и людях, которые ее осуществляют. Иран занимает одно из первых мест в мире по количеству смертных приговоров, но даже сверхактуальная проблематика не позволила жюри во главе с актером Джереми Айронсом избежать упреков за чрезмерную политкорректность в выборе победителя. Режиссер Мохаммад Расулофу на фестиваль не приехал: ему запрещено покидать страну и заниматься кинематографом.

Гран-при присудили инди-драме американки Элайзы Гитман «Никогда. Иногда. Редко. Всегда ». По сюжету, 17-летняя девушка узнает, что находится на десятой неделе беременности. В ее родной Пенсильвании аборты на таком сроке запрещены, поэтому вместе с кузиной героиня отправляется в Нью-Йорк.

Неторопливое разговорное кино «Женщина, которая убежала» корейца Хон Сан Су получило награду за режиссуру. Лента обращается к «женской» повестке дня, но делает это без драмы и настолько непринужденно и элегантно, что награда — вполне справедливая.

Награда за лучший сценарий досталась режиссерам-близнецам Фабио и Дамиано д'Инноченцо. Фильм братьев «Плохие сказки» рассказывает о детстве в итальянской глуши.

Поддержи деятельность hromadske на платформе Спiльнокошт — любая сумма поможет нашему медиа и в дальнейшем писать об актуальных и важных фильмах.

«Ундина» — современная версия мифа о Русалочке. Чувственную историю любви музейного гида и промышленного дайвера представил на фестивале Кристиан Петцольд — один из самых заметных режиссеров «берлинской школы». Лента получила награду Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ, а исполнительницу главной роли Паулу Бер наградили «Серебряным медведем» за актерскую игру.

Эксцентричная трагикомедия «Удалить историю» о трех жертвах социальных сетей получила больше всего положительных отзывов прессы — ленту отметили специальной наградой к 70-летию «Берлинале». Приз стал своеобразной альтернативой премии имени основателя кинофестиваля Альфреда Бауэра, которую отменили в этом году из-за его связи с нацистами.

На Берлинале также показали две части скандального проекта DAU. Сначала это должен был быть байопик о советском физике Льве Ландау. Но съемки, которые начались еще в 2007 году, впоследствии получили форму социального эксперимента: в Харькове построили отдельное помещение с аутентичным советским антуражем, куда поселили непрофессиональных актеров.

Участники жили и работали здесь четыре года, за это время было снято 700 часов видео — в объектив камеры попадали и вовсе неприглядные эпизоды. Серия «Дау. Наташа», которая принимала участие в основном конкурсе, возмутила многих слишком откровенной постельной сценой и изнасилованием, «Дау. Дегенерация» (специальные показы) — настоящим убийством свиньи.

Пока в западной прессе появляются восторженные отзывы, российские журналисты создали открытое письмо, где выразили обеспокоенность нарушением этических норм и морали в проекте. Несмотря на это, лента «Дау. Наташа» все же получила награду: оператора Юргена Юргеса наградили «Серебряным медведем» за особый художественный вклад. Режиссер Илья Хржановский обещает показать еще пять частей проекта на фестивалях в течение года, а затем загрузить весь видеоматериал на онлайн-стриминг.

Компенсацией за довольно конъюнктурный выбор победителей в основном конкурсе стал главный лауреат программы «Столкновение». Лента о японском поселке «Произведения и дни», которая длится восемь часов, стала одним из самых радикальных высказываний «Берлинале-2020».

Украина на «Берлинале» была представлена двумя работами.

Внимание журналистского сообщества было приковано к ленте Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева «Номера», которая была срежиссирована дистанционно: во время работы над экранизацией собственной пьесы Сенцов еще находился в российской колонии. Утопическая театрализованная трагикомедия о несвободном обществе получила в основном положительные оценки прессы. Премьера ленты в Украине запланирована на осень.

Документальная лента «Земля голубая, словно апельсин», которая принесла Ирине Цилык режиссерскую награду на американском кинофестивале Sundance, была представлена в секции Generation 14plus (кино для подростков). Главные герои — мама и ее четверо детей, которые снимают свою жизнь неподалеку от линии фронта на Донбассе. Ждите ленту на грядущем фестивале Docudays UA 20-29 марта.

В рамках специальных показов состоялась мировая премьера фильма «Пиноккио», который вот-вот появится в украинских кинотеатрах. Режиссер Маттео Гарроне возвращается к стилистике своего фэнтезийного и несколько жуткого кинотриптиха «Сказка сказок». Деревянный мальчик и другие марионетки в «Пиноккио» выглядят удивительно реалистично, в ленте много странных антропоморфных существ, а также несколько не слишком свойственных детским произведениям сцен.

На фестивале есть также приз зрительских симпатий, его вручают в секции «Панорама» (анкеты для голосования выдают перед каждым показом программы). Приверженность аудитории получили драма «Отец» сербского режиссера Срджана Голубовича и документальная лента «Добро пожаловать в Чечню», рассказывающий о преследовании ЛГБТКИ-сообщества на Северном Кавказе.