Можно ли требовать от украинцев незаангажированности, если речь идет о войне с россией?

Меня беспокоит тенденция, которая со временем усиливается. Все вот это: «украинцы ангажированы», «украинцы необъективны», «украинские эксперты должны начать говорить с россией, если хотят оставаться аналитиками и экспертами, а не заниматься адвокацией своей страны», «вы эмоционально реагируете на призывы к переговорам» — если честно, я не знаю, как на это реагировать.
«Вы не видите более широкой картины мира», «вы слишком зациклены на победе над россией»... Недавно мне вообще человек, которого я искренне считала другом, написала, что мои аргументы по поводу того, почему Украина стремится вернуть все свои территории и не соглашается на замораживание конфликта — это «эмоциональная поэзия» (я рассказывала о массовых захоронениях гражданских, изнасиловании женщин и депортации детей с оккупированных территорий), а не серьезная аналитика, потому что всем нужна стратегическая стабильность.
Сегодня вот, например, спросили, кто взорвал дамбу. Я долго рассказывала о причиненном вреде — десятках затопленных городов, эвакуации людей, погибших животных, ядерной угрозе для Запорожской АЭС, экоциде, опреснении Черного моря и влиянии на регион (собеседник тоже из Черноморского региона).
А потом мне сказали: «ОК, ну а теперь скажи честно, между нами, “не как украинка, а как аналитик”, это же Украина взорвала дамбу, потому что нужно было изолировать Крым в ходе контрнаступления?»
И когда я вполне корректно отметила, что мне неприятна такая формулировка вопроса, будто все украинцы врут и занимаются пропагандой, меня обвинили в эмоциональности и заангажированности. И это те, кто считает себя другом Украины. Или серьезным экспертом. И ссылается на ТАСС. Или New York Times.
Если честно, уже нет сил на это реагировать. Дело даже не в дамбе. А в том, как можно требовать от украинцев незаангажированности? Обвинять в отсутствии стратегического мышления из-за нежелания договариваться с россией? Упрекать, что мы занимаемся «адвокацией, а не серьезной нейтральной академической работой»... а еще когда ты женщина, а не мужчина, и до 40, то вообще о чем с тобой говорить?
Это чрезвычайно выбивает из колеи и демотивирует, особенно когда слышишь от якобы друзей: “Don't take it personal, you must be professional”. Черт побери, я воспринимаю это personal, потому что мои люди погибают и мою страну уничтожают, пока «бесстрастные серьезные эксперты» в белых перчатках в комфортных кабинетах пишут академические статьи о теории международных отношений.
И если быть академической значит оставаться нейтральной между добром и злом, то я не хочу быть частью такого академического сообщества. Как бы «по-женски эмоционально» и «по-украински заангажированно» это ни звучало.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
- Поделиться: