Пока сложно предположить, как ЕС отреагирует на отмену пожизненного финмониторинга для должностных лиц — адвокат

В Украине отменили пожизненный финансовый мониторинг для национальных публичных деятелей (PEP) — то есть для лиц, выполнявших или выполняющих публичные функции в Украине (политики, чиновники и т.п.) — несмотря на иной международный подход. Сейчас сложно предположить, как ЕС отреагирует на изменения в законодательстве, поскольку в рекомендациях к статусу кандидата есть только общие требования.

Об этом нам в комментарии рассказал адвокат и советник юридической фирмы «Василий Кисиль и Партнеры» Анатолий Пашинский.

На международном уровне существует подход «once a PEP — always a PEP». Например, директивы ЕС, Конвенция ООН против коррупции и рекомендации Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) определяют PEP как лицо, «выполняющее или выполнявшее важные публичные функции» — без ограничений по времени.

«В то же время FATF говорит, что обслуживание PEP после завершения каденции должно базироваться на индивидуальной оценке рисков, а не на определенных временных лимитах», — отмечает юрист.

Кроме того, в директивах ЕС указывается, что банки должны учитывать риски PEP не менее 12 месяцев после отставки и до того момента, пока PEP перестанет быть носителем рисков.

«Когда именно наступает этот момент, должна определить система риск-менеджмента банка. Если бывший президент США может сохранять влияние даже через 20 лет после завершения каденции, то вряд ли то же самое можно сказать о члене исполкома мелкой непарламентской партии, который тоже считается PEP по украинскому закону», — объясняет Пашинский.

Юрист говорит, что не все украинские банки реализуют рискоориентированный подход к PEP. По его словам, несмотря на инструкции от Нацбанка, работники банков иногда формализовано относятся к проверке и требуют избыточного подтверждения типичных трансакций.

Пашинский считает, что если бы все банки рассматривали каждый случай PEP индивидуально, то и поправки по финансовому мониторингу могли бы не набрать достаточной поддержки у депутатов. По мнению адвоката, сейчас сложно предположить, как Евросоюз отреагирует на отмену пожизненного финмониторинга.

«Рекомендации Еврокомиссии для кандидатского статуса Украины содержат только общее требование о необходимости соответствия украинского законодательства об отмывании средств стандартам FATF. Поэтому следует дождаться позиции ЕС, мнения экспертов FATF и действовать на их основе. Параллельно с этим было бы уместно обратить внимание банков на воплощение рискоориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей, как советуют делать международные институции», — сказал Пашинский.

Что предшествовало?

16 ноября президент Владимир Зеленский подписал закон, сокративший срок, во время которого государство и банки смогут осуществлять усиленный финансовый мониторинг в отношении политиков и чиновников после их увольнения.

Так, Верховная Рада поддержала правку о сокращении срока пребывания народных депутатов и должностных лиц в статусе «национального публичного деятеля» до трех лет после увольнения.

После этого в Центре противодействия коррупции отметили, что по международным стандартам банки должны проверять источник доходов человека, занимавшего высокий политический пост, на протяжении всей его жизни. Также в ЦПК заявили, что сокращение срока контроля противоречит одному из семи требований для вступления Украины в ЕС.

«Они (страны ЕС — ред.) могут публично не комментировать и не критиковать, учитывая ситуацию в стране. Но это очень горький шаг. И результатом может быть просто затягивание переговоров с ЕС и последующих шагов по вступлению Украины в ЕС», — подчеркнула исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.