Скандальные заявления Маска про Украину. Что осталось за кадром

Скандальные заявления Маска про Украину. Что осталось за кадром

Когда Илон Маск в начале октября опубликовал собственные (а собственные ли?) предложения о «мире» между Украиной и россией, у многих возник вопрос: «Что это вообще было?» А когда стало известно, что SpaceX хочет отказаться от финансирования сети спутникового интернета Starlink в Украине, не могли не появиться мнения о том, что это часть хитроумного российского плана.

К счастью, финансирование Starlink в Украине никто не прекращает, а о «мирном плане» Маска напоминают разве что мемы и экспрессивные ответы Оксаны Забужко или Андрея Мельника. Не будем спекулировать на тему того, что побудило Маска написать скандальные твиты. Этот текст попытка рассмотреть, что проявил этот скандал, и что в нем осталось за кадром.

«Мирный план» с российскими нотками

Итак, началось все 3 октября, когда Илон Маск, казалось бы, безо всякого повода публикует предложения для «украинско-российского мира» — «провести повторные выборы» в оккупированных россией областях Украины, признать Крым российским и гарантировать поставку туда воды с украинской стороны, а также «сохранить нейтралитет Киева». Позже добавился пункт о «волеизъявлении» жителей Крыма и Донбасса под эгидой ООН (что бы это ни значило).

По меньшей мере, о фактологической некорректности всех этих заявлений уже было сказано не раз, поэтому позволим себе не повторяться.

Но вскоре известный американский политолог Иэн Бреммер заявил, что Маск лично рассказывал ему о телефонном разговоре с президентом россии владимиром путиным перед публикацией «мирного плана» для Украины. Стороны, в том числе и кремль, обменялись взаимными отрицаниями. (А анонимные российские Telegram-каналы, к слову, предположили, что Маск действительно говорил с «двойником путина»).

Вполне понятно, почему мирный план основателя SpaceX вызвал такое возмущение у украинцев. Как человек, передавший украинской армии Starlink и обеспечивший связь на линии фронта и в деоккупированных городах и селах, может одновременно призывать фактически к капитуляции Украины?

К вопросу о Starlink мы еще вернемся, а пока вспомним, что Илон Маск раньше говорил об Украине.

«Мы не можем позволить путину захватить Украину. Это безумие... Если такое может сойти с рук, это станет сигналом другим странам, что и им это тоже может сойти с рук»,говорил он в конце марта — еще до того, как российские войска совершили «жест доброй воли» на севере Украины, а мир узнал о Буче.

Ну и собственно это все.

Что интересно: мысли о «мирном плане» для Украины, если верить нашумевшему материалу CNN, у Маска возникли по меньшей мере в сентябре: он якобы говорил, что москва была бы готова принять условия такого «мира», пусть только Киев согласится на переговоры.

«Сейчас пора сделать это (пойти на переговоры с россией, — ред.). Они, конечно, этого не хотят. Но сейчас — самое время. Все стремятся к миру, когда проигрывают, но они не хотят мира, даже когда побеждают. Пока не хотят», — цитирует слова Маска присутствовавший на закрытом мероприятии собеседник.

Совпало все это с контрнаступлением украинских сил в Харьковской и Херсонской областях, авральной организацией марионеточных «референдумов» и громким бряцанием ядерным оружием. О страхе третьей мировой войны и ядерном конфликте, к слову, Маск подчеркнуто говорил в контексте своего «мирного плана».

«Абсолютная свобода слова»

И если, казалось бы, резкое изменение позиции Маска в отношении Украины (которую он «все еще очень поддерживает») объяснить без конспирологии трудно, сам факт публикации корреспонденции с откровенно пророссийскими тезисами не такой уж и тайный.

Илон Маск — давний поборник (по крайней мере на словах) свободы слова в ее абсолютном измерении. В его понимании это означает отсутствие какой-либо цензуры в принципе — мол, люди сами разберутся, что правда, а что нет.

Вспомним хотя бы публичный конфликт Маска с Twitter, который он то хотел купить, то не хотел из-за засилья ботов и якобы непрозрачного модерирования, а после публикации «мирного плана» снова захотел.

Абсолютизм свободы слова в понимании Маска касается и российско-украинской полномасштабной войны. Еще в начале марта он намекал, что какие-то иностранные правительства просили его заблокировать российские медиа в Starlink, но он отказался. А сравнительно недавно подарил порцию радости для роспропаганды, заявив, что читает их СМИ.

Но здесь основатель SpaceX тоже оставляет достаточно простора для компромиссов.

Показательный пример — Китай, от которого бизнес Маска зависит последние несколько лет. Сам он недавно признал, что в Пекине выразили обеспокоенность тем, что он открыл доступ Украине к интернету Starlink и предостерегли от аналогичных действий в КНР. Ведь свободная интернет-связь не только позволит китайцам обходить жесткую государственную цензуру, но и поможет Тайваню в том случае, если там произойдет очередное обострение.

Илон Маск представляет SpaceX, 29 мая 2014 годаAP Photo / Jae C. Hong

Starlink, но не для всех

И вернемся наконец к Starlink в Украине. Проблема финансирования работы сети, на которую Маск сетовал Пентагону, к концу минувшей недели разрешилась сама собой (и даже если бы SpaceX отказалась это делать, то помочь уже вызвались международные партнеры).

Решение Маска открыть 26 февраля доступ к Starlink в Украине и взять на себя оплату его работы, без сомнения, заслуживает уважения и признательности. Но что за ним может стоять?

На самом деле американский бизнесмен не в первый раз предлагает помощь в экстренных ситуациях. Буквально за несколько недель до полномасштабного вторжения россии в Украину партия Starlink отправилась в островное государство Тонга, где из-за извержения вулкана полностью исчезла связь. В разгар пандемии коронавируса Tesla пообещала передать больницам собственные аппараты искусственной вентиляции легких (оказалось, что это не они, но жест все-таки оценили). А в уже далеком 2018 году основатель SpaceX объявил о строительстве подлодки для спасения группы тайских школьников, которые вместе с футбольным тренером застряли в пещере — их в конце концов спасли и без помощи Маска.

Кому же не повезло — это Беларуси. В августе 2020 года пользователи Twitter активно призвали Маска открыть доступ к спутниковому интернету на фоне масштабных антиправительственных протестов, во время которых режим Лукашенко глушил связь. Основатель SpaceX обратил внимание на ситуацию в Беларуси, но Starlink для белорусов, как известно, так и не включил.

* * *

Было бы преувеличением называть Илона Маска «агентом кремля» или «полезным идиотом» из-за того, что он распространил пророссийские тезисы по какой бы то ни было причине.

Основатель SpaceX никогда не был большим поклонником Украины, и тот факт, что он начал помогать нам со Starlink, является отличным и счастливым подарком судьбы. Но, судя по всему, его взгляды на полномасштабное вторжение россии по меньшей мере легко меняются под влиянием внешних обстоятельств (входит ли в них «разговор с путиным», оставим за скобками).

Не забывайте и о том, что Маск по-прежнему писал далеко не самые рациональные вещи в Twitter — от планов продать свои акции Tesla до намерений приобрести Coca-Cola и вернуть в состав напитка кокаин.

А о том, влияют ли его предложения «мирного плана» на поддержку Украины на Западе, вероятно, свидетельствуют реакции и Белого дома, и наших друзей из стран Балтии. И все они, как ни странно, положительны для Киева.

В конце концов, следует упомянуть и о болезни Маска — синдроме Аспергера. Однажды сам миллиардер объяснил, как влияет на него синдром, который является расстройством психологического развития, связанного со сложностями социализации и невербальной коммуникации: «Я знаю, что время от времени говорю или пишу в интернете странные вещи, но так работает мой мозг... Вы действительно думали, что я буду таким простым пареньком?»