Телеграм-скандал: Экс-президент Бразилии — коррупционер или жертва?

Журналисты опубликовали записи частных разговоров в сервисе Телеграм следователей и судьи, вынесших приговор экс—президенту страны Луле да Силве. Теперь приговор может быть пересмотрен, антикоррупционные реформы — под угрозой, а бразильцы спорят, действительно ли цель — борьба с коррупцией — оправдывает средства.
На протяжении последних недель расследовательское издание The Intercept опубликовало ряд материалов, которые якобы подтверждают предвзятость команды следователей и судей, осуществившей самое масштабное расследование политической коррупции в истории Латинской Америки.
Редактор издания Гленн Гринвальд, который в свое время опубликовал секретные документы Эдварда Сноудена, из анонимных источников получил огромный массив частных разговоров в сервисе Телеграм антикоррупционного прокурора Дельтана Далланьола с другими членами команды и на тот момент судьей, а теперь министром юстиции Сержиу Мору.
Как утверждают журналисты, судья Мору активно помогал прокурорам в ведении дела против экс-президента Бразилии Лулы да Силвы, которое закончилось его арестом и недопуском к выборам 2018 года, на которых победил праворадикал Жаир Болсонару.
Кроме того, разговоры между следователями якобы свидетельствуют о слабости доказательств вины Лулы да Силвы.
Это якобы подтверждает, что вся антикоррупционная операция изначально была заговором с целью устранить популярного политика с политической арены.
Почему это важно?
Скандал может ударить не только по репутации Сержиу Мору, символа антикоррупционной борьбы и одного из самых популярных политиков страны, но и по всем достижениям в наказании политической коррупции в Бразилии.
В рамках операции «Автомойка» группе следователей в 2014-2019 годах удалось раскрыть систему взяток, которые крупные компании платили политикам за получение государственных контрактов.
За решеткой оказались десятки влиятельных политиков и бизнесменов, миллиарды долларов были возвращены государству, а расследования распространились на многие другие государства Латинской Америки.
Возмущение коррупцией в итоге привело к отторжению традиционных политических сил и избранию в 2018 году президентом ранее маргинального политика-праворадикала Жаира Болсонару.
Особенно активную роль в расследовании сыграл судья Сержио Мору и специальная команда прокуроров и полицейских в штате Куритиба. Мору вынес ряд важнейших приговоров — в частности, против экс-президента и одного из самых популярных политиков Лулы да Силвы. Суд постановил, что Лула да Силва получил от строительной компании дом на берегу моря в обмен на контракты от государственной компании «Петробраз». Как следствие, Лула да Силва оказался в тюрьме и не смог участвовать в президентских выборах.
От начала расследования против Лулы да Силвы его сторонники называли действия прокуроров и судей политическим преследованием, а решение Мору стать министром юстиции в правительстве Болсонару должно было подтвердить их подозрения.
Обнародованные записи теперь могут стать доказательством того, что правоохранители были необъективными.

О чем именно идет речь в разговорах?
Из обнародованных разговоров следует, что судья Сержиу Мору советовал прокурору Дельтану Даланьолу, какой порядок следственных действий лучше выбрать.
Однажды Мору подтолкнул прокурора к более активным действиям, написав ему: «Не пора ли уже что-то делать? Прошел уже месяц».
Также Мора давал советы следователям о том, как взаимодействовать с прессой, и направлял к следователям свидетелей против Лулы да Силвы.
Журналисты также приводят отрывки из разговоров следователей о том, что некоторые доказательства вины Лулы да Силвы кажутся им слабыми, и о том, как лучше их представить на процессе и в СМИ.
Следователи в частных разговорах выражали надежду, что партия Лулы да Силвы проиграет президентские выборы.
По мнению журналистов, это свидетельствует, как минимум, о необъективности следователей, а как максимум — о безосновательности обвинений экс-президента.
Как отмечает Гленн Гринвальд, это только начало. Для обработки и последующей публикации разговоров Мору и следователей он объединил усилия с уважаемыми изданиями Folha и Veja, которые в свое время поддерживали работу Мору и антикоррупционных следователей.

Насколько весомы эти обвинения?
Существенные юридические последствия может иметь общение Мору с прокурором Дельтаном Даланьйолем: дело в том, что бразильский закон прямо запрещает «советы со стороны судьи участникам процесса».
Таким образом, обнародованные разговоры могут стать основанием для того, чтобы отменить приговоры, вынесенные судьей Сержиу Мору.
Впрочем, профессор Гарвардской школы права Мэтью Стивенсон отмечает, что публикации пока не доказывают того, что Мору был необъективным в принятии решений.
Хотя частная коммуникация между Мору и следователями необычна, в определенной степени ее можно понять — они работали вместе над рядом дел по крайней мере четыре года. А враждебность по отношению к Партии трудящихся можно объяснить тем, что представители партии критиковали следователей и обещали прекратить расследование в случае победы на выборах.
Можно также предположить, что Мору, который еще издавна разрабатывал стратегию очистки власти в Бразилии от коррупции, действительно мог переступить через некоторые процедурные нормы ради достижения результата.
Сторонники Мору и антикоррупционной кампании утверждают, что такие действия могли потребоваться: раньше высокопоставленным подозреваемым почти всегда удавалось манипулировать правилами в свою пользу. Процессы против политиков иногда продолжались десятилетиями, а приговорами заканчивались лишь 3% дел о коррупции.
Вопрос в том, насколько объективным при этом оставался Сержиу Мору в принятии судебных решений. Здесь в его пользу говорит то, что высшие апелляционные суды в свое время подтвердили принятые им приговоры в более чем 80% судебных дел, в том числе по делу против Лулы да Силвы.

Реакция Мору: «Удалил Телеграм еще давно»
Мору отвергает все обвинения и утверждает, что действовал в рамках принятой в Бразилии судебной практики. Кроме того, во время восьмичасовой встречи с депутатами он отметил, что сомневается в достоверности опубликованной информации.
По его словам, он удалил приложение Телеграм со всеми сообщениями еще в 2017 году, узнав, что разработанный россиянами Николаем и Павлом Дуровыми мессенджер «не слишком надежный». Поводом стали новости о том, что Россия вмешивалась в президентские выборы в США.
Мору также заявил, что накануне хакеры атаковали его телефон, телефоны следователей и журналистов. Злоумышленники якобы рассылали от его имени сообщения в Телеграме.
24 июля правоохранители сообщили о задержании четырех подозреваемых во взломе телефонов не только Мору и следователей, но и президента Жаира Болсонару и еще десятков политиков, правоохранителей и журналистов.
Один из них уже признался в том, что именно он получил доступ к мессенджерам Мору и следователей, а также передал их личные сообщения журналисту Гринвальду.
Журналисты подчеркивают, что независимо от способа получения сообщений, их содержание является обличительным.
Сейчас именно от способности подтвердить подлинность сообщений может зависеть их юридический вес, а в бразильском парламенте и СМИ теперь обсуждают особенности Телеграма и то, как сервис сохраняет отправленные сообщения.
Впрочем, есть вопрос и относительно объективности самого Гленна Гринвальда. Он известен, прежде всего, публикацией секретных документов бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена и острой критикой американских спецслужб. В то же время, он последовательно отрицал утверждение о вмешательстве России в президентские выборы в США.
Что важно, Гринвальд — муж депутата от оппозиционной партии левого толка и даже не претендует на журналистскую нейтральность в освещении разговоров Мору и следователей. Именно Гринвальду экс-президент Лула да Силва согласился дать одно из первых интервью из тюрьмы — всего за несколько недель до обнародования переписки.

Что дальше?
По мнению профессора политологии Университета Рио-де-Жанейро Маурисиу Сантору, скандал осложнит позицию Сержио Мору и принятие лоббируемых им антикоррупционных законопроектов.
В худшем для Мору случае, приговор Луле да Силве отменят, а все остальные осужденные Мору тоже потребуют пересмотра своих дел.
Верховный Суд уже получил соответствующие заявления и рассмотрит их в августе.
Впрочем, даже если приговор экс-президенту Луле да Силве будет отменен, это не значит, что он выйдет на свободу. Сейчас против Лулы да Силвы открыто еще восемь дел по обвинению в коррупции, и по еще одному он осужден почти на 13 лет в тюрьме.
Профессор права Рубенс Глезер считает, что скандал лишь усилит поляризацию в Бразилии: большинство представителей обоих лагерей останется при своем мнении.
Действительно, количество бразильцев, которые считают заключение Лулы справедливым, пока остается неизменным — 54%. Интересно, что хотя 58% бразильцев считают действия Мору ошибочными, 54% не считают это поводом для его отставки.
Впрочем, если раньше Мору был одной из немногих фигур, придававшей легитимности правительству Болсонару, теперь уже он нуждается в поддержке президента и его окружения.
Сыновья Болсонару возглавили волну словесных атак на Гринвальда, а сам президент заявил о возможном заключении журналиста «за сговор с хакерами».
А Мору никак не прокомментировал решение судьи Верховного Суда приостановить антикоррупционное расследование против сына Болсонару, Флавио.
Поэтому обнародованные разговоры ставят под вопрос не только репутацию Мору, но и будущее борьбы с коррупцией в Бразилии.
Пока продолжается скандал, на паузу поставлены остро необходимые институциональные реформы финансирования политических партий и избирательного процесса.
- Поделиться: