Турция начала строительство искусственного канала «Стамбул» в обход пролива Босфор. Зачем и почему проект критикуют?

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в субботу, 26 июня, дал старт строительству нового искусственного канала «Стамбул», который должен соединить Черное и Мраморное моря. Анкара утверждает, что это поможет разгрузить Босфорский пролив, который с каждым годом будет все более нагруженным. А критики говорят, что проект несет экологические риски и неоправданно дорогой.
Об этом сообщает Daily Sabah.
Идею строительства канала турецкий президент выдвинул еще в 2011 году. Он должен стать крупнейшим инфраструктурным проектом Турции времен Эрдогана: по оценкам правительства, стоимость строительства составит от 9,3 до 14,6 миллиарда долларов. План по строительству канала правительство Турции приняло в апреле 2021 года.
Канал длиной 45 километров будет пролегать через западные окраины Стамбула. Он должен стать искусственным заменителем пролива Босфор — природного канала, который соединяет Черное и Мраморное моря и является важной международной транспортной артерией: так, для черноморских государств (включая Украину) это единственный способ выхода в Средиземное море.
Зачем Турции новый канал?
Как заявил Эрдоган во время заложения фундамента первого моста «Стамбула», в 1931 году Босфором курсировали около трех тысяч кораблей в год, тогда как сейчас это число составляет уже 45 тысяч, а к 2050 году вырастет до 78 тысяч. Босфор — один из самых узких проливов международного судоходства, и нагрузка на него грозит Стамбулу.
«Из-за острых поворотов, сильного течения и городского морского трафика — 500 тысяч пассажиров в день — через Босфор трудно переправляться. На прошлой неделе двое рыбаков погибли вследствие столкновения их лодки с грузовым судном в Босфоре. Канал "Стамбул" нужен для предотвращения таких трагедий и защиты Стамбула от всех бед», — объяснил министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу.

Эрдоган уверяет, что строительство «Стамбула» обойдется турецкой казне в «ноль лир», а сам канал будет в 13 раз безопаснее, чем Босфор. Его глубина составит в среднем 20,75 метра, ширина — 275 метров, а через канал возведут шесть мостов. Через «Стамбул» должны ежедневно проходить в среднем 160 судов — это больше, чем сейчас через Босфор (до 125).
Ориентировочно строительство должно завершиться через семь лет — то есть до 2028-го.
Кто и почему выступает против строительства?
Противники проекта указывают на экологические риски строительства искусственного канала. Во-первых, Черное море имеет значительно меньшую соленость и большее биоразнообразие, чем Мраморное, и дополнительное их соединение может привести к гибели морских животных в Черноморском регионе. Кроме того, канал может привести к уничтожению водохранилищ пресной воды, от которых зависит Стамбул.
Это одна из причин, почему против канала активно высказывается мэр города Еркем Имамоглу. Непопулярна идея «Стамбула» и среди горожан: против строительства высказываются до 80% населения. А в апреле 2021 года открытое письмо с критикой проекта подписали более ста турецких военных. Они утверждают, что «Стамбул» угрожает международному статусу проливов Босфор и Дарданеллы, которые регулируются Конвенцией Монтре, принятой в 1936 году.
Конвенция предусматривает суверенитет Турции над проливами, свободный проход всех коммерческих судов и ограниченный — для судов военных. Если на канал «Стамбул» не распространяется действие Конвенции (а Эрдоган говорил, что так и будет), это грозит, во-первых, падением морской торговли в Черном море (поскольку коммерческим судам будет невыгодно пользоваться «Стамбулом»), а во-вторых, теоретическим проходом в Черное море большего количества военных кораблей — а это может не понравиться России, которая болезненно реагирует на суда стран НАТО близ украинского Крыма.
- Поделиться: