В Европейском Союзе обеспокоены последними решениями Конституционного суда Украины о деятельности антикоррупционных органов, и это может стать основанием для временного приостановления безвиза.

Об этом говорится в письме посла Украины при ЕС Николая Точицкого вице-премьеру по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной, текст которого есть в распоряжении «Европейской правды».

«Как пока неофициально отмечают наши контакты, решение Конституционного суда Украины No 13-р/2020, которое отменило ключевые антикоррупционные полномочия НАПК, уголовную ответственность за недостоверное декларирование, является достаточным основанием для начала запуска Европейской Комиссией механизма временной приостановки действия безвизового режима», — говорится в письме.

Дело в том, что одним из официальных триггеров для запуска механизма приостановления действия безвиза является отход государства от критериев, в результате выполнения которых и введен безвизовый режим.

Отмечается, что решения о деятельности антикоррупционных органов не остались без внимания европейских партнеров и вызвали обеспокоенность Европейской службы внешней деятельности и Еврокомиссии.

Как пишет издание, они обратили внимание на то, что вопрос борьбы с коррупцией является приоритетным в повестке дня реформ в Украине, а независимые антикоррупционные органы «являются квинтэссенцией успешной, правовой, демократической, инвестиционно привлекательной Украины».

В письме указывается, что независимость, институциональная способность и устойчивость инфраструктуры, прежде всего антикоррупционной, является критерием достижения ряда краткосрочных и стратегических целей в отношениях с Европейским Союзом, среди которых и сохранения безвизового режима поездок граждан Украины в ЕС и сотрудничество с Международным валютным фондом.

О каком решении идет речь?

Конституционный суд 28 октября обнародовал решение по представлению народных депутатов от «Оппозиционной платформы — За жизнь» и «За будущее» относительно незаконного обогащения и полномочий антикоррупционных органов.

В нем говорится о том, что суд признал неконституционными ряд статей закона «О предотвращении коррупции», которые определяют полномочия НАПК, а также статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за недостоверное декларирование.

Что касается статьи Уголовного кодекса, КС решил, что нарушения такого рода «должны быть основанием для других видов юридической ответственности», а уголовная ответственность является «чрезмерным наказанием за совершение таких правонарушений».

Что означает решение КС на практике?

Одна из самых ощутимых изменений — это закрытие электронного реестра деклараций, за который отвечает НАПК. Ведь одна из статей закона «О предотвращении коррупции», которую признали неконституционной, касается доступа граждан к информации об имуществе всех, кто получает зарплату за счет налогов Украины, пояснил «Украинской правде» глава НАПК Александр Новиков.

«Решение Конституционного суда возвращает Украину не в 2013 год, а в 1991-й, когда вообще в принципе не существовало никакого антикоррупционного законодательства. Оно полностью отменяет все механизмы предотвращения коррупции, которые были выстроены за годы независимости», — считает он.

Поделиться: