Новый Кабмин, старые проблемы: какую экономику правительство Шмыгаля получило от предшественников

4 марта по инициативе президента Владимира Зеленского Верховная Рада сменила премьер-министра и состав правительства. Изменения пришли и в ключевые экономические ведомства, в частности, Министерство финансов, которое последние несколько месяцев критикуют за постоянное невыполнение бюджета. В то же время новых глав для министерств экономики и энергетики до сих пор не нашли.
Какую экономику правительство Алексея Гончарука оставило правительству Дениса Шмыгаля и какие проблемы нужно решить новому Кабмину — разбиралось hromadske.
«Дыра» в бюджете
Первые 2 месяца 2020 года государственный бюджет не выполняется по доходам. В январе невыполнение составило около 25%, а в феврале — около 5%. Это означает, что доходы, которые государство ожидало получить для того, чтобы профинансировать образование, медицину, инфраструктуру и т.д., поступают не в полной мере. Средства, которых не хватает для того, чтобы профинансировать государственные расходы, приходится занимать.
Почему так сложилось? При планировании бюджета на 2020 год правительство заложило в нем немного завышенные показатели. В частности — курс доллара: бюджет на 2020 год рассчитывался при курсе 27,5 гривны за доллар, тогда как в январе-феврале реальный курс составлял 24-25 гривен.
Курс доллара важен для бюджета, поскольку от него зависят поступления от таможни. Когда товары ввозятся на территорию Украины, то их облагают пошлиной и налогом на добавленную стоимость (НДС), а некоторые (например, алкоголь и бензин) — еще и акцизами. Эти налоги зависят от таможенной стоимости, которая рассчитывается как гривневый эквивалент цены товара в валюте. Поэтому чем ниже курс доллара — тем меньше стоимость импорта и тем меньше налоги, уплачиваемые от ввоза товаров.
«Дыру» в бюджете резко раскритиковал президент Украины Владимир Зеленский во время выступления в парламенте.
«Мы постоянно слышали об экономическом прыжке, но есть впечатление, что экономика брала разгон, споткнулась и рискует проехаться лицом по земле. За два месяца нового года невыполнение госбюджета составляет 16 млрд гривен ($647,7 млн). 13 млрд ($526,2 млн) из них — это провал поступлений от таможни», — заявил Зеленский.
Как решить проблему с «дырой» в бюджете? Для этого нужно просматривать макроэкономический прогноз, на базе которого правительство рассчитывает бюджет.
Этот процесс начался еще в январе, и на начало марта обновленный макропрогноз Минэкономики уже передало в Министерство финансов. Минфин начал рассчитывать, насколько обновленный прогноз сильно изменит показатели бюджета и есть ли необходимость вносить изменения в госбюджет на 2020 год.
Однако пока неизвестно, дойдет ли этот процесс до своего логического завершения (голосования Радой за изменения в бюджет) в связи с изменениями в Кабмине. Возможно, новое правительство захочет еще раз пересчитать макропрогноз, на что уйдет несколько месяцев. В то же время, новый премьер-министр Денис Шмыгаль уже заявил, что хочет пересмотреть бюджет на 2020 год. Однако не для того, чтобы перекрыть дыру в бюджете, а для того, чтобы увеличить социальные выплаты.
hromadske рассказывает об экономических реформах, объясняет, что означают те или иные изменения. Мы говорим о возможностях и удачных проектах. Помоги нам делать это и в дальнейшем.

