«Орган, в котором не получается „порешать“, вызывает беспокойство». Чем запомнился генпрокурор Руслан Рябошапка

Генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка выступает перед народными депутатами на заседании Рады в день его утверждения на должности, Киев, 29 августа 2019 года
Генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка выступает перед народными депутатами на заседании Рады в день его утверждения на должности, Киев, 29 августа 2019 годаEPA-EFE/SERGEY DOLZHENKO

«Я не стал ничьим слугой, я был и остаюсь независимым. А независимого прокурора нельзя заставить, его можно только уволить», — сказал Руслан Рябошапка во время выступления в парламенте и со словами, что уходит для того, чтобы вернуться, покинул сессионный зал, не ответив на вопросы депутатов. После чего Верховная Рада отправила его в отставку, за это решение проголосовали 263 народных депутата.

Руслан Рябошапка возглавлял Офис генерального прокурора полгода. Чем он запомнился за это время — в нашем материале.

Реформа прокуратуры

В январе 2020 года со здания на улице Резницкая, 13/15, исчезла табличка «Генеральная прокуратура». Вместо нее появилась другая — «Офис генерального прокурора». Перезапуск органа был одним из этапов реформирования прокуратуры. К тому же вместо местных прокуратур теперь должны появиться окружные, а региональные снова станут областными.

Еще одним из этапов реформы стала переаттестация действующих прокуроров (729 из них ее не прошли), привлечение через конкурс новых, увольнение заместителей генпрокурора Сергея Кизя, Дмитрия Столярчука, Анатолия Матиоса, которые достались Руслану Рябошапке «в наследство» от предшественника — Юрия Луценко.

Также в прокуратуре создали департамент надзора по уголовным производствах в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта. Департамент будет осуществлять процессуальное руководство и надзор за досудебным расследованием по более чем 200 делам, которые ведут СБУ и Нацполиция.

«Речь идет о глобальных и резонансных преступлениях, в том числе Иловайске и Дебальцевской трагедии, катастрофе самолета рейса MH17, захвате АР Крым, «деле моряков», а также фактах развязывания и ведения вооруженной агрессии России, систематических пыток и убийств пленных украинских военных и гражданского населения», — сообщили в генпрокуратуре.

В конце февраля Руслан Рябошапка заявил о разработке законопроекте об электронном судопроизводстве, который должен значительно уменьшить объем бумажной работы, ускорить движение материалов в ходе уголовного производства и значительно уменьшить нагрузку на работников уголовной юстиции.

«Сегодня передал этот законопроект президенту. После того, как Офис президента обработает, у нас есть надежда, что президент внесет этот законопроект на рассмотрение парламента», — сказал Руслан Рябошапка. По его словам, такая система должна заработать до конца года между НАБУ, САП и Высшим антикоррупционным судом, а к концу 2021-го — в рамках всей системы уголовной юстиции.

Выступая 5 марта в парламенте, Руслан Рябошапка отметил, что за три месяца работы Офиса генпрокурора им удалось сделать то, чего не удавалось за 28 лет предшественникам: «Я не знаю, каким будет решение парламента, но, пользуясь случаем, хочу обратиться к людям, к каждому украинцу. 28 лет украинская прокуратура была инструментом давления и политических репрессий. В этом зале есть люди, которые почувствовали это на себе. 28 лет эта организация не имела никакого доверия людей. 28 лет прокуратура была источником личного обогащения для избранных. Как результат — олигархи в прокурорских погонах. Мы делаем реформу прокуратуры, которая, я верю, уже вошла в историю Украины».

Резонансные дела

Среди резонансных дел, которыми успел запомниться Руслан Рябошапка как генпрокурор — дело об убийстве Екатерины Гандзюк.

В феврале 2020 года прокуратура сообщила о задержании в Болгарии подозреваемого в организации преступления — Алексея Левина-Москаленко. 21 февраля суд в Бургасе дал разрешение на его экстрадицию, однако адвокаты подали апелляцию.

Также в январе в Херсонской области правоохранители совместно с Офисом генерального прокурора провели масштабную спецоперацию и открыли новые уголовные производства в отношении фигурантов дела — Сергея Торбина и Игоря Павловского — их теперь подозревают в создании преступной организации. Павловского снова отправили в СИЗО.

«Наконец мы смогли совершить прогресс. Следствие было разблокировано. Мы нашли Левина. Многих из тех лиц, которые скрывались, уже привлекли к ответственности», — сказал Рябошапка. Ранее он заявлял, что дело об убийстве активистки не хотели расследовать, поэтому была заменена группа прокуроров.

Отец Екатерины Гандзюк отметил эффективность работы Руслана Рябошапки и обратился с соответствующим заявлением к президенту Зеленскому.

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спільнокошт. Любая помощь имеет большое значение.

В декабре прошлого года были названы подозреваемые в убийстве журналиста Павла Шеремета. Фигурантами дела на данный момент являются волонтеры Андрей Антоненко, Юлия Кузьменко и Яна Дугарь. Суд взял под стражу Кузьменко и Антоненко, Яну Дугарь отправили под домашний арест. В поддержку подозреваемых поднялась общественность, которая требует их освобождения.

В то же время, Руслан Рябошапка заявил, что подозреваемые могут быть только исполнителями, но важно найти заказчиков: «Украина долдна услышать, кто был инициатором этого ужасного преступления».

В октябре прошлого года Высший антикоррупционный суд отправил под арест на два месяца с возможностью внесения залога в размере 10 млн 623 тыс. 130 грн (около $427 тыс.) бывшего заместителя секретаря Совета безопасности и обороны Украины Олега Гладковского.

Его подозревают в злоупотреблении служебным положением и недостоверном декларировании. По данным следствия, Гладковский добился включения в государственный оборонный заказ и закупки за государственные средства грузовых автомобилей МАЗ 6317 (Богдан 6317) по завышенным ценам у дочернего предприятия «Автосборочный завод №2». Завод входит в состав корпорации «Богдан Моторс», бенефициаром которой является Олег Гладковский. Как следствие, государство понесло убытки на сумму более чем 10,62 млн грн ($427 тыс.). Гладковский внес залог, а затем с него сняли электронный браслет.

31 октября Верховная Рада сняла депутатскую неприкосновенность с Ярослава Дубневича. Депутата подозреваютв растрате более 93 млн грн ($3,75 млн) путем злоупотребления служебным положением. В случае доказательства вины Дубневичу грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.

По данным следствия, в 2015-2017 годах при содействии Дубневича осуществлялись госзакупки для «Укрзализныци» по завышенным ценам. Это нанесло ущерб государству на сумму более 93 млн грн. Суд арестовал депутата на два месяца с возможностью внесения залога в размере 100 млн грн ($4 млн), Дубневич его внес.

В конце декабря Апелляционный суд изменил меру пресечения пяти экс-беркутовцам, которых обвиняют в расстреле майдановцев в феврале 2014 года. В конечном итоге их передали России в рамках обмена пленных.

Для этого по указанию Рябошапки в деле заменили группу прокуроров — новые не сопротивлялись и согласились на изменение меры пресечения. Это вызвало большой общественный резонанс, активисты пришли под СИЗО, где содержали беркутовцев, чтобы не допустить их освобождения.

Руслан Рябошапка, в свою очередь, пояснил, что экс-беркутовцев не освободили от уголовной ответственности.

«Мы должны осознать: то, как проводилось следствие, к сожалению, не дало обществу ответов на ключевые вопросы. К качеству проведения следствия у нас возникают огромные вопросы. Часть материалов просто исчезла, по другим моментам следствие просто саботировалось», — заявлял генпрокурор.

По приказу Рябошапки ликвидировали управление, которое занималось расследованием дел Майдана, эту работу передали Государственному бюро расследований. Также Рябошапка высказывал мнение, что после увольнения из Генпрокуратуры руководителя управления спецрасследований Сергея Горбатюка эффективность расследования дел Майдана значительно повысится.

В начале марта появилась информация о том, что Государственно бюро расследований готово объявить подозреваемым по двум уголовным делам эвс-президента Украины Петра Порошенко, однако генпрокурор эти решения не согласовал. Рябошапка заявил, что они содержали определенные недостатки, которые следует исправить, и добавил, что «никто и никогда не диктовал ему, как и когда подписывать документ».

В то же время, лидер фракции «Слуга народа» Давид Арахамия считает, что именно то, что Руслан Рябошапка не подписал постановления об объявлении Петра Порошенко подозреваемым, и стало последней каплей для его освобождения.

Генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка перед началом пресс-конференции в Генпрокуратуре, на которой он рассказал о предстоящей реформе ведомства, Киев, 4 октября 2019 годаEPA-EFE/STEPAN FRANKO

Критика и поддержка

Комментируя постановление о своем увольнении, Руслан Рябошапка отметил политизацию процесса и истерику некоторых депутатов, в частности представителя «Слуги народа» Максима Бужанского.

«Люди решили, что работа негативная, еще до отчета генерального прокурора. Некоторые из них только что окончили школу, но уже понимают, как работает Офис генпрокурора. Они видят, что решить, «порешать» в этой прокуратуре они не могут. Они видят, что ничего не могут решить в НАБУ. И когда такая конструкция, когда НАБУ работает вместе с Офисом генпрокурора, это может привести к неприятным последствиям для определенных олигархов и их подручных, очевидно, что это начинает вызывать беспокойство», — отметил Руслан Рябошапка.

После появления информации о возможном увольнении Рябошапки в его поддержку высказались ряд общественных организаций. В их заявлении говорится, что это первый генпрокурор, который начал масштабную «чистку» в системе прокуратуры фактически в процессе реформы.

«Попытка его увольнения свидетельствует о желании немедленно прекратить любые изменения в системе. В частности, остановить переаттестацию прокуроров всех уровней», — говорится в заявлении.

Также представители ОО подчеркнули, что нетронутым остается глава Министерства внутренних дел Арсен Аваков и руководство органов Национальной полиции, без внимания осталась и обещанная реформа Службы безопасности Украины.