Порочный круг кризисов и популизма. Как Аргентина снова теряет шанс на реформы

Во время праймериз действующий президент Аргентины Маурисио Макри проиграл Альберто Фернандесу и его напарницы Кристины Киршнер, Аргентина 5 августа 2019
Во время праймериз действующий президент Аргентины Маурисио Макри проиграл Альберто Фернандесу и его напарницы Кристины Киршнер, Аргентина 5 августа 2019EPA-EFE/JUAN IGNACIO RONCORONI

Когда в 2015 году в разгар экономического кризиса преемником Кристины Киршнер на посту президента Аргентины стал сторонник рыночных реформ Маурисио Макри, казалось, что время дискредитированного лидера прошло. Однако реформы Макри оказались не слишком быстрыми и успешными, аргентинцы так и не почувствовали обещанного улучшения. Напротив, цены растут, а найти работу стало труднее. Как следствие, вскоре к власти, вероятно, вернутся «предшественники», а попытки реформировать экономику страны терпят крах.

До президентских выборов в Аргентине остается около двух месяцев. Однако сомнений в том, кто станет победителем, не остается почти ни у кого, кроме самых преданных сторонников действующего президента Маурисио Макри.

11 августа в Аргентине состоялся отборочный этап президентских выборов, известный как «праймериз». На нем аргентинцы должны были выбрать приоритетных кандидатов от партии, которую они поддерживают. На практике «праймериз» становятся гигантским замером политических симпатий, а также отсеивают всех кандидатов, набирающих менее 1,5% голосов.

Результаты оказалась шокирующими для действующего президента. Он надеялся на незначительное отставание от своих основных соперников — кандидата в президенты Альберто Фернандеса и его напарницы, которая на этот раз метит в вице-президенты, Кристины Фернандес де Киршнер. Однако Макри получил лишь 32% голосов, тогда как команда Киршнер — 47%.

Повторения этого результата хватит Киршнер и Фернандесу для победы уже в первом туре президентских выборов, который состоится 27 октября.

Потерянные надежды

Когда в 2015 году Макри пришел к власти, он обещал быстро остановить рост цен и преодолеть высокий уровень бедности, которые считал последствиями популистской и безответственной экономической политики Киршнер. Щедрые социальные программы и субсидии ее правительства не имели под собой экономической основы. Слишком высокие налоги и печать денег в конце концов парализовали экономику и вылились в рост цен и обесценивание сбережений.

Казалось, что реформы позволят быстро забыть о наследии Киршнер. С самого начала Макри вернул Аргентину на международные финансовые рынки, с которых страну вывел еще предшественник Киршнер, ее муж Нестор. Макри отменил ряд налогов и сократил обременительные субсидии на оплату газа и коммунальных услуг — экономика начала дышать свободнее.

Президент Аргентины Маурисио Макри голосует во время праймериз в Буэнос-Айресе, Аргентина 11 августа 2019 годаPA-EFE/JUAN IGNACIO RONCORONI

Впрочем, не имея достаточной поддержки в парламенте, Макри отказался от некоторых необходимых, но непопулярных шагов. Президент планировал смягчить неизбежно болезненные реформы, а следующий раунд изменений провести уже во время второго президентского срока. Долгое время как международные финансовые организации, так и общество одобряло действия Макри — в 2017 году на парламентских выборах его партия нанесла поражение Киршнер.

Однако именно неспособность провести более быстрые реформы в конце концов стала причиной краха Макри. В 2018 году все еще слабая экономика понесла двойной удар — в стране случилась самая худшая за 50 лет засуха, а из-за неблагоприятной международной ситуации инвесторы начали выводить из страны деньги. Чтобы спасти экономику, Макри обратился к непопулярному решению — и попросил взаймы у МВФ, который имеет плохую репутацию в стране.

Это лишь незначительно улучшило положение — шансы Макри на переизбрание таяли так же быстро, как росли цены и обесценивалась национальная валюта. Для многих аргентинцев, как и для украинцев, число напротив значка доллара в обменниках является важнейшим экономическим показателем.

Малопонятные экономические реформы и сокращение расходов в бюджетной сфере стали в глазах многих аргентинцев свидетельством того, что Макри не понимает их или не заботится об их нуждах — они видели лишь то, что им не хватает средств даже на еду для себя и своих детей.

Накануне «праймериз» Макри понимал, что не может похвастаться экономическими достижениями. Тем не менее, он отказался поддержать другого, менее противоречивого, кандидата от своей партии, Марию Евгению Видаль — первую женщину-руководительницу крупнейшей провинции страны, Буэнос-Айрес. Он подчеркивал свои успехи в борьбе с преступностью, убеждал аргентинцев быть терпеливыми — и надеялся на антипатию части избирателей к основной конкурентке, Кристине Киршнер.

Отказаться от президентства, чтобы победить

Но Киршнер смешала Макри все карты одним решением. В мае она неожиданно отказалась от возможности в третий раз стать президентом (это позволяет конституция страны). На этом фоне она стала кандидатом в вице-президенты — в паре с менее харизматичным политиком, да еще и своим давним оппонентом, Альбертом Фернандесом.

Бывший лидер Аргентины Кристина Киршнер заявила о поддержке малоизвестного политика Альберто Фернандеса на выборах президента (на фото — Киршнер в Буэнос-Айресе, 2018 года)EPA-EFE/JUAN IGNACIO RONCORONI

Этим она застала врасплох всех. Ведь Киршнер много лет находилась в центре аргентинской политики: хотя многие граждане ее ненавидят, около трети населения обожает Киршнер за близость к «простому народу». Сразу возникли сомнения относительно того, насколько искренней является Киршнер и не станет ли Фернандес марионеткой в ее руках.

Этот шаг принес дивиденды. Киршнер отказалась от привычных длинных и эмоциональных речей. Отойдя на второй план, она смогла привлечь в коалицию ряд влиятельных политиков, которые не разделяли ее взглядов и имели с ней личные конфликты. Примирение с Альберто Фернандесом и другим жестким критиком, Серхио Массой, привлекло как более умеренных избирателей, так и тех, кого отталкивают судебные дела против Киршнер по обвинениям в коррупции.

Паника среди инвесторов: в ожидании возвращения Киршнер

Впрочем многие хорошо помнят катастрофическую экономическую политику Киршнер. На следующий после праймериз день инвесторы поспешили избавиться акций крупнейших аргентинских компаний, а обычные аргентинцы бросились скупать доллары.

Не успокаивает их и то, что вероятный преемник Макри Альберто Фернандес является несколько более умеренным политиком, чем Кристина Киршнер. Инвесторы опасаются того, что Фернандес вернется к ручному регулированию экономики и снова изолирует страну от мира.

Альберто Фернандес со сторонниками, Буэнос-Айрес, Аргентина, 7 августа 2019 годаAlberto Fernández

В первой после поражения речи шокированный Макри призвал «киршнеристов» критически оценить свою работу и возложил на них ответственность за панику инвесторов. Он предостерег: если аргентинцы поддержат Киршнер на выборах, их ждет еще больше экономических проблем.

Президент не сдается

Но правда в том, что паника на финансовых рынках сильнее всего ударила именно по Макри. Избиратели не простят ему дальнейшего падения песо и роста цен — чуть больше чем за год национальная валюта обесценилась уже почти втрое, а инфляция достигла 60%. И именно в стабилизации ситуации Макри видит шанс на спасение.

Многие эксперты и даже сторонники Макри считают, что 15% отставание от лидеров за два месяца отыграть невозможно — однако он и его команда решили продолжать борьбу.

Оправившись от поражения, президент подчеркнул, что «услышал аргентинцев» и анонсировал ряд краткосрочных экономических шагов, которые можно обобщить словами «наполнить карманы аргентинцев». Макри планирует заморозить цены на топливо, снизить налоги, повысить минимальную зарплату и простить долги малого и среднего бизнеса перед государством.

Некоторые считают, что Макри решился на радикальные изменения в своей экономической политике только теперь, после поражения, из-за акцента на соцсетях во время избирательной кампании. Его команда попала в «информационный пузырь», который не отражал реальных настроений населения, и неправильно оценила шансы на успех.

Впрочем, спасти Макри и предотвратить возвращение команды Киршнер к власти может только чудо. Макри не смог в достаточной мере оздоровить экономику, заработал ненависть многих аргентинцев и отказался уступить место другому, более популярному, кандидату с похожими идеями. Похоже, что так подходит к концу еще одна попытка прервать порочный круг экономических катастроф и неудачных попыток реформ, из которого уже десятилетиями не может вырваться когда-то одна из богатейших стран мира.