Убийство «Сармата». Стрелок Матюшин получил 11 лет тюрьмы, остальных — оправдали

Бердянский горрайонный суд огласил приговор обвиняемым организаторам и исполнителям убийства добровольца батальона «Донбасс» Виталия Олешко с позывным «Сармат» в июле 2018 года. Непосредственно за убийство осудили только стрелка Артема Матюшина.
Об этом сообщает корреспондентка hromadske.
Матюшин, частично признавший вину, получил 11 лет лишения свободы. Однако суд засчитал ему время отбывания под стражей с 2018 года. Также суд удовлетворил гражданский иск жены убитого Виталия Олешко. Так, Матюшин должен уплатить 700 тысяч гривен морального ущерба, а также выплачивать дочери убитого 1241 гривну ежемесячно до достижения ее совершеннолетия.
Других вероятных организаторов Михаила Сигиду, Евгения Бродского, Виктора Власюка и вероятных соучастников Николая Ломаку, Александра Обухова, Максима Владимиренкова, Тараса Мовчана, Дениса Зеленкина — суд оправдал из-за якобы недостаточности доказательств.

Кроме Матюшина, к трем годам и одному месяцу лишения свободы за хранение каннабиса и 11 боевых патронов осудили Виктора Власюка, которого следствие называло организатором банды и координатором убийства «Сармата». Также суд добавил ему часть неотбытого наказания за хулиганство и причисляет время отбывания наказания со дня задержания в 2019 году.
Как пояснил нам прокурор по делу, в ближайшее время Власюк может оказаться на свободе, поскольку со дня его задержания прошло 2 года, а на срок о неотбытом наказании за хулиганство еще распространялся «закон Савченко».

Кроме убийства Олешко, оружия, наркотиков, в деле был эпизод по разбойному нападению на семью днепровских судей Поплавских в 2018-м. По данным следствия, Власюк привлек, но сам не участвовал, Мовчана, Зеленкина, Кузнецова и Смирнова проникнуть в дом судей и забрать 1,5 миллиона гривен и имущество на сумму около 2 миллионов гривен. По этому эпизоду всех оправдали из-за недоказанности преступления.
Адвокаты потерпевших и прокуратура будут обжаловать приговор. В Нацполиции нам сообщили, что дело в отношении заказчиков не закрывают, сейчас ожидается обжалование решения.
Всего в деле 11 фигурантов. Среди обвиняемых в организации и совершении убийства Виталия Олешко семь человек: Михаил Сигида, Евгений Бродский, Виктор Власюк — вероятные организаторы преступления; Артем Матюшин, Владимир Обухов, Николай Ломако, Максим Владимиренков — вероятные исполнители. Еще двое, вероятно, следили за «Сарматом» накануне убийства, члены так называемой группы Власюка — Денис Зеленкин и Тарас Мовчан. Руслан Кузнецов и Сергей Смирнов фигурируют в эпизоде разбойного нападения на семью Поплавских в Днепре.
Мотивация суда
По словам судей Елены Вирченко, Ларисы Днистрян, Елены Богомоловой, большинство доказательств, приобщенных полицией к материалам дела, являются недопустимыми и не доказывают вину обвиняемых.
Поэтому судьи решили, что из-за недоказанности совершения уголовного преступления Власюк, Бродский, Сигида, Мовчан должны быть оправданы по обвинению в организации убийства, а Ломако, Обухов, Владимиренков и Зеленкин должны быть оправданы по обвинению в пособничестве в совершении умышленного убийства.
«Действия Матюшина с учетом вышеприведенного необходимо квалифицировать по части первой статьи 115 Уголовного кодекса Украины — как умышленное убийство», — отметили судьи.
Среди доказательств, которые не приняли во внимание, материалы — НСРД, телефонные трафики, видео с регистраторов, определенные экспертные заключения. В частности, по словам судей, следователи не добавили справку расположения базовых станций, на которые ссылается следствие, а материалы оперативно-розыскной деятельности отсутствуют, поэтому суд лишен права сделать проверку.
Также судьи отметили, что допрошенный в суде эксперт отметил, что составленные следователем таблицы не в полной мере соответствуют действительности. В частности, следователь не добавил справку расположения базовых станций, на которые ссылается следствие: некоторые станции отсутствуют или указаны лишние.
«Органом досудебного следствия установлено, что следствие не доказало факт того, что неустановленное следствием лицо заказала убийство», — отметили судьи. Также они указали, что телефонные разговоры о передаче денег Бродским и встреча с Сигидой не могут несомненно трактоваться, как причастность к преступлению, а есть лишь предположением стороны обвинения, которое не доказано должным образом.

Осужденный Артем Матюшин частично признал вину. Он сказал, что имел личную неприязнь к Виталию Олешко, особенно после того как увидел видео, где «Сармат», прикрываясь патриотическими лозунгами и войной на Донбассе, на самом деле преследует собственные мотивы обогащения.
«Волонтер сообщил Матюшину, что" Сармат" — это одиозная личность, которую завербовали российские спецслужбы, а сейчас он вернулся в Бердянск и прикрывается тем, что является участником АТО, расшатывает ситуацию и мешает местной власти наводить порядок», — озвучили судьи показания Матюшина.
После этого, как сообщал ранее суду Матюшин, он решил проучить Олешко, а именно: прострелить ему ногу. Приехав в Бердянск якобы для того, чтобы посетить бои без правил, он попросил незнакомого ему мужчину в красной «Таврии» якобы проследить за женой, которая ему изменяет, и заплатил водителю 500 гривен. Когда они 31 июля приехали в отель, в котором жил «Сармат» с семьей, он вышел и выстрелил. Когда вернулся к «Таврии», то снова дал водителю 500 гривен, чтобы тот молчал.

Однако, по словам жены убитого Татьяны Олешко и побратимов, которые являются свидетелями по делу, они Матюшина раньше не знали, у убитого с ним конфликтов не было, а значит, у Матюшина не было мотивов. По их мнению, заказчиками убийства являются тогдашние депутаты Александр Пономарев и Сергей Валентиров.
«Это было предсказуемо. По моему мнению, судья Богомолова связана с Валентировым и Пономаревым. А доказательства должны быть? Матюшин говорит, что ехал на бои без правил, но почему-то взял оружие. Он — снайпер, но стрелял в ногу, а почему-то попал в голову. Суд слушает эти глупости и принимает их во внимание, а не нас», — сказала нам в комментарии Татьяна Олешко.
Она убеждена, что у Матюшина не было мотивов убивать ее мужа и это заказное преступление. Татьяна заверила, что приговор готовы обжаловать в апелляционном, кассационном и Верховном Суде. Также она добавила, что адвокат депутата Александра Пономарева угрожал ей раньше.
«Говорил, что я сдохну так же, как мой муж. Но это никуда дальше моего заявления не последовало. Если были недоработки следствия — пусть суд вернет на повторное рассмотрение дело», — сказала потерпевшая.

Побратим Виталия Олешко и свидетель по делу Александр Печников отметил, что решение было ожидаемым, именно поэтому они и выходили в прошлом году голодать под Офис президента.
«Я видел, как разваливается дело, как подсудимые отказываются от тех показаний, которые ранее предоставляли. Сказать, что я в шоке — не сказать ничего. Это вообще такой удар по судебной системе. Если в ближайшее время ничего не изменится, то я думаю, что не за горами общественные протесты. Поскольку у таких, как мы, ничего не останется — только заняться самосудом», — сказал он.
Также, по словам братьев, такое решение ставит точку на криминальном производстве по заказчику, поскольку оно, мол, фактически легализует заказные убийства в Украине.
«Мы давали показания в суде, там прослушивались НСРД, общения, передвижения обвиняемых... Огромная доказательная база была собрана, и сейчас суд говорит, что это все не имеет никакого отношения к делу, а то, что говорят обвиняемые — единственная истина», — добавил друг Олешко и свидетель по делу Андрей Манджаров.
Красная «Таврия», на которой приехал Матюшин, зарегистрирована в Госгеокадастре.
В ответ на запрос следствия там отметили, что автомобиль был закреплен за человеком по фамилии Середа. Когда он уволился 23 июля, то закрепили машину за главной специалисткой Ручкой. Однако впоследствии началась процедура отчуждения.

Ручка объясняла в суде, что машина числилась за отделом, но не использовалась. Середа в суде объяснял, что после увольнения передал авто Биловолу. Последний отметил, что дружил с Середой и время от времени просил пользоваться автомобилем. Но, по его словам, за несколько дней до убийства Олешко, к нему обратились знакомые Крот и Лисняк и попросили взять машину.
Последних суд так и не допросил, несмотря на неоднократные вызовы. Прокурор по делу нам объяснил, что их не смогли доставить в суд.
Владелец гостиницы «Евро», где, по данным следствия, проживали Ломако, Матюшин, Обухов, Владимиренков и на территории которого Сигида передал Матюшину «Таврию», в суде отметил, что не помнит, как на территории отеля появилась машина, а с Сигидой познакомился после открытия «Мохито». Сигида заказывал у него номера для танцовщиц, а с просьбой об уничтожении документов или видео к нему никто не обращался.
Администратор гостиницы «Евро» в суде подтверждала, что обвиняемые проживали в двух номерах. Однако она не знает, кто их заселил. Еще одна работница отеля отметила, что номера бросили вместе с ключами.
По поводу камер наблюдения, то суд отметил, что им не предоставили информации о наличии таких камер и так же об истребовании видео.
В то же время один из обвиняемых Александр Обухов в январе 2019-го нам рассказывал, что он приехал в Бердянск с Матюшиным на своем авто, а за топливо и проживание в гостинице им заплатил бизнесмен, с которым и встречался Матюшин. «Я на эту встречу даже не ездил», — сказал Обухов.
Какая версия следствия?
По данным следствия, в 2018 году установлена следствием человек заказала бизнесмену из Бердянска Михаилу Сигиди убийство Виталия Олешко «Сармата». Сигида, по мнению следствия, вступил в сговор с другими обвиняемыми - Евгением Бродским и Виктором Власюком. Последний привлек Сигиду и Бродского к своей существующей в Днепре вооруженной банды, в которую входили Мовчан, Зеленкин, Матюшин, Ломако, Владимиренков и Обухов. В июне они разработали детальный план преступления и приняли решение о совершении убийства из огнестрельного оружия.

В июне 2018 года Власюк приказал Мовчану, Зеленкину и Обухову выехать в Бердянск для встречи с Сигидой и слежки за Олешко. Накануне Бродский передал Мовчану 1000 долларов. После разведки и встречи с Сигидой группа в составе Обухова, Мовчана, Зеленкина вернулась к Днепру и доложила об этом Власюку. Последний дал указание Мовчану организовать выезд для совершения убийства. Мовчан, зная о стрелковых навыках Матюшина, назначил его руководителем группы, в которую вошли Обухов, Ломако, Владимиренков. Мовчан приказал Матюшину выехать в Бердянск и накануне встретиться с Сигидой, который должен был предоставить им оружие и автомобиль — красную «Таврию».

Группа встретилась с Сигидой накануне убийства в отеле «Евро». Проживание там им также оплатил Сигида.
В обвинительном акте говорится, что Сигида передал Матюшину заранее подготовленное огнестрельное оружие, а именно — обрез ружья, изготовленный самодельным способом из гладкоствольного двуствольного охотничьего ружья модели «ИЖ-49», и 8 охотничьих патронов 16 калибра. Также Сигида передал Матюшину автомобиль «Таврия», который оставили на территории отеля «Евро».
После этого, по данным следствия, Сигида отвез Матюшина в отель Олешко, чтобы показать, где тот проживает, и показать его фото.
По данным следствия, группа следила за «Сарматом» 30 июля, а 31-го — совершила убийство. Как отмечается в обвинительном акте, мужчины разделились — Матюшин с Ломакой сели в «Таврию», Обухов и Владимиренков — остались в «Мазде» и должны были подать сигнал, когда авто с Олешко будет прибывать в отель. После убийства Матюшин и Ломако оставили оружие в «Таврии» и покинули авто возле одного из детских садиков.

За несколько дней до убийства Виталия Олешко видеорегистратор зафиксировал около его места жительства синюю «Мазду-6», похожую на ту, на которой в Бердянск приехали обвиняемые исполнители преступления. На видео также лицо, похожее на обвиняемого Александра Обухова.
Матюшин с Ломакой пересели в «Мазду». Все они отправились в Днепр, но их остановили правоохранители.
Версия защиты и фигурантов
Кроме Матюшина, никто из обвиняемых не признавал инкриминируемые преступления. Они отмечали, что были знакомы через спорт, но не были членами банды и не совершали разбоя и убийства.
Так, Сигида говорил, что давно знаком с Евгением Бродским, они планировали совместно создать развлекательное заведение в Бердянске. Когда в его заведении «Мохито» состоялась стрельба летом 2018 года, то он вызвал охранную фирму Бродского из Днепра для обеспечения правопорядка.
С Власюком, по словам Сигиды, он виделся только один раз — на дне рождения Бродского. Власюк сказал, что знал Бродского как бизнесмена, также они занимались спортом. А вот Сигиду он не знал.
С другими обвиняемыми он тоже был якобы знаком по спорту, но они не были членами его банды, а он — ее лидером. По мнению обвиняемого, это фантазии следствия.
Матюшин отмечал, что когда ехал в Бердянск в июле 2018 года на бои без правил, то взял с собой Обухова как водителя, а Ломаку и Владимиренкова — за компанию.
Адвокаты обвиняемых отмечали нарушения со стороны следствия, в частности недопустимость доказательств, нарушения при проведении обысков и задержании.
Что за дело?
Участника боевых действий на Донбассе Виталия Олешко на позывной «Сармат» убили двумя выстрелами в спину и голову днем 31 июля 2018 года у собственного отеля в Бердянске — там он жил со своей семьей. Подозреваемых исполнителей преступления задержали в тот же день (Артем Матюшин, Николай Ломако, Александр Обухов, Максим Владимеренков).
В конце августа Матюшин дал обличительные показания на предполагаемого организатора убийства Михаила Сигиду. В сентябре полиция задержала его по подозрению в организации преступления.

Сигида в то время имел бизнес в Бердянске, в частности возглавлял клуб «Мохито», в котором, по информации собратьев Олешко, часто замечали Сигиду в компании бывшего народного депутата Сергея Валентирова, с которым у «Сармата» был конфликт. Виталий обвинял Валентирова в работе на другого народного депутата Александра Пономарева. Его «Сармат» обвинял в работе связанной с ним компании «Агринол» на Россию.
После задержания Сигиды в СМИ появилось видео, на котором он с Сергеем Валентировим и двумя помощниками Александра Пономарева (Максимом Кривуном и Николаем Рудницкий). Но оба депутата нам в комментарии заявили, что не имели близких отношений с Сигидой и отрицали свою причастность к преступлению.

В декабре 2018 года задержали еще одного предполагаемого организатора убийства — бизнесмена из Днепра Евгения Бродского. Он, по данным следствия, мог финансировать преступление. В частности, в разговорах других фигурантов преступления речь идет о 1000 долларов.
В феврале 2019 года во Львове задержали подозреваемого в соорганизации — Виктора Власюка. Он, по данным следствия, является лидером преступной группировки из Днепра, бывший «торнадовец» и мог предоставлять людей из своей группы для совершения убийства.
ОПГ Виктора Власюка, согласно части материалов следствия и наших источников в правоохранительных органах, мог финансово поддерживать днепровский бизнесмен, меценат Эмиль Арутюнян, который является приближенным к Александру Петровскому, известному в СМИ как «Нарик».
В то же время в телефонных переговорах, которые исследовали в суде, Власюк, разговаривая с Ломакой с телефона Мовчана, упоминал об Арутюняне: «Набери нашего депутата, спроси на какое время завтра он может подъехать, чтобы встретиться с моим старшим (Арутюнян)», — говорится в перехваченных разговорах, текст которых зачитывали в суде.
Производство по вероятному заказчику убийства выделено в отдельное. Заказчика до сих пор не установили, следствие продолжается. Сейчас бывший начальник криминальной полиции Вячеслав Аброськин в июле 2019 года заявлял, что заказчиков может быть два.
Тогда же полиция вызвала на допрос двух народных депутатов: Александра Пономарева и Сергея Валентирова.
Весной 2019 года дело «Сармата» объединили еще с одним — разбойное нападение на семью Поплавских в Днепре в 2018 году. В материалах также содержатся эпизоды о незаконном хранении наркотиков и незаконном обращении с оружием и боевыми припасами. 28 июля 2019 года дело передали в суд.
- Поделиться: