Перегруженный трафик в густонаселенной столице Индонезии Джакарте, 28 февраля 2019 года
Фото:

EPA-EFE/MAST IRHAM

Джакарта — это седьмая самая населенная столица мира, которая является домом для 10 миллионов человек. Но она может исчезнуть с карты уже через три десятилетия, ведь ежегодно город тонет на 1-15 сантиметров. Уже сейчас почти половина Джакарты опустилась ниже уровня моря.

Это стало одной из причин, почему власти Индонезии решили перенести столицу за тысячи километров — в восточный Калимантан. Если Джакарта — это шумный мегаполис с постоянными пробками и загрязненным воздухом, то восточный Калимантан — это дом для джунглей, орангутангов, малайских медведей и носачей.

Для переноса столицы есть и экономические причины. Остров Ява — самый густонаселенный из всех островов страны: здесь проживает 54% индонезийцев, которые производят 58% внутреннего валового продукта.

Власти планируют построить в восточном Калимантане «умный» зеленый город и уже к 2024 году переселить туда полтора миллиона госслужащих. Это будет стоить $33 млрд — 19% суммы предоставит государство, а остальные планируют привлечь за счет общественно-государственного сотрудничества и частных инвестиций. Но какой ценой это обойдется для природы? Почему Джакарта тонет, как будут переносить столицу Индонезии и какой она будет?

Почему Джакарта тонет?

Уходит под воду не весь город, только северная и восточная его часть. За последние почти полвека город в некоторых местах опустился на четыре метра. Джакарта раскинулась на болотистой земле, более того — ее пронизывает 13 рек, поэтому здесь часто случаются наводнения. Однако это не основная причина того, что город тонет.

«Каждый — от жителей до промышленности — имеет право использовать грунтовые воды, пока это не подпадает под регулирование», — рассказал ВВС эксперт Института технологий Бандунга Хери Андреас. Поэтому многие выкачивают больше воды, чем нужно, что приводит к проседанию земли и разрушению зданий.

Таким образом, уже 40% территории города оказалось ниже уровня моря — это значит, что Джакарту легко может затопить из-за шторма. Страдают жители города и от постоянных наводнений, например, в марте после проливных дождей затопило 143 микрорайона, вода в некоторых местах достигала 80 сантиметров.

Многие выкачивают воду нелегально, поскольку только у 60% населения Джакарты есть доступ к воде в трубопроводе — другие вынуждены добывать ее из глубоких скважин.

Жители Джакарты на затопленной улице в период половодья, 6 февраля 2018 года
Фото:

EPA-EFE/MAST IRHAM

Какой будет новая столица?

Если парламент согласует законопроект, то строительство начнется уже в 2021 году. Столицу планируют разместить между двумя округами — Кутай Картанегара и Пенаджам Пасэр Утара. Планируется, что она будет занимать площадь в 180 тысяч гектаров, что втрое больше размеров Джакарты.

«Расположение очень стратегическое — в центре Индонезии и близко к городским территориям», — сказал президент страны Джоко Видодо во время телеобращения. «Тот груз, который несет сейчас Джакарта как правительственный центр, деловой, финансовый и центр услуг, слишком тяжелый».

Джакарта и дальше будет коммерческим и финансовым центром, в новую столицу планируют перенести административный ресурс.

В восточном Калимантане проживает 3,5 миллиона человек. Некоторые жители рассказали ВВС, что радуются переезду, ведь они надеются, что близость к центральному правительству улучшит их жизнь, и, в свою очередь, принесет лучшие ресурсы в регион. В то же время, некоторые скептически относится к такому шагу, считая, что выгоду получит только правительство и бизнесмены. В то, что перенос столицы решит все проблемы, верят не все.

«Перенос столицы только уменьшит определенную нагрузку на город, — говорит местный журналист Ганс Николас. — Основные проблемы, такие как массовая добыча грунтовых вод, из-за которой город тонет, или недостаточное количество общественного транспорта, из-за чего создаются хронические пробки, останутся, если власть не займется этими вопросами».

Президент Индонезии Джоко Видодо страны Джоко Видодо (в центре) на пресс-конференции заявил о планах властей перенести столицу в Восточный Калимантан, 26 августа 2019 года
Фото:

EPA-EFE/MAST IRHAM

Индонезия — не единственная страна, которая захотела построить себе новую столицу. Такие же планы, например, у Египта, который строит город с пока неизвестным названием, чтобы переместить туда государственные органы. Переносили свои столицы многие страны. Из-за проблемы перенаселения в Нигерии и Бразилии, в Пакистане — чтобы уменьшить влияние богатых местных бизнесменов на политику, в Мьянме это сделали из-за традиции, по которой каждая новая правящая династия основывает свою столицу. Правда, не во всех странах решения перенести главный город стали ключом для решения проблем, побудивших к такому шагу.

Что будет с природой?

«Мы не тронем существующие заповедные леса, зато мы их реабилитируем», — сказал министр планирования Индонезии Бамбанг Броджонегоро. Правительство до ноября планирует завершить стратегическое исследование окружающей среды, чтобы убедиться, что строительство нового города не приведет к уничтожению тропических лесов.

Власти обещают «умный город» в лесу, однако удастся ли построить его без ущерба для окружающей среды? В недавнем исследовании онлайн-журнала Scientific Reports говорится, что нынешние и запланированные работы по строительству дорог на индонезийской части острова Борнео (это еще одно название острова Калимантан — ред.) приведут к фрагментации лесов. Это, в свою очередь, ограничит доступ редких видов к лесной среде. Среди них — орангутанги, носороги и слоны. Исследование также указывает на риск того, что новые инфраструктурные проекты приведут к распространению законных и незаконных лесозаготовок, освоению земель, незаконной добыче полезных ископаемых и браконьерству на нетронутых зонах. Стоит отметить, что исследование не учитывало строительство целого города.

Вид на регион Сепак в Восточном Калимантане — потенциальном месте для возведения новой столицы Индонезии, 28 августа 2019 года
Фото:

EPA-EFE/STRINGER

Восточный Калимантан богат природными ресурсами — не только лесами, но и нефтью, газом, углем, золотом и другими минералами. Поэтому здесь хорошо развита добывающая промышленность. Однако, если власть решит добывать энергию на угольных электростанциях, это негативно повлияет на окружающую природную среду, считает глава Greenpeace Indonesia Леонард Симанджутак.

«План строительства угольных электростанций надо остановить, потому что он противоречит концепции „умного зеленого города“ для новой столицы, энергию для которой должны добывать из возобновляемых источников. Существование этих угольных шахт не только приведет к загрязнению воздуха, но и к другим бедствиям — наводнениям и засухе», — считает Симанджутак.

Пока кажется, что власти Индонезии прилагают усилия для того, чтобы новая столица не была повторением ошибок Джакарты с небрежным урбанистическим планированием и несвоевременным реагированием на проблемы. По крайней мере, так уверяют в правительстве. Но если промахи не учтут, то через несколько десятков лет вопрос переноса столицы Индонезии может возникнуть снова.

Поделиться: