В городах Украины появились муралы о медиаграмотности от международного проекта ARTIFAKE

В городах Украины появились муралы о медиаграмотности от международного проекта ARTIFAKE
Internews Ukraine

В мире, где фейки и манипуляции фактами все сложнее отличить от правды, на помощь приходит искусство. В случае украинских городов Каховка, Бахмут и Токмак — муралы от международного проекту ARTIFAKE. Они напоминают горожанам, как важно не поддаваться дезинформации.

Тема фейков и манипуляций в медиа — далеко не нова. Борются с ней тоже давно, но большинство инициатив ограничиваются просветительскими кампаниями и учениями. Так появилась идея рассказать о медиаграмотности масштабнее и необычнее — через уличное искусство.

В основе названия проекту ARTIFAKE лежит фраза Art Invades Fakes (с англ. «Искусство захватывает пропаганду»). Команда проекту не просто создала артобъекты про медиаграмотность, но и привлекла горожан к этому процессу, рассказали организаторы во время презентации проекта.

Так, города, в которых создадут муралы, выбирали голосованием в соцсетях. Победителями среди пяти небольших городов Юга и Востока Украины стали Каховка Херсонской области, Бахмут Донецкой области и Токмак Запорожской области. Всего участие в голосовании приняли 12 402 человека.

Каховка

Первым муралом о медиаграмотности в Украине стал «Вектор города. Критическое мышление» украинского художника Сергея Радкевича в Каховке. Стенопись изображает три башни с герба города. Они символизируют три кита критического мышления: ответственное восприятие, осмысление и правильное применение потребленной информации. Рука символизирует человека, который, несмотря на хаос, может различать информацию и пропаганду.

Internews Ukraine

«Общество не должно оставаться равнодушной к муралу. Вот чем я руководствовался, когда создавал его. Любая реакция — это уже путь к налаживанию диалога между художником и местными жителями, — объясняет художник Сергей Радкевич. — В Каховке у нас была возможность взаимодействовать с местной горомадой, которая охотно реагировала. Мы объясняли, почему нужно мыслить критически и ответственно воспринимать информацию. Я попытался вплести мурал в сложные реалии города, который находится неподалеку от оккупированных территорий. Для них, как ни для кого другого, важна информационная гигиена».

«Проект ARTIFAKE показывает, насколько общество готово не только говорить и задумываться над проблемами дезинформации, фейков и пропаганды, но и участвовать в их реализации. Громады городов заинтересованы в улучшении своей жизни на местах, радуются чему-то новому, интересному. Проект с муралами — еще одно тому доказательство», — добавляет сотрудница отдела культуры Каховского горсовета Анна Садовая.

Бахмут

«Для жителей нашего дома мурал стал важным событием, — рассказывает руководитель местного ОСМД Оксана Злобина. — Он масштабный, яркий, привлекает внимание, а еще — говорит о важном. Мне кажется, он может вдохновить жителей других домов и вообще всех жителей к участию в важных для нашего общества инициативах. Люди видят, что такие вещи можно и нужно делать своими руками и по собственной инициативе».

Рисунок украинского муралиста Яна Птушко «Между буквами» в Бахмуте Донецкой области стал вторым артобъектом в Украине, который призывает местных жителей учиться медиаграмотности. Некоторое время Бахмут был оккупирован, поэтому с проблемой пропагандистских фейков здесь знакомы близко. Слово TRUE (с англ. «истинный», «настоящий») в мурале тесно переплетается с его антиподом — FAKE (с англ. «поддельный», «сфабрикованный»). Автор демонстрирует коварство фейковых новостей, которые могут казаться правдивыми, но на самом деле являются ложью.

Internews Ukraine

Секретарь Бахмутского городского совета Анастасия Касперская радуется такой инициативе «мурал должен привлечь внимание местных жителей к важности критического мышления и борьбы с дезинформацией. Это он и делает! Информационный поток поражает, шокирует и пугает практически каждый час. Единственное, что остается, — довериться критическому мышлению. Уверена, что этот мурал заставит всех нас больше анализировать, делать выводы, тщательнее относиться к информации и формировать собственное мнение».

Токмак

Максим Кильдеров создал третий артобъект от ARTIFAKE в Украине — «ИнфоSHUM». Оранжевым цветом он изобразил фейковые заголовки новостей, а голубым — их опровержение. Все они тесно переплетаются и накладываются друг на друга. Жители Токмака Запорожской области теперь могут проверить свою устойчивость к фейковым новостям. Стоит только догадаться, какие страницы на мурале настоящие, а какие — лживые.

Internews Ukraine

«Благодаря проекту ARTIFAKE в городах Украины появились пространства, о которых говорят, дискутируют и которыми делятся, — отмечает менеджер проекта Александра Панова. — Сами жители имели возможность путем голосования решить, где именно будут размещаться муралы. Активная коммуникация с ними в течение всего проекта показала, насколько местные громады готовы не только участвовать в готовых проектах, но и самостоятельно инициировать качественные изменения в своем городе».


Проект ARTIFAKE реализуется ОО «Интерньюз-Украина» в партнерстве с Ассоциацