Социолог: заявление Порошенко по поводу ПриватБанка — предвыборная технология с целью посеять панику

Заявление действующего президента Петра Порошенко относительно ситуации вокруг национализации ПриватБанка является предвыборной технологией, а именно попыткой запугать избирателей и посеять панику. Однако это может сыграть против Порошенко, считает заместитель директора социологической службы Центра Разумкова Михаил Мищенко.

По словам социолога, ставка на запугивание может наоборот отрицательно повлиять на поддержку Порошенко.

«Это может негативно повлиять и на рейтинг Порошенко, поскольку все-таки у нас существует тенденция в общественном мнении — считать, что суды подчинены власти, что они не являются независимыми. И если общественное мнение воспримет это действие как специальную избирательную технологию, чтобы посеять панику, то это наоборот может уменьшить рейтинг Порошенко», — пояснил Мищенко в эфире программы «Нині вже» («Прямо сейчас») на Громадском.

18 апреля Петр Порошенко выступил с обращением к нации, в котором, в частности прокомментировал решение суда признать незаконным национализацию ПриватБанка. Действующий глава государства заявил, что ситуация вокруг банка может привести к дефолту и новому экономическому кризису.

Напомним, 18 апреля — за три дня до второго тура выборов — Окружной административный суд Киева удовлетворил иск олигарха Игоря Коломойского в Национальный банк Украины и Кабинет министров Украины о неправомерности национализации ПриватБанка. Минфин обжаловал это решение.

В штабе кандидата Владимира Зеленского заявили, что это решение — результат «провала судебной реформы Порошенко». Также в команде кандидата спросили, «кто же тогда марионетка Коломойского?», если суд принял такое решение, когда президентом еще является Порошенко.

В ПриватБанке заявили, что судебное решение не повлияет на работу банка.

Напомним:

  • 27 февраля стало известно, что бывший владелец ПриватБанка, олигарх Игорь Коломойский, в суде начал процесс обжалования решения правительства о национализации банка.
  • В интервью BBC Коломойский заявлял, что ожидает получить компенсацию от государства за национализацию ПриватБанка — «в том или ином виде» после окончания президентских выборов. Позже размер этой компенсации олигарх оценил не менее чем в $2 млрд.
  • По словам бывшего министра финансов Украины Александра Данилюка, даже если суд вынесет решение в пользу олигархов, механизма возврата ПриватБанка бывшим владельцам пока нет.
  • В то же время действующий президент Украины Петр Порошенко заявил, что потенциальный выигрыш Коломойским дела ПриватБанка грозит будущему сотрудничеству Украины с МВФ.

Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов прямо или косвенно владели более 91,5% акций ПриватБанка. Другие принадлежали миноритарным акционерам, в том числе менеджменту во главе с председателем правления Александром Дубилетом.

В декабре 2016 года ПриватБанк был национализирован решением украинского правительства. В декабре 2017 национализированный ПриватБанк подал иск в Высокий суд Лондона против Коломойского, Боголюбова, а также ряда компаний, вероятно подконтрольных им.

Позже Коломойский заявлял, что он был вынужден сам предложить национализацию ПриватБанка из-за «способов искусственного снижения капитализации банка» со стороны НБУ.

Тогдашняя глава НБУ Валерия Гонтарева сообщила, что экс-владельцы ПриватБанка вывели 16 млрд гривен ($608 млн) в ночь перед национализацией.Также сообщалось, что ПриватБанк перед национализацией вывел 110 млрд гривен ($4,08 млрд) через фиктивные компании.

20 декабря 2017-го Высокий суд Лондона решил арестовать активы Коломойского и Боголюбова во всем мире на сумму более $2,5 млрд.

Арест активов был выдан на основании детальных доказательств, предоставленных суду, из которых следует, что Коломойский и Боголюбов путем проведения ряда незаконных операций вывели из банка почти $2 млрд. В результате этого средства были перечислены компаниям, которые им тайно принадлежали или находились под их контролем.

Компания Kroll по результатам аудита сообщила, что бывшие менеджеры ПриватБанка вывели более $5,5 млрд. Кредиты, которые выдавал ПриватБанк юридическим лицам, использовались для приобретения активов и финансирования бизнеса экс-акционеров и групп связанных с ними лиц в Украине и за рубежом. Схема действовала около 10 лет.