«У нас есть такая Россия, какая есть, другой — нет. И с ней надо вести переговоры» — Кулеба
Кроме вопросов урегулирования конфликта на Донбассе и продолжение переговоров в нормандском формате 30 апреля на онлайн встречи министров иностранных дел стран Нормандской четверки говорили и о коронавирусе.
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба на брифинге после встречи рассказал, что говорили о том, как обезопасить жителей неподконтрольной Украины территории от коронавирусной инфекции.
«И мониторинговой миссии ОБСЕ и Международному комитету Красного Креста должен быть обеспечен полный доступ к тем территориям, чтобы выполнять там задачи», — пояснил Кулеба.
Также он рассказал коллегам-министрам о тех шагах, которые сделала украинская власть, чтобы жители оккупированных территорий имели право получать пенсию.
«Этот вопрос должен решаться в рамках Минских договоренностей и исключительно в правовом поле Украины», — отметил Кулеба.
Глава МИД России Сергей Лавров на встрече поднял вопрос создания «консультационного совета», который решал вопросы урегулирования ситуации в Донбассе но, по словам Кулебы, разговора об этом не было, участники просто выслушали российского министра.
Также министры иностранных дел Украины, Франции, Германии и России решили рекомендовать Трехсторонний контактной группе как можно быстрее обсудить вопросы безопасности и определить дату прекращения огня. Кроме того, министры стран поздравили освобождение пленных, которое недавно произошло. В то же время, Кулеба отметил, результат пока далек от формулы «всех на всех»:
«Россия и Украина должны продолжать взаимодействовать. Пользуясь случаем, я подчеркнул что необходимо освобождение украинцев находящихся на территории РФ и в оккупированном Крыму».
Кулеба назвал атмосферу разговора, который длился, конструктивным и иногда напряженным, рассказал что участники прошлись по всем пунктам повестки дня и «договорились разговаривать дальше».
Накануне министр иностранных дел Украины говорил, что причина этой встречи на уровне глав МИД стран «нормандской четверки» — «поиск импульса для выполнения решений парижского саммита».
В то же время, министр иностранных дел Германии проанонсировал, что следующий саммит «нормандской четверки» в Берлине должен состояться в мае. Однако Дмитрий Кулеба в ходе брифинга говорил, что «проводить саммит ради саммита не нужно», а также «о точной дате говорить рано».
На вопрос журналиста во время брифинга, говорили ли на встрече о том, что Россия не придерживается своих обещаний о прекращении огня, Кулеба подытожил: «Да, есть проблема отсутствия доверия из-за того, что РФ нарушает, к сожалению, обещания, но мы должны работать . У нас есть такая Россия, которая есть, другой России нет. И нам надо с ней вести диалог».
Политический аналитик не фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива Мария Золкина увидела в этой встрече положительные моменты для Украины:
«Этот разговор можно считать своеобразной точкой в истории с «консультативным советом», о котором договаривались 11 марта. Россия выступила с спичем, но выступление Лаврова стало монологом, на который министры других стран просто не реагировали. Это была позиция России, но то, что это никак не дискутировался очень красноречиво показывает, что это «приговор» консультативному совету. Украинская сторона не может жестко отказаться, так как было предварительное согласие на уровне украинских переговорщиков и главы офиса президента. Хотя по всем процессам мы уже можем сказать, что мы дали «задний ход», — отметила она.
Золкина также добавила, что немцы, модерировали эту встречу, принципиально ожидали решений по гуманитарным вопросам — ослабление режима пропуска и открытия новых КПВВ после пандемии. Но никаких принципиальных договоренностей по гуманитарному блоку не произошло.
Глава правления ОО «Донецкий институт информации» Алексей Мацука сказал, что встреча была более формальная, но то, что она состоялась, дает надежду на мирное урегулирование.
«Есть все признаки того, что намерения мирного решения еще есть, несмотря на ощущение тупика. Однако эффективные посредники — Берлин и Париж — не дали этом развиваться, а также присутствует задумка Зеленского об установлении мира на Донбассе, которую он транслировал сначала в качестве кандидата, затем — как президент», — отметил Мацука.
«Встреча состоялась — и это положительно», — так о встрече министров в нормандском формате сказал экс-представитель Украины в составе Трехсторонней контактной группы в Минске в 2015-2016 гг и в 2019 году Роман Бессмертный. По его словам, хорошо и то, что Украина настаивает на вопросах прекращения огня и решении социальных проблем и освобождения пленных, в России и аннексирована Крыму. Правда, вопрос выплаты пенсий людям, которые живут на оккупированных территориях — это, по словам Бессмертного, «один из инструментов банкротирования Украины».
Что касается негативных сторон переговоров, Бессмертный раскритиковал то, что министр Кулеба употреблял словосочетание «удерживаемые лица». Он отметил, что если речь идет о российской агрессии, то надо употреблять слово «пленные». По вопросам консультативного совета, здесь экс-переговорщик не увидел «точки», о которой говорит Мария Золкина «российская сторона в ультимативной форме настаивает, что если будет этот совет, тогда будет продвижение по чему-то. Лавров занял позицию».
«Встречи (саммита в Берлине) мы вряд ли дождемся, пока не появится осознание, что теперь без маски мы не появимся на улице», — так прокомментировал Бессмертный возможную встречу лидеров стран «Нормандской четверки».
Напомним, 9 декабря 2019 года в Париже состоялась встреча лидеров «нормандской четверки» по урегулированию ситуации в Донбассе.
Тогда договорились провести следующую встречу до апреля 2020 года. Впрочем, глава Офиса президента Андрей Ермак сообщил, что встреча не состоялась до сих пор из-за угрозы распространения коронавируса.
- Поделиться: