«О космосе знаем больше, чем о собственной Земле»: что будет исследовать в Антарктиде новая украинская экспедиция

Украинские полярники во время учебных сборов в обсерватории Радиоастрономического института НАН в поселке Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 года
Украинские полярники во время учебных сборов в обсерватории Радиоастрономического института НАН в поселке Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 годаЮлия Давыдова/hromadske

25-я украинская антарктическая экспедиция должна была отправиться на ледовый континент в конце месяца, но из-за угрозы коронавируса и закрытия международного авиасообщения сделала это уже 16 марта. В состав команды вошли 12 человек, среди которых семеро ученых. Все они неделю тренировались на специальной базе в поселке Мартовое Харьковской области. Нromadske побывало там и расспросило ученых, чем они будут заниматься в течение года в Антарктиде.

Низкочастотная обсерватория Радиоастрономического института НАН Украины находится на берегу Печенежского водохранилища, вблизи соснового бора.

На территории обсерватории — магнитометрический комплекс, который помогает изучать магнитные бури и грозовую активность на Земле. Аналогичный находится на украинской антарктической станции «Академик Вернадский».

«Мировые грозы связаны с климатом. Когда он меняется, то влажность воздуха и интенсивность гроз тоже меняется. И в конце прошлого столетия была опубликована статья американского ученого, который предложил использовать эти сигналы как индикатор температурных изменений. Когда Украина получила станцию, появилась возможность проводить эти измерения постоянно. Почему это очень важно? Потому что в Антарктиде нет никаких антропогенных препятствий, техногенного воздействия. И электромагнитный климат очень благоприятный, чтобы проводить такие измерения», — объясняет на входе в базу радиофизик Александр Колосков, который четыре раза был в Антарктиде и сейчас тренирует будущих полярников.

Радиофизик Александр Колосков четыре раза был в Антарктиде, а сейчас тренирует будущих полярников, Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 годаЮлия Давыдова/hromadske

Рядом с ним нас встречает Светлана Краковская — одна из первых украинских женщин, которые отправились исследовать Антарктиду в конце 1990-х вместе с мужчинами. Тогдашнее решение руководства она считает прогрессивным, но замечает, что присутствие женщины на станции «Академик Вернадский» воспринималось всерьез не всеми.

«Первые руководители Антарктического центра были ориентированы на те станции, где на тот момент женщины уже были на равных. Мы пробили этот „стеклянный потолок“. В Антарктиде важны наши профессиональные навыки, а также человеческие качества: не мужчина, не женщина, а человек и специалист», — отмечает Светлана.

Светлана Краковская — одна из первых украинских женщин, которая отправилась исследовать Антарктиду, Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 годаЮлия Давыдова/hromadske

Она участвовала во второй украинской экспедиции, но все испытания для команды были неожиданными, поскольку их предшественники тогда еще не вернулись с зимовки и не успели передать свой опыт.

«Мы собирались, опираясь на свой жизненный опыт, самостоятельно все закупали, и это было трудно. Два месяца мы шли туда, 13 месяцев там и два месяца назад. Там низкое небо, которое дарит неповторимую гамму цветов, особенно на всходе и заходе солнца. Но в наш год было всего 27 настоящих солнечных дней. В таких местах учишься ценить каждый солнечный день. В Украине люди этого не понимают. Когда я вернулась после учебы из Ленинграда и видела, что люди ходят мрачные в солнечный день, я не понимала, как это так», — вспоминает ученая.

Фотографии, сделанные на украинской антарктической станции «Академик Вернадский», украшают стену обсерватории в Мартовом, Харьковская область, 5 марта 2020Юлия Давыдова/hromadske

Сейчас Светлана входит в Межправительственную группу экспертов по изменению климата. Она готовила будущих полярников к их научной миссии и рассказывала о стандартах Всемирной метеорологической организации.

Среди ее воспитанниц — харьковчанка Анна Соина, одна из двух женщин-ученых в нынешней экспедиции. В Антарктиду она отправится впервые, но об этой поездке мечтала с детства. В детстве увлекалась книгами об Антарктиде, в университете писала о ней диплом. Во время этой зимовки она будет заниматься озонометрией.

«За озоном постоянно нужно следить, чтобы понимать: уменьшается дыра или увеличивается. Так как колебания озона влияют и на жизнь людей, и на экосистемы, за этим нужно постоянно наблюдать. Это и престиж страны, и будущий вклад в науку», — объясняет Анна Соина.

Харьковчанка Анна Соина отправляется в Антарктиду впервые, Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 годаЮлия Давыдова/hromadske

Все знания, которыми должны овладеть ученые во время летней зимовки в Антарктиде, сгруппировал и систематизировал геофизик Андрей Зализовский. Он — автор учебной программы и руководитель сборов, на «белом континенте» был четыре раза.

«Кроме того, что они ученые и занимаются своей работой, их задача — жизнеобеспечение. Одна из особенностей жизни там — у вас нет телефонов „101“, „102“, „103“. У вас там нет никаких горно-спасательных служб. У вас есть коллектив из 12 человек, и все зависит от вас», — говорит Андрей.

Андрей Зализовский — автор учебной программы и руководитель сборов, на «белом континенте» он был уже четыре раза, Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 годаЮлия Давыдова/hromadske

Вспоминает, что в свободное от научных исследований время обычно изучал местность вокруг.

«Масса интересных мест прямо на станции — например, ледник высотой 50 метров. В леднике, как оказалось, есть пещеры. Еще своими глазами видим, как фауна продвигается в сторону полюса. В 2007 году пингвины Дженту поселились у нас возле станции. Это привело к тому, что мы потеряли озеро пресной воды. Они его банально загадили», — рассказывает исследователь.

Вадим Жуковский отправляется в Антарктиду уже второй раз. Там он будет заниматься метеорологическими, геофизическими и сейсмическими исследованиями. Его задача в этом году заключается в размещении сейсмической группы на острове Галиндез, где находится украинская антарктическая станция.

«Так сложилось, что о космосе мы знаем больше, чем о собственной Земле. На самом деле, мы не очень понимаем, что находится глубже 12 километров. Там уникальная местность. Очень много айсбергов. Они своей гигантской массой бьют по поверхности земли, и этот сейсмический сигнал, который проникает глубоко в землю, полезен для изучения земной коры. Мы рассчитываем, что через несколько лет соберем достаточно статистики, чтобы сконструировать 3D-модель земной коры — это около 40 километров. Раньше такого не проводилось. Это как УЗИ внутренних органов. Только здесь не ультразвуковые, а сейсмические волны», — объясняет геофизик.

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на Спильнокоште. Любая помощь имеет большое значение.
Вадим Жуковский будет заниматься метеорологическими, геофизическими и сейсмическими исследованиями в Антарктиде, Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 годаЮлия Давыдова/hromadske

Таким образом, с помощью природного шума, ученые будут проводить пассивную сейсмическую разведку. Активная в Антарктиде официально запрещена, поскольку использует шумы, образованные в результате искусственных взрывов в воде. Из-за них в радиусе 600 метров от корабля, с которого сбрасывают взрывчатку, погибает планктон, и это негативно влияет на экосистему в целом, объясняет ученый. Также во время экспедиции украинцы будут отрабатывать добычу полезных ископаемых.

В Антарктиде украинские ученые будут проводить пассивную сейсмическую разведку, Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 годаЮлия Давыдова/hromadske

Обслуживанием дизель-генераторных электростанций на зимовке уже в третий раз будет заниматься дизелист-электрик Юрий Лышенко. Уверяет, что для него выполнение его обязанностей — не рутинное занятие.

«На станции не может быть монотонной работы, потому что каждый день никогда не похож на предыдущий. Это связано с тем, что много работы проводится за пределами станции. Есть работа в акватории, сопровождение наших ученых», — рассказывает Юрий.

Больше всего ему запомнилась первая поездка, когда пейзажи родной Мерефы (Харьковская область) сменились пейзажами Антарктиды.

«Прежде всего, поразила антарктическая природа. Это совсем другой мир. Это нельзя сравнивать даже с Арктикой. На тех широтах, где в Арктике все буйно цветет, в Антарктике нет ничего. Наши острова — это скалы вулканического происхождения, отсутствует почва. Аккумуляция холода создает другие климатические условия», — объясняет полярник.

Для дизелиста-электрика Юрия Лышенко это будет уже третья зимовка в Антарктиде, Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 годаЮлия Давыдова/hromadske

Чтобы исследователи не чувствовали себя изолированными от родных и друзей и могли передать научные данные в Украину, необходима связь с внешним миром. За нее в нынешней экспедиции отвечает системный администратор Евгений Прокопчук.

«Сейчас на станции "Академик Вернадский" более или менее с интернетом. Там есть спутник. В месяц на 12 человек дается 30 гигабайт. Это делится поровну между всеми членами экспедиции — примерно 450 мегабайт в неделю для одного человека. Этого хватает, чтобы ежедневно списываться с родными и близкими, писать электронные письма по работе», — говорит Евгений.

Системный администратор Евгений Прокопчук отвечает за связь с внешним миром, Мартовое, Харьковская область, 5 марта 2020 годаЮлия Давыдова/hromadske

По словам Андрея Зализовского, в этом году государство значительно увеличило финансирование — для исследований на станции «Академик Вернадский» выделили 143,5 млн грн ($5 млн). Такие изменения в Национальном антарктическом научном центре восприняли с энтузиазмом.

«Каждая зимовка — как отдельная жизнь. Это уникальный опыт, который в другом месте получить невозможно», — заверил Андрей.