Коронавирус и кризис
Пока бюджет на 2020 год не пересмотрен, перекрывать «дыру» государство может лишь занимая деньги на рынке. В 2019 году и до начала 2020 года делать это было довольно легко, поскольку облигации, которые государство выпускает для привлечения денег, пользовались большим спросом, в частности, среди иностранцев.
Однако в феврале ситуация изменилась: на мировых рынках из-за распространения коронавируса началась паника. Инвесторы начали массово продавать рисковые активы — акции компаний и облигации развивающихся стран. Это уже повлияло на Украину: спрос на украинский госдолг сократился, а Министерству финансов все труднее занимать деньги под низкие проценты и на длительные сроки.
Это означает, что государство может сделать шаг назад в своей успешной долговой истории: с 2019 года стоимость государственных заимствований в гривне удалось снизить более чем 2 раза — с 20% годовых до 9-10% годовых.
Однако кризис на мировых рынках может заставить брать в долг под высокие проценты, и государство, вместо того, чтобы тратить деньги на медицину, зарплаты и прочие нужды, должно будет тратить больше денег на выплату долгов кредиторам.
В более долгосрочной перспективе коронавирус может вызвать экономический кризис в Украине, считает исполняющий обязанности министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов.
Коронавирус может повлиять на торговлю. Крупнейшим торговым партнером Украины является Китай, а замедление его экономики может вызвать падение импорта (а следовательно — падение поступлений в бюджет) и падение экспорта (а следовательно — падение поступлений валюты в экономику и девальвацию гривны).
Милованов считает, что новому правительству в условиях распространения коронавируса нужно быть готовым к оперативным мерам — экстренно снижать налоги, предоставлять «каникулы» по уплате коммуналки пенсионерам, дотации уязвимым отраслям экономики и сотрудничать с бизнесом.
МВФ
Усложняет экономическую ситуацию и проблему с государственными финансами то, что Украина не находится ни в одной программе Международного валютного фонда. Предыдущая программа МВФ stand-by закончилась в феврале, а о новой правительство Гончарука договаривалось все 6 месяцев, которые находилось у власти. Однако эти договоренности до сих пор не закончились — первый транш кредита Украине еще не выделили.
Отсутствие программы МВФ является еще одним фактором риска для инвесторов, что ухудшает возможности государства занимать деньги по дешевке. Более того, тех денег, которые Украине мог бы выделить фонд и другие международные организации (которые сейчас ожидают решения МВФ), могло бы хватить на весь год, поэтому потребность государства занимать деньги на рынке, под более высокие проценты, отпала бы.
«У нас есть договоренности с другими официальными кредиторами, которые могут в этом году закрыть почти все потребности Украины в финансировании, чтобы не обращаться к рыночным заимствованиям, которые из-за глобального кризиса, что начинается на фоне эпидемии коронавируса, могут быть недоступными по приемлемой цене», — отметила экс-министр финансов Оксана Маркарова.
В случае положительного решения Совета директоров МВФ по программе на $5,5 млрд, Украина могла бы получить транш от ЕС (на 500 млн евро) и около $1 млрд от Всемирного банка.
Сейчас главным препятствием для утверждения новой программы МВФ является то, что до сих пор не принят законопроект №2571, который запрещает возвращение национализированных банков бывшим владельцам. Необходимость в таком законе продиктована судебными процессами Игоря Коломойского, в которых олигарх пытается оспорить национализацию ПриватБанка.
Этот законопроект пока внесен в Верховную Раду, однако парламент не может его принять, пока не закончит рассмотрение закона о рынке земли.
В конце февраля в Украину приехала очередная миссия МВФ для обсуждения выполнения предварительных требований фонда. По итогам работы миссия отметила «значительный прогресс Украины», однако новую программу фонд до сих пор не утвердил.
Смена правительства может помешать в переговорах с МВФ. Главным ведомством, которое отвечает за отношения с фондом, является Министерство финансов, в котором изменился руководитель. Новый министр финансов Игорь Уманский, часто критиковал МВФ в прессе, заявляя, что Украине нужно «обращаться с МВФ более жестко и не соглашаться на некоторые их требования».

Падение промышленности
Еще одной проблемой, которую правительство Гончарука передало правительству Шмыгаля, является стремительное падение украинской промышленности, которое в январе 2020 года увеличилось до 5,1% (по сравнению с январем предыдущего года).
Почему промышленность падает? Одной из ведущих отраслей промышленности Украины является металлургия. Украинские металлурги работают преимущественно на экспорт, а их доходы напрямую зависят от спроса на металлы и мировых цен на эту продукцию.
В 2019 году цены на металлургическую продукцию резко упали на фоне торговой войны между США и Китаем. Ситуацию с ценами ухудшило падение курса валют: экспортная выручка металлургов начала падать.
Более того, на фоне падения мировых цен на металлы некоторые металлурги начали переоборудование на своих заводах, из-за чего объемы производства также сократились.
Еще одна причина падения промышленности — теплая зима. По итогам января, больше всего падение промышленности зафиксировано в энергетике — 11,8% в сравнении с предыдущим годом.
Это связано с тем, что из-за теплой зимы украинцы используют меньше газа и электроэнергии для отопления, теплоэлектростанции начали использовать меньше угля, в то же время государство накопило много угля на складах. Поэтому шахты не могут продавать уголь, потому что спроса на него нет. Так у шахтеров возникают долги по выплате зарплат.
Те же области, что не причастны к отоплению и металлургии, упали не так значительно, а некоторые даже выросли (в частности, химическая промышленность выросла на 24,4%, а производство компьютерной техники — на 17,4%).
Но на фоне начала экономического кризиса, связанного с распространением коронавируса, украинская промышленность может упасть еще больше, ведь падение цен на металлы продолжилось в 2020 году. Этому способствовало замедление экономики Китая и падение спроса на металлы.
- Поделиться: