Сафари по-русски. На что РФ охотится в Африке

Торжественная церемония экзаменов в войсках ЦАР, которые тренируют российские инструкторы. В центре — первый секретарь посольства РФ в ЦАР Виктор Токмаков
Торжественная церемония экзаменов в войсках ЦАР, которые тренируют российские инструкторы. В центре — первый секретарь посольства РФ в ЦАР Виктор ТокмаковCodaru.com/Spektr.Press

Во времена холодной войны Советский Союз был активно вовлечен в инфраструктурные проекты в Африке, поддерживал социалистические правительства, там было много советских военных баз. С распадом СССР Москва покинула континент.

Сейчас Россия пытается восстановить свое присутствие в Африке. Осенью в Сочи состоится масштабный саммит «Россия — Африка», на который согласились приехать представители 35 стран континента.

hromadske разобралось, какие угрозы несет продвижение России в Африке для мира и Украины, каковы на самом деле ее интересы в Африке и какие методы она для этого использует.

Друзья в ООН

Налаживание стратегических отношений с Африкой для России будет означать возвращение влияния, которое когда-то было на континенте у СССР. Во время саммита Кремль попытается наладить новые экономические, гуманитарные и социальные связи, считает соучредитель Центра исследования Африки Александр Мишин:

«Россия также хочет присоединиться к проекту цифровой трансформации стран Африки, поставке атомных технологий и улучшению условий жизни африканцев, то есть принадлежать к клубу разработчиков решений для главных проблем африканцев».

Во времена Холодной войны именно Советский Союз отстаивал права африканских колоний на независимость в ООН. Сейчас молодые государства континента могут отдать этот долг правопреемнице СССР — России.

Это может навредить прежде всего Украине. Имея политическую поддержку африканских стран, Москва сможет продвигать антиукраинские решения на международных площадках, например в ООН: в 2014 году семь африканских стран воздержались от голосования за резолюцию, осуждающую аннексию Крыма.

Саммит в Сочи может помочь РФ завести новых друзей на континенте, поэтому сторонников России среди 54 африканских стран в ООН может стать больше.

«Фактически это тактика прыжка или блицкрига в тех частях Африканского региона, где по разным причинам снижается влияние других традиционных внерегиональных игроков. Например, Москва фактически вытеснила Париж из ЦАР, которая входила в зону безусловного французского влияния. И Франция, вероятно, будет стремиться к реваншу, что несет риск дестабилизации для этой страны», — говорит Мишин

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив ле Дриан назвал действия России в ЦАР «значительным и активным антифранцузским присутствием».

Интересы Запада и РФ пересекаются также в других странах Африки: в Ливии, Зимбабве, Судане, Мавритании и Мозамбике. «России не хватает ресурсов, чтобы противодействовать Западу в Африке, поэтому здесь скорее всего речь идет не о масштабной геостратегической конкуренции, а о точечном столкновении интересов. Но даже этого достаточно, чтобы дестабилизировать некоторые страны Африки», — уверен Александр Мишин.

Президент России Владимир Путин (справа) во время встречи с президентом ЦАР Фостен-Арканжем Туадерой в Санкт-Петербурге, Россия, 23 мая 2018 годаEPA-EFE/MICHAEL KLIMENTYEV/POOL

Военное присутствие

По сравнению с США и Китаем, экономические связи РФ с африканскими странами не так уж значительны. Впрочем, Запад больше беспокоит ее военное присутствие на континенте. В частности, угрозой безопасности называют военные учения в Центральной Африканской республике (ЦАР), которые проводят российские инструкторы.

Компания Lobaye Invest финансирует обучение военных, чтобы помочь поддерживать стабильность в стране. Их проводят 250 инструкторов, которые не показывают своих лиц. В расследовании CNN говорится, что эти наемники могут быть членами частной военной компании «Вагнер», которую связывают с Евгением Пригожиным. Это близкий к Путину олигарх, которого неофициально называли «поваром» российского президента. «Популярность» Пригожин получил, когда журналистские расследования разоблачили его роль во вмешательстве в президентские выборы в США и финансировании деятельности частных военных наемников.

Бойцы ЧВК «Вагнер» участвовали в военных конфликтах, в частности, в Сирии, Ливии, Судане и на Донбассе. Несмотря на то, что в 2017 году российскую тренировочную миссию в ЦАР одобрил Совбез ООН, никто не ожидал, что к ней будут привлечены не кадровые российские военные.

Частные наемники — часть неофициального военного присутствия России на африканском континенте. Есть и официальная. В частности, советник президента ЦАР Фостен-Аршанжа Туадеры — россиянин Валерий Захаров. Он уверяет, что не является человеком Пригожина, и что ЧВК «Вагнер» в ЦАР нет. В комментарии CNN он отмечает, что в Африке Москва просто восстанавливает присутствие, которое когда-то потерял СССР. Но с Пригожиным Захарова связывает компания «M-Finans», которая по крайней мере один раз ему платила. Компанию косвенно контролирует Пригожин.

«Они [частные наемники] используются для проведения зачисток территории, где Россия хочет вести геологоразведочные работы, от повстанцев или несогласного населения. Они охраняют различных лиц, в частности бизнесменов, объекты, конвои грузов, получают разведывательные сведения и торгуют ими», — рассказывает Александр Мишин.

Он добавляет: в отличие от кадровых российских военных, у членов ЧВК часто существенно более релевантные знания и навыки, которые интересуют страны Африки. Наемники также являются частью российских гибридных войск, подконтрольных ФСБ и ГРУ. Эти структуры всегда действуют по своим правилам, поэтому их присутствие Кремль официально не афиширует.

В прошлом году в ЦАР убили трех российских журналистов, которые работали над расследованием деятельности ЧВК «Вагнер». Обстоятельства их убийства до сих пор до конца не выяснены. Съемочной группе CNN удалось вернуться из ЦАР живой, однако там их тоже преследовали.

Гибридное присутствие

В то же время Кремль ведет активную подрывную работу в информационном пространстве. Согласно расследованиям аналитического центра «Досье», который финансирует российский оппозиционер Михаил Ходорковский, сотрудники Евгения Пригожина разрабатывали план «формирования негативного образа европейских стран и Америки» среди африканского населения, а также распространяли месседжи о том, что Запад виноват в бедности Африки.

Параллельно должен был продвигаться положительный образ России и подчеркиваться роль СССР в борьбе с колониализмом. Об этом шла речь в письме бывшего сотрудника Агентства Интернет-исследований Джейхун Асланова (агентство, основанное Евгением Пригожиным, которое обвиняли во вмешательстве в выборы в США).

Письмо было написано на имя Михаила Потепкина, регионального директора компании «М-Инвест», которая добывала золото в Судане.

О том, что люди Пригожина влияют на политические процессы в Африке, свидетельствуют и внутренние документы сети фирм Пригожина «Компания», которыми Центр «Досье» поделился с журналистом британского издания Guardian Люком Гардингом.

Согласно им, деятельность «Компании» согласуется с чиновниками из министерств обороны и иностранных дел РФ. В них уровень сотрудничества России с различными странами Африки измерялся по пятибалльной шкале. Самые высокие показатели в ЦАР, Судане и Мадагаскаре — пять баллов, четыре — в ЮАР, Зимбабве и Ливии.

«Этот документ похож на школьный доклад, в котором говорится, где получены хорошие оценки, а где надо доработать», — рассказывает Люк Гардинг.

Чтобы увеличивать эти показатели, Россия пытается заключать военные соглашения, в частности о поставках оружия. Для этого политтехнологи, которых связывают с Пригожиным, сотрудничают с различными политическими лидерами и партиями на континенте. «Цель заключается в попытке РФ контролировать сектор безопасности африканских стран и продвижении своих агентов влияния на должности в органах государственной власти путем их побед на выборах», — говорит Александр Мишин.

Один из примеров деятельности «пригожинских» специалистов — президентские выборы на Мадагаскаре в ноябре 2018 года. Расследователи российского издания «Проект» обнаружили, что российские политтехнологи пытались обеспечить победу восьми разным кандидатам, но безуспешно.

А совсем недавно следы деятельности Пригожина обнаружили в Ливии. Еще в мае стало известно об аресте в столице страны Триполи двух россиян, которые работают в компании «повара Путина». По данным того же «Проекта», он поддерживает лидера вооруженных сил Ливии Халифу Хафтару, который воюет с международно признанным правительством национального единства, и сына убитого во время революции 2011 года Муамара Каддафи. Причем поддержка эта — как политическая (в частности, разработка предвыборной кампании), так и военная (участие наемников ЧВК «Вагнер», которыми руководит заместитель командующего российским десантом Андрей Холзаков).

За последние четыре года РФ подписала 20 соглашений о военном сотрудничестве со странами Африки. По данным Стокгольмского международного института исследования мира, больше всего оружия в Африку поставляет именно РФ (35%). Это объясняется тем, что российское оружие дешевле западного, но при этом зарекомендовало себя эффективным в горячих точках, в частности — в Украине и Сирии.

«Они [россияне] только продают оружие, но не интересуются развитием региона. Они не создают рабочих мест, а всегда поддерживают режимы, чтобы противостоять Америке и Западу, и ничего не делают для людей», — так комментирует вовлеченность РФ в Африке Хафиз Измаил, директор суданской ветви ОО Justice Africa.

Африканское золото

В обмен на военную поддержку Россия получает не только политические дивиденды, но и экономические. Например, добывает уран, алмазы, золото, хром и газ. Российские компании часто получают права на уступки для их добычи на льготных условиях, часто — без соблюдения экологических норм.

В Центральноафриканской Республике — одной из беднейших стран мира, где продолжается гражданская война — права на добычу алмазов, урана и других ресурсов получила компания Пригожина Lobaye Invest, о которой мы уже упоминали. Журналисты CNN побывали на местах добычи алмазов в ЦАР. По словам местных, все, что находят в копанках, отдают российским агентам. Очевидцы говорят, что эти агенты приходят с тренировочных полигонов.

Кроме добычи полезных ископаемых, у России в Африке и более широкие экономические интересы. Александр Мишин рассказывает, что она планирует инвестировать в горнодобывающий и агропромышленный комплексы в Зимбабве, Демократической Республике Конго, Гвинее и Анголе. Там РФ будет действовать как младший партнер Китая. Российские военные концерны заинтересованы в договорах на поставку вооружения в Ливию, Алжир, Гвинею, Эфиопию, регион Сахеля (охватывает девять стран), Мадагаскар и Мозамбик. В то же время государственные компании «Газпром» и «Роснефть» интересуются нефтяными активами Африки, а «Росатом» планирует строить атомные электростанции в Египте, Уганде и Кении.

«Мягкая сила»

В Центральноафриканской республике присутствию России уже не удивляются. На улицах — пропагандистские постеры с надписями «Россия: рука об руку с вашей армией». Из радиоприемников раздается русская музыка и уроки русского языка. А российские компании, приближенные к Кремлю, спонсируют конкурсы красоты, футбольные матчи и даже конкурс рисунков и поэзии с оригинальным призом — отдыхом в аннексированном Крыму. Для детей снимают мультики, где РФ в образе медведя, который мирит африканских животных.

Чтобы сформировать положительный имидж среди африканцев, РФ также инвестирует в образование и культурные проекты. Еще в советское время 50 тысяч африканцев окончили российские университеты. Еще 200 тысяч в этот же период учились в Африке, но при поддержке СССР.

Сейчас для африканских студентов в РФ существуют специальные стипендиальные программы. За их счет в 2017 году в российских университетах обучались более 1800 студентов из Африки.

В 2006 году в Каире открыли Египетско-российский университет, а в ноябре 2018-го — Российско-Намибийский культурно-образовательный центр. Кроме того, в Африке действует сеть российских научно-культурных центров, где преподают русский — в частности в Эфиопии, Египте, Кении, Замбии, Демократической Республике Конго, Танзании, Тунисе, Марокко. А Федеральное агентство «Россотрудничество» объявило о намерении строить научно-культурные центры в Африке.

Уже есть договоренность до 2024 года построить Центр ядерных наук и технологий в Замбии. Аналогичные центры планируется создать также в Эфиопии, Судане и Нигерии.