Смертельные ДТП: что говорит новый законопроект и как подобные дела расследовали ранее

В воскресенье на подъезде к Киеву, на Старообуховской трассе, произошла авария. Погибли четыре человека: отец, мать и двое детей — 8-летняя девочка и 10-летний мальчик. Полиция задержала виновника, ранее судимого 39-летнего Антона Желепу. Во время аварии он был пьян.
Неделей ранее президент Владимир Зеленский подписал закон, которым отменил уголовную ответственность за вождение в нетрезвом состоянии. А в понедельник Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект 2695 об усилении ответственности водителей в нетрезвом состоянии и превышение скорости.
Что в этом законопроекте?
Им дополнительно предлагают наказывать нарушителей административным арестом на 10-15 суток, увеличивается размер штрафов и срок рассмотрения дела об административном правонарушении до 1 года вместо 3 месяцев, а также предлагают лишать права ездить на срок от 3 до 10 лет. По словам председателя комитета по вопросам правоохранительной деятельности Дениса Монастырского, законопроект будут дорабатывать ко второму чтению. В частности, планируется повысить административную ответственность. Из десяти тысяч гривен она может увеличиться вдвое за вождение в нетрезвом состоянии.
Евгений Крапивин, эксперт Центра политико-правовых реформ, рассказывает, что нынешний законопроект повторяет европейский опыт: «В законопроекте есть норма об остановке транспортного средства для осмотра водителя на состояние опьянения. Она может быть применена к каждому без всякой мотивации. Но важно, что в законопроекте говорится, что информация о таких профилактических мероприятиях должна быть обнародована на официальном веб-сайте Нацполиции. Это допустимо и укладывается в европейские стандарты, там есть такие «слепые проверки».
За что законопроект критикуют?
Народный депутат от партии «Голос» Александра Устинова в зале Верховной Рады раскритиковала законопроект. Он, по ее мнению, расширяет права полиции и не вводит уголовную ответственность за вождение авто в нетрезвом состоянии.
Шатким моментом законопроекта Евгений Крапивин называет и изменения в Законе Украины «О Национальной полиции».
У сотрудников полиции, в частности, появляется право на поверхностный осмотр автомобиля, его остановку без мотивации, составление протоколов без понятых, если идет видеозапись.
«Все зависит от того, насколько добросовестно полиция будет выполнять свои полномочия и насколько эффективно будет рассматривать жалобы».

Сколько людей в Украине погибает в авариях?
За прошлый год почти три с половиной тысячи человек погибли в результате аварии на дорогах. Еще больше — 32 тысячи — травмированы. Основная причина аварий с пострадавшими — превышение скорости движения.
Антона Желепу отправили под стражу на два месяца без права внесения залога. Ему грозит от 5 до 10 лет заключения с лишением права управлять автомобилем до трех лет. Ранее Желепа неоднократно привлекался к уголовной ответственности, в частности за ДТП с тяжелыми последствиями. Также его 7 раз привлекали к административной ответственности за управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
hromadske рассказывает, чем заканчивались расследования подобных аварий ранее, и понесли ли виновники наказания.
Александр Омельченко
В 2009-м Александр Омельченко, на тот момент нардеп и бывший мэр Киева, насмерть сбил мужчину возле остановки общественного транспорта на выезде из села Чапаевка. Госавтоинспекция провела экспертизу и обнаружила, что на момент аварии нардеп был трезв.
Очевидцы говорили, что водитель сбил человека на пешеходном переходе. Сам Омельченко объяснял, что погибший переходил дорогу в «несанкционированном месте». В июле следующего года это дело закрыли.
В декабре 2015 года водитель Омельченко сбил женщину на пешеходном переходе. Авария произошла в Киеве. Сначала водитель скрылся, но через 2 часа вернулся на место аварии и признался в содеянном. Женщина умерла сразу. Голосеевский суд Киева в 2016-м назначил водителю наказание в виде условного срока.
Елена Зайцева
В октябре 2017 года в Харькове столкнулись два автомобиля. Первый — Елены Зайцевой. Ее джип выехал на тротуар, где пешеходы ждали зеленый свет. Вторым автомобилем управлял Геннадий Дронов.
В том ДТП погибли шесть человек, а пострадали еще пятеро. Оба водителя получили по 10 лет. Также они должны выплатить всем пострадавшим десять миллионов гривен компенсации.

Станислав Толстошеев
В январе 2016-го возле станции метро «Левобережная» Станислав Толстошеев сбил на тротуаре 62-летнюю женщину. Она сразу погибла. Три судмедэкспертизы пришли к выводу, что во время аварии Толстошеев не контролировал себя из-за приступа эпилепсии. Поэтому он — неподсуден. Такой приступ, по словам Толстошеева, у него случился впервые.
В сентябре 2016-го уголовное производство против него закрыли. Впоследствии из-за реакции общества и тогдашнего генпрокурора Юрия Луценко дело снова открыли и привлекли международных специалистов для проведения психиатрической экспертизы. Следствие до сих пор решает, можно ли Толстошеева судить, и поэтому к уголовной ответственности его не привлекли.
Леонид Черновецкий
В апреле 2003-го служебный автомобиль концерна «Правэкс», почетным президентом которого был Леонид Черновецкий, насмерть сбил 11-летнего мальчика. В автомобиле якобы была жена Черновецкого Алина Айвазова. Свидетели утверждали, что сразу после аварии водитель снял с автомобиля номера.
В ноябре 2003-го сам Черновецкий на трассе Киев-Обухов сбил 20-летнего парня. Тот умер сразу. Черновецкий утверждал, что эти две аварии специально подстроил Александр Омельченко, чтобы дискредитировать его как человека и политика. Оба дела почти сразу закрыли из-за отсутствия состава преступления.
Нестор Шуфрич-младший
В августе 2017 сын нардепа Нестора Шуфрича сбил человека на пешеходном переходе. Пострадавший, 31-летний мужчина, после аварии попал в реанимацию с переломом ноги, вывихом плеча и травмой головы. В декабре Шуфричу дали год условного срока. Но судья принял решение освободить его от отбывания основного наказания с отсрочкой на один год.
Также Шуфрич должен был оплатить миллион гривен материального и морального ущерба и оплатить операцию пострадавшего.
- Поделиться: