Почему остыли отношения Украины и Польши

«Не просто партнеры, а друзья навеки», — так президент Украины Владимир Зеленский описал отношения с Польшей весной 2022 года. Однако за полтора года великой войны в горячей дружбе двух стран повеяло холодом. В чем причина последнего напряжения между Украиной и Польшей — разбиралось hromadske.
«Недостаточно благодарности»
Фактически последний конфликт разгорелся из-за слов руководителя Бюро международной политики Канцелярии президента Польши Марцина Пшидача. Тот заявил, что Украине «следовало бы начать ценить роль, которую Польша сыграла для Украины в течение последних месяцев и лет».
Соцопросы показывают, что Польша остается безусловным другом для украинцев, а ее глава Анджей Дуда имеет среди наших граждан даже большую поддержку, чем Джо Байден. Однако это заявление Пшидача задело украинцев, особенно после похожих упреков министра обороны Великобритании Бена Уоллеса.
Из Офиса президента Украины в ответ заявили о манипуляциях и «конъюнктурных интересах» отдельных польских политиков. Заместитель руководителя ОП Андрей Сибига даже заявил о «сознательной или несознательной» игре на руку россии.
Только заявлениями стороны не обошлись: Киев вызвал посла Польши, Варшава в ответ — посла Украины. В конце концов, уже заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский говорит, что отношения Варшавы и Киева сегодня «не лучшие», поскольку у украинской стороны «появились какие-то эмоции».

Зерно преткновения
Заявление Пшидача прозвучало не просто так — это был ответ на вопрос об отношениях между Польшей и Украиной на фоне спора из-за экспорта агропродукции.
Морской путь для вывоза украинского продовольствия на продажу значительно пострадал из-за сознательного саботажа россией «зернового соглашения», а теперь — полного срыва договоренностей и блокады портов. Украина стала активнее возить продукцию через территорию соседей, но те заявили о дестабилизации внутренних аграрных рынков.
Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия и Польша решили, что будут отстаивать интересы отечественных фермеров, и вместе с Еврокомиссией согласовали ограничения для сельскохозяйственной продукции из Украины.
Первой импорт агропродукции из Украины прекратила именно Варшава на фоне протестов местных фермеров. Тогда, в апреле, речь шла о широком списке продукции. После переговоров с ЕК пять стран остановились на запрете импорта пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника из Украины (отметим, транзит этих продуктов разрешили).
Минагрополитики Украины отмечало, что сейчас самая сложная ситуация у фермеров Украины, ведь они терпят колоссальные убытки от войны и гибнут на своих полях. Впрочем, с ограничением все же согласились.
Действие эмбарго продлевали два раза, с мая срок его завершения перенесли на сентябрь. Страны просили ЕС продлить его и до конца 2023 года, но Еврокомиссия отказала. Тем не менее Польша, Венгрия и Словакия решили продлевать эмбарго самостоятельно. Дело дошло до суда: Украина подала иски во Всемирную торговую организацию против этих стран о нарушении международных обязательств.

В течение месяцев споров о зерне взаимные угрозы Украины и Польши только обострялись. Украина предупредила о зеркальных агроограничениях и после 5 месяцев бесполезных переговоров готовится блокировать импорт польских овощей. В Польше ответили, что тогда еще больше расширят свои ограничения и могут прекратить помощь украинским беженцам.
Спор вышел и на уровень международных контактов. Дуда в Нью-Йорке, комментируя «зерновой кризис», сравнил Украину с утопающим человеком, который хватается за все и может потянуть за собой на глубину других. Президент Зеленский во время выступления на Генассамблее ООН косвенно раскритиковал Польшу, вспомнив о «друзьях в Европе, которые создают триллер с зерном».
Ставка на Украину
Уже 15 октября в Польше пройдут парламентские выборы, которые, как ожидается, могут ослабить позиции консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС), доминировавшей в течение двух последних каденций.
Польские СМИ соглашаются, что сейчас ПиС делает ставку именно на польско-украинские отношения. Соцопросы в Польше свидетельствуют, что поляки понемногу теряют энтузиазм в помощи Украине, раздаются жалобы, что «беженцам достается все даром».
По данным СМИ, после вызова посла Польши в Киев штаб ПиС решил использовать дипломатическое напряжение и дал своим парламентариям сигнал активно критиковать поведение украинских властей.
Министр обороны Польши и член ПиС Мариуш Блащак пошел другим путем: обвинил оппозицию в готовности отдать половину страны в случае войны и в «подготовке повторения Бучи и Ирпеня».
Напряженность между Польшей и Украиной также учла центристская «Польская крестьянская партия». Кроме того, в выборах примет участие ультраправая «Конфедерация», которая, по данным опросов, занимает третье место в рейтинге поддержки с 13,5%. «Конфедерацию» окрестили антиукраинской из-за позиции по поводу поддержки Украины, выступлений против законов в поддержку беженцев и т.д.
Один из самых известных членов «Конфедерации» — Януш Корвин-Микке. Он повторяет практически все положения российской пропаганды. В апреле 2022-го, когда весь мир увидел улицы с телами убитых украинцев в Буче, он заявлял, что это «точно не бучанцы», а может даже и не тела, а люди, позирующие себе на камеру.
В арсенале политических сил, которые хотят сыграть на усталости поляков от войны в Украине, — вопрос миграции, якобы засилье польского рынка украинскими товарами, страх граждан перед российским вторжением и призывы помогать украинцам, «не разоружаясь самим».
Еще один политик, приближенный к «Конфедерации» — Гжегож Браун — распространял заявления о «не нашей войне» и «украинизации Польши». Ресурсы, распространяющие эту пропаганду, не обходят стороной нерешенные исторические вопросы между Киевом и Варшавой.

Историческая память стран
В этом году к 80-й годовщине Волынской трагедии Польша в очередной раз подчеркнула, что польско-украинское примирение должно включать признание вины и чествование памяти жертв времен Второй мировой войны. Украина не соглашалась с «односторонней и политизированной» оценкой трагических событий 1943-1944 годов со стороны польских политиков и дипломатов.
Впрочем, Польша сигнализировала, что нерешенные вопросы истории еще могут напомнить о себе. 1 августа, в День памяти Варшавского восстания 1944 года, заместитель главы МИД Польши Павел Яблонский заявил, что без урегулирования этого вопроса, разблокирования эксгумации и памяти жертв «не будет настоящего примирения или интеграции Украины в ЕС».
Текст обновлен 20 сентября 2023 года.
- Поделиться: