Прочь от Москвы: кто из прихожан и священников УПЦ МП готов поддержать единую поместную церковь в Украине?
Вближайшее время вСтамбуле будет рассмотрен официальный запрос президента Петра Порошенко иВерховной Рады Украины опредоставлении Томоса— официального документа обавтономии украинской православной церкви.
Дмитрий Белобров
Вближайшее время вСтамбуле будет рассмотрен официальный запрос президента Петра Порошенко иВерховной Рады Украины опредоставлении Томоса— официального документа обавтономии украинской православной церкви. Досих церкви вУкраине или непризнаны, или остаются под фактическим контролем РПЦ.
Так, официальные лица Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦМП), будучи частью Русской православной церкви, необходимости вТомосе невидят. Поихсловам, каноническая (официально признанная Вселенским православием) церковь уже существует. Ичтобы преодолеть церковный раскол, который длится уже несколько десятилетий, непризнанные церкви— Киевского патриархата иАвтокефальная— должны просто покаяться, считают вУПЦ (МП).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молиться по-новому: что такое украинская поместная церковь и зачем она нужна
Тем неменее, невсе ееприхожане исвященнослужители придерживаются такого мнения. Многие считают, что наконец настал момент, когда вУкраине должна появиться автономная церковь. Как много среди них тех, кто готов перейти изсвоей церкви вединую поместную?
Прихожане
Согласно опросу украинского Центра Разумкова, с2013 по2018 годы количество прихожан вукраинских церквях менялось. Например, на10% увеличилось число тех, кто относит себя вКиевскому патриархату. Прихожан Московского стало меньше на6%. число тех, кто называет себя «просто православными», азначит, незадумывался опринадлежности копределенной церкви, несколько снизилось— с28,8% до23,4%, ноихвсе равно напорядок больше, чем остальных.
Короткий опрос прихожан Киево-Печерской Лавры (она принадлежит УПЦМП) показывает: даже они невсегда уверены всвоих взглядах относительно единой поместной церкви. «Мыпришли кнамоленному месту»,— говорит одна изприхожанок. Кто-то четко иясно высказывается против. Кто-то незнает даже, очем идет речь.
ВМосковском патриархате естьте, кто несмотря наофициальную позицию, готов поддержать автокефальную церковь. Они стоят напроукраинских позициях, критикуют официальные структуры РПЦ заподдержку «русского мира» изаотказ признать агрессию против Украины наДонбассе ианнексию Крыма.
«Невозможно ипродолжает быть невозможным ходить вцерковь вражеского государства. Особенно меня очень сильно мягко говоря выводит изсебя упоминание патриарха Московского»,— говорит прихожанка УПЦ МПОльга Быканова. Вцерквях УПЦ МПсвященники обязаны молиться запатриарха Кирилла, главу РПЦ.
Российская агрессия для многих стала главной причиной, покоторой прихожане нехотелибы ходить вхрамы УПЦ (МП).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Храм пополам: как жители Тернопольской области меняют Московский патриархат на Киевский
«Сам Донбасс, Крым, иточто мыпережили. Мыконечно немогли спокойно как миряне смотреть. Имногие протестовали [против сепаратизма]. Мывтом числе, как верующие, начинали борьбу против сепаратистских священников, которые выступали вFacebook, наприходах, несли идеологию «русского мира»,— говорит другая прихожанка Московского патриархата Наталья Павлусенко.
Наталья Павлусенко, прихожанка УПЦ МП. Фото: Громадское
Навопрос, почему втаком случае прихожане остаются вМосковском патриархате, все отвечают одинаково: из-за канонического статуса церкви, тоесть официально признанного мировым православием. Для большинства этот фактор остается очень важным.
Духовенство
Лишь немногие священнослужители УПЦ (МП) согласились открыто высказывать свою позицию относительно инициативы Порошенко опредоставлении украинской православной церкви Томоса. Многие говорили, что немогут давать комментарий без официального одобрения вышестоящего начальства. Неофициально говорили, что они боятся или немогу говорить поразным причинам. Другие говорили, что ихпозиция «неможет» расходиться софициальной позицией церкви.
Открыто говорить согласились протоиерей Богдан Огульчанский имитрополит Переяслав-Хмельницкий иВишневский Александр Драбинко.
Идею автокефалии они поддерживают. Исчитают, что Украине, как отдельному государству, необходима своя церковь. Александр Драбинко подчеркивает: Вселенская патриархия только поощряет национальные церкви.
«Это поощряется каноническим правом православной церкви. Это повлечет засобой преодоление той великой схизмы, которая сегодня существует, начиная с92-го года когда православие было разделено»,— считает Драбинко.
Пословам священнослужителей, предоставление Томоса может решить многие проблемы. Например, прихожане одной церкви небудут считать своих соседей «раскольниками», асвященнослужители смогут совершать вместе таинства, чего сейчас непроисходит.
Митрополит УПЦ МП Александр Драбинко. Фото: Громадское
«Почему нельзя признать таинства моего соседа. Вот уменя рядом стоит автокефальный храм. Якнему незахожу, потому что согласно моему вероучению имоему каноническому праву ивоспитанию янеимею права это делать потому что оннеимеет общения сКонстантинополем»,— говорит Драбинко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Понять и простить. Как Киевский и Московский патриархат пытаются начать диалог
Поего словам, большинство священнослужителей вУПЦ (МП) современем перейдут впоместную церковь, просто потому что это будет логичнее, чем постоянно ездить вМоскву напоклон.
«Предоставление автокефалии, дарование Томоса, вхождение православной церкви Украины равноправной сестрой всемью православных церквей мира как раз иявится тем фактором, который откроет двери для людей несогласных сполитической ангажированностью Московского патриархата, перейти всвою украинскую церковь»,— считает Драбинко.
Пословам Богдана Огульчанского, предоставление Томоса тяжело перенесут толькоте, кто считает православие исключительно «русским» проектом. Атаких натерритории Украины, поего словам, неболее 10%.
«Много десятилетий существует разновидение, что есть православие. Иодно видение более глобальное, где православие— часть всемирного христианства. Адругое видение— это православие святой Руси, которое подчеркивает некоторую автономность иособую исключительность русского православия. Ивот для людей, которые как раз считают, что православие должно быть русским [...] Томос будет драмой, адля кого-то трагедией»,— заявляетон.
Остальные прихожане или склоняются кпереходу впоместную церковь, или необращают внимание на«патриархат», апросто ходят втуцерковь, где имкомфортно.
Огульчанский сомневается, что Украина получит Томос, ему также нехотелосьбы, чтобы воснове единой поместной церкви был Киевский патриархат, посколькуон, поего словам, создан попримеру Московского.
«Это (УПЦКП) синодальная церковь, где все решает верхушка епископов. Ибольшая часть людей она неимеет отношения кэтим решениям. [...] ВМосковском патриархате решают только епископы. Это нечто другое, чем соборность, окоторой так много говорят вправославии. Иесть надежда, что вобновленной церкви будет какое-то другое мнение»,— говорит Огульчанский.
Прогнозы
Ждать или неждать Томос? Мнения разделились. Прихожане надеются, что независимость будет.
Александр Драбинко считает, что дело зашло слишком далеко, чтобы Вселенский Патриарх Варфоломей вочередной раз отказал Украине вТомосе для поместной церкви.
Богдан Огульчанский впрогнозах осторожен. Онсчитает, что теоретически предоставление Томоса возможно, нозаявлять освоем переходе неспешит.
«Яконечно заединую поместную церковь вУкраине, которая равноправна совсеми Вселенскими, но[немогу] давать обещание, что язавтра перейду»,— говоритон.
Протоиерей УПЦ МП Богдан Огульчанский. Фото: Громадское
Старший научный сотрудник университета Восточной Финляндии, социолог религииНиколай Митрохин считает, что нынешний интерес к Томосу продиктован прежде всего кампанией по выборам президента. В её рамках сторонники УПЦ КП пытаются решить проблемы своей церкви. В реальности предоставление Томоса маловероятно, так как этой проблеме не первый год, а Константинополь признавать автокефалию украинской церквине спешит. Проблема, по словам Митрохина, состоит в том, что для начала должна быть создана реальная украинская автокефальная церковь со своим главой. Потом ей в течении относительно продолжительного времени надо доказать устойчивость созданной конструкции, поскольку прецедент распада подобной структуры — УАПЦ —уже был в 1990-е годы. Тем не менее, Митрохин подтверждает, что Русская православная церковь будет бороться против любых вариантов автокефалии украинского православия.
Сним заочно спорит Александр Драбинко. Поего словам процесс предоставления автокефалии официально непрописан, араз так, тосценарий может быть любым. Вероятнее всего, принимать решение будет единолично Вселенский Патриарх Варфоломей. Аобъединяться прихожане исвященнослужители будут вокруг Томоса, который предоставят верующим, аневокруг церкви.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Киевский патриархат vs Московский: быть ли Украинской православной поместной церкви
При поддержке «Русскоязычной медиасети»
- Поделиться: