Свободная экономическая зона на Донбассе: «сшить» или политически попиариться?

Президент Владимир Зеленский объявил второй вопрос всенародного опроса, который должен пройти 25 октября, в день местных выборов. «Поддерживаешь ли ты создание на Донбассе свободной экономической зоны?», — спрашивает Зеленский в опубликованном Офисом президента видеообращении.
Разбираемся, что это за инициатива о свободной экономической зоне, сможет ли она поднять экономику региона и помочь вернуть Донбасс.
«Сшить» Донбасс?
После публикации видеообращения Зеленского на сайте Офиса президента появилось объяснение: о торговле с оккупированными территориями речь не идет. По крайней мере пока: «Сначала все будет происходить на подконтрольной украинскому государству территории. Речь идет о концепции региональной экономики, которая “сшивает” регион, делает его привлекательным для бизнеса, системно восстанавливает инфраструктуру. Создание на Донбассе, на свободной его части специальных экономических условий существенно повлияет на темпы и концепции эффективной реинтеграции».
Вместе с тем у Зеленского вновь подчеркнули, что прямых юридических последствий опрос иметь не будет: «Но его политический вес будет такой, что в среде политиков не смогут игнорировать выбор народа».
Отметим, что во включенном в повестку дня Верховной Рады проекте закона об опросе общественного мнения сказано, что во время таких опросов нельзя спрашивать о выборах, торговле, порядке управления оккупированными территориями и взаимодействии с государством-агрессором.

Экономическое развитие или политический пиар?
Свободная экономическая зона — это часть территории страны со специальным режимом экономической деятельности. Государство может устанавливать там налоговые каникулы, предоставлять отсрочки для платежей, таможенные льготы, дополнительные гарантии для инвестиций.
Но прежде всего нужно определиться, для чего создается свободная экономическая зона, говорит Наталья Мириманова, исследовательница в области разрешения конфликтов. По ее словам, экономическая зона может быть либо инструментом развития территорий, либо инструментом для выхода на внешние рынки: «В первом случае главным инвестором выступает государство. Во втором — задача состоит в максимальном привлечении денег из частного сектора, местного и иностранного. Необходимо определить, какого типа СЭЗ предлагается для подконтрольного Донбасса. Какой ожидается экономический эффект? Какой объем инвестиций необходим на начальном этапе? Есть ли такие деньги у государства, и можно ли такие деньги получить или занять на выгодных условиях? Сложный политический вопрос: будут ли приниматься российские частные инвестиции?»
Глава Луганской военно-гражданской администрации Сергей Гайдай уверен, что инициатива принесет миллиарды гривен в экономику региона: «Я уверен, что инвестиции придут сразу. Причем, как украинские, так и иностранные. Мы не можем говорить, сколько подконтрольная часть Луганской области получит в случае введения здесь свободной экономической зоны, так как не знаем, какой формат будет выбран. Но это миллиарды гривен».
Основой для создания зоны, говорит Наталья Мириманова, должен быть серьезный экономический проект с рассчитанными экономическими и политическими рисками. В том числе, например, должно быть учтено недовольство других регионов, которые могли бы получить статус свободной экономической зоны и имеют готовую базу для этого.
По ее словам, одна из самых больших опасностей такого проекта — коррупция, поскольку сразу возникают лазейки для теневой торговли.

Сомнительный опыт Крыма
Именно из-за коррупции, контрабанды и теневых потоков критикуют свободную экономическую зону «Крым».
Да, в Украине с осени 2014 года уже есть одна свободная экономическая зона — на аннексированной территории украинского полуострова. Там действует специальный режим экономической деятельности, поэтому в Крыму не взимаются общегосударственные налоги и сборы, но торговля с Крымом ведется по правилам импорта-экспорта, и платить можно как в гривнах, так и в иностранных валютах.
Из-за массового беспошлинного ввоза товаров и поставок электричества на оккупированную территорию осенью 2015 года активисты начали блокаду Крыма. Одним из требований тогда была отмена закона о свободной экономической зоне. После нескольких месяцев блокады украинское правительство ограничило поставки в Крым некоторых товаров.
Одновременно аннексированный Крым является одной из российских свободных экономических зон. В 2015-м Крым и «город федерального значения Севастополь» получили такой статус от российской власти — предварительно на 25 лет.
«Свободная» превратится в «серую»?
По словам финансового аналитика инвестиционной компании Dragon Capital Сергея Фурсы, инициатива Офиса президента, скорее всего, — банальная политическая технология, чтобы повысить рейтинги «Слуги народа» перед местными выборами. И после 25 октября разговоры о свободной экономической зоне сойдут на нет.
«Я не могу даже представить, в какой перспективе они могут ввести эту зону. Во-первых, это незаконно — Конституция запрещает на референдумах задавать гражданам вопросы, связанные с налогообложением. Во-вторых, специальный режим налогообложения и соответствующие изменения для него противоречат меморандуму с МВФ», — говорит Фурса.
Свободные экономические зоны с привилегированным режимом налогообложения вводили в Украине и раньше, например — на Закарпатье и в той же Донецкой области (Донецк, Мариуполь). Но со временем они превращались в «серую» зону, которая служила для коррупционных схем и ухода от налогообложения.
«До 2014 года уже была свободная экономическая зона в Донецке. Через Донбасс в Украину ввозились, например, так называемые “ножки Буша”. И эта идея с введением СЭЗ якобы для восстановления Донбасса превратится в такую же “серую” зону. Нужно понимать, что реальные инвесторы сегодня на Донбасс не пойдут. Туда придут не инвесторы, а люди, которые привыкли строить схемы», — говорит Сергей Фурса.
Эксперт говорит, что предприниматели, скорее всего, будут злоупотреблять спецрежимом. А именно — регистрировать фирмы на территории Донбасса для уменьшения налогообложения. Но инвестировать деньги и создавать новые рабочие места в Донецкой и Луганской областях не будут. Производство разместят в других регионах Украины.
От Кравчука до Порошенко
В целом идея о свободной экономической зоне на Донбассе не нова. Однако предыдущие заканчивались ничем и становились только полем для политических дискуссий.
Первый президент Леонид Кравчук вспоминает, что предлагал ввести свободную экономическую зону в Донецкой и Луганской областях еще в 1993 году. Идею создать свободную экономическую зону на Донбассе Кравчук озвучил в интервью после назначения его представителем Украины в Трехсторонней контактной группе в Минске. Тогда Кравчука за такие заявления раскритиковали.
После этого премьер-министр Денис Шмыгаль рассказывал, что правительство уже работает над созданием свободной экономической зоны на Донбассе. По его словам, профильные министерства уже просчитывают и разрабатывают конкретные шаги.
О намерении создать свободную экономическую зону на Донбассе заявлял и пятый президент Украины Петр Порошенко еще в ноябре 2014 года: «Со временем предложу парламенту принять закон о создании там свободной экономической зоны со специальным режимом торговых отношений с Евросоюзом и Россией».
Но за годы своего правления законопроект он так и не внес.

Свободные экономические зоны в мире
Свободные экономические зоны в современном понимании начали массово появляться в мире в прошлом веке — в 1950-х в Ирландии, в 1980-х в Китае. Китайский проект оказался суперуспешным, особенно Шенчженьская СЭЗ: уже через год после введения на нее приходилось более половины всех прямых иностранных инвестиций в Китай.
В США свободных экономических зон в настоящее время около 250, и больше всего их в Техасе, Луизиане и Южной Каролине. Каждая из них специализируется на определенном виде товаров.
Всего же в мире насчитывается более 2 тысяч СЭЗ, в рамках которых ежегодно «оборачивается» экспорт в размере не менее $3,5 трлн — это примерно 20% мировой торговли.
Соавтор: Леся Выговская
- Поделиться: