«Саша-три-процента»: что происходит в Беларуси накануне президентских выборов

Пока Александр Лукашенко посещает парад ко Дню Победы в Москве, в Беларуси выступают против задержания оппозиционных кандидатов на выборах и шутят про низкие рейтинги действующего президента. После 26 лет непрерывного правления Лукашенко, на фоне падения его рейтинга, часть избирателей предпочли его политических оппонентов — альтернативных кандидатов.
С ними нынешний лидер борется, в том числе и арестами: за это политическую кампанию этого года уже называют «самой грязной в истории Беларуси». hromadske рассказывает, какие настроения в стране за полтора месяца до выборов, какие шансы у Лукашенко снова и почему впервые появился большой спрос на «новые лица».
Лукашенко устраняет оппонентов
9 августа Беларусь будет избирать президента — и впервые за много лет это похоже на выборы с настоящими кандидатами. Еще в начале мая, когда официально началась избирательная гонка, такого впечатления не было. Председатель Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина признавалась, что не ожидает особой активности от белорусов:
«Честно говоря, я думала, что эти выборы будут вялыми. Не потому что, как и во всем мире, случилась пандемия. А потому что, когда был политический сезон — зима, весна, — наши политики вели себя неактивно. Поэтому я не верила, что желающих стать кандидатами будет так много. Впрочем, мое мнение таково: у лиц, подавших документы на регистрацию инициативной группы, но раньше не участвовавших в выборах на пост президента, шансов стать узнаваемыми за несколько месяцев и завоевать доверие нет».
Но все оказалось наоборот. На 15 мая в ЦИК подали заявки 55 кандидатов в президенты. 15 из них попали в следующий тур и начали собирать подписи — их должно быть не менее 100 тысяч, чтобы официально претендовать на президентство. Во многих городах сбор подписей вызвал ажиотаж: люди выстраивались в очереди перед пунктами сбора и устраивали акции поддержки.
На одной из них в Гродно 29 мая задержали блогера Сергея Тихановского — одного из кандидатов, которому ранее отказали в регистрации. Это случилось во время акции поддержки на выборах его жены, Светланы Тихановской. Теперь против него возбуждено уголовное дело о препятствовании работе ЦИК. 31 мая задержали еще одного оппозиционного кандидата — Николая Статкевича. Ему тоже отказали в регистрации — из-за непогашенной судимости.

Особенно напряженной атмосфера перед выборами стала накануне 19 июня — в последний день сбора подписей. Среди конкурентов Лукашенко наибольшее их количество получил Виктор Бабарико (более 430 тысяч). 18 июня его вместе с сыном (он возглавляет предвыборную кампанию отца) задержали по подозрению в финансовых преступлениях, а 22 июня — арестовали. Бабарико двадцать лет возглавлял «Белгазпромбанк», основными акционерами которого являются российские «Газпром» и «Газпромбанк», и покинул пост лишь в мае этого года, когда решил идти на президентские выборы.
Правоохранители начали давить на банк, приходили с обысками в частные компании, которые были его клиентами. Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля возбудил уголовное производство по статьям «неуплата налогов» и «отмывание средств». Кроме Бабарико, задержали еще пятнадцать сотрудников банка.
К слову, обыски начались после того, как Лукашенко обязал Комитет «прошерстить этих пузатых буржуев, чтобы они несли ответственность за людей». Некоторые компании, по его мнению, якобы увольняют сотрудников за то, что те не хотят давать подписи за альтернативных кандидатов. Сам Бабарико не признает обвинений и считает их политическим давлением. Сейчас он в СИЗО, пятый день к нему не пускают адвокатов.

Надежда на честные выборы и изменения
Лукашенко утверждает, что не прибегает к умышленному устранению оппонентов, а только борется с коррупцией. «Я всегда говорил: я никому не позволю силовыми методами решать проблемы, которые нужно решать мирно, политическим путем, согласно нашим законам. [...] Если бы мы этим ворюгам за время нашей независимости не подрезали крылья, мы сегодня построили бы олигархическое государство и уже стояли бы на коленях», — говорит президент.
После задержания Бабарико по Беларуси прокатилась волна протестов. По подсчетам правозащитного центра «Весна», на мирных акциях только 18-20 июня задержали более 250 человек. Акции солидарности прошли и за рубежом: белорусы в Нью-Йорке, Варшаве, Берлине, Гааге, Москве и Киеве выходили на улицы с требованием честных выборов.

Об обеспокоенности ситуацией в Беларуси сообщил Евросоюз. В заявлении от 19 июня евродепутаты призвали белорусские власти и лично Александра Лукашенко как можно скорее освободить политических оппонентов и потенциальных кандидатов в президенты, а также обеспечить честные выборы, соблюдение верховенства закона и прекратить преследование граждан за политические предпочтения.
«Все это — настоящий сталинизм. Мы требуем, чтобы режим прекратил подобные действия. Если этого не будет, нам придется выбирать средства из имеющегося для таких случаев арсенала. Начнем с индивидуальных санкций против ответственных за происходящее. Их визы могут отозвать, вероятно, заблокировать счета — все это пока что неточно, мы еще не зашли так далеко. Впрочем, если взглянуть на санкции, которые были введены против России, можно понять, по каким направлениям будут ограничения», — говорит депутат Европейского парламента Михаэль Галер.
Москва не видит угрозы демократическим выборам в Беларуси. 10 июня Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, говорил, что «Россия не замечает ничего, что могло бы дискредитировать эти выборы», не намерена вмешиваться во «внутренние дела Беларуси и никому тоже не советует».
Предположение, что дело против Бабарико, связанного с российским «Газпромом», могло ухудшить отношения России и Беларуси накануне выборов, Лукашенко отвергает, а Кремль не комментирует. «У нас действительно состоялся такой открытый, добрый разговор (с Путиным, — ред.). Хотя многие думают, что у нас тут что-то искрит. Ничего у нас не искрит. Проблемы бывают всегда», — рассказал Лукашенко 19 июня на встрече с главой МИД России Сергеем Лавровым. На это Лавров добавил, что «искра нужна для зажигания, для того, чтобы поехать вперед».

Кто против Лукашенко?
Предвыборную гонку, кроме Лукашенко, продолжают еще шесть кандидатов, которых ЦИК должен зарегистрировать 5 июля. Бабарико среди них тоже есть — несмотря на выдвинутые против него обвинения и неспособность эффективно проводить кампанию. Он предусмотрел такое развитие событий и оформил доверенность для сбора подписей. Да и до своего задержания 18 июня порог в сто тысяч подписей Бабарико преодолел. Жена задержанного Сергея Тихановского Светлана — тоже в семерке лидеров.
Вначале блоггер Тихановский и экс-банкир Бабарико были «неожиданностью» выборов: это люди, которые никогда не были в политике и даже не имеют четкой политической программы. Бабарико в одном из недавних интервью говорил: «Моя кампания проходит под девизом: “Я — менеджер”. Я подал заявку на конкурс руководителя предприятия, где акционером является народ. Народу это нравится, люди понимают, что они хозяева страны, а не рабы в частной компании».
Политолог Белорусского института стратегических исследований (BISS) Екатерина Шматина говорит: главное отличие этой кампании от предыдущих в том, что наконец появились «новые лица» — «люди с солидным имиджем и хорошей репутацией, которые апеллируют к более умеренной части электората». А опытные политики, которые тоже участвуют в предвыборной гонке, имеют небольшие симпатии белорусов и шансы победить. Лукашенко просит не сравнивать ситуацию с Украиной, потому что «у нас нет своих Зеленских». И добавляет, что «своего Майдана в Беларуси тоже не будет».
Главным соперником Бабарико, кроме Лукашенко, считают Валерия Цепкало. Он профессиональный дипломат, бывший глава Парка высоких технологий и помощник президента по вопросам науки и технологий.

Цепкало одним из первых заявил о намерении бороться за президентство и пока делает это успешно. Главное — официальный Минск не пытается помешать его предвыборной кампании. Цепкало, хотя и говорит, что нынешний режим «отжил себя», но не идентифицирует себя с оппозицией. Себя он называет кандидатом-технократом, говорит, что Россия должна занимать заметное место во внешнеполитических отношениях Беларуси, но, мол, дружить надо и с США, и с Европой.
Мемы и реальные цифры
Нынешняя предвыборная кампания в Беларуси ассоциируется не только с протестами и надеждой на смену власти, но и узнаваемыми мемами. Один из самых популярных — о «Саше 3%», возникший как реакция на низкий рейтинг нынешнего президента. В Беларуси нет независимых институтов, которые могут провести беспристрастное исследование общественного мнения. Но в конце мая популярные белорусские медиа Onliner и Tut.by и ряд местных телеграм-каналов провели среди своих читателей соцопросы об их политических предпочтениях. По результатам нескольких из них выяснилось, что за Лукашенко готовы проголосовать около 3% белорусов. Эти результаты неофициальные, но именно они породили несколько мемов.
Например, после этого в магазине товаров с белорусской символикой symbal.by начали продавать майки с надписью «ПСИХО3%». «Психозом» Лукашенко называл историю вокруг пандемии коронавируса. В некоторых белорусских онлайн-магазинах сделали символическую скидку 3% на покупку домашних тапочек. Это отсылка к другому мему: Лукашенко называют еще «усатым тараканом» с подачи выбывшего из президентской гонки блогера Тихановского. Одним из лозунгов его кампании был «Стоп таракан»: Тихановский призвал избирателей приносить на массовые акции старые тапочки — традиционное «оружие» борьбы с тараканами.

Лукашенко говорит, что знает о шутках в свой адрес. В свои низкие рейтинги он верить отказывается: «Я вас об одном прошу — вы успокойтесь... Никто власть сегодня в Беларуси не поменяет. И не потому, что мы ее посиневшими пальцами будем удерживать, а потому, что подавляющее большинство — и мы знаем, какое это большинство, мы просто не печатаем этих социологических опросов. Это вы "Саша-три-процента" уже написали на майках. Вы сами хоть верите, что у нынешнего президента 3%?»
- Поделиться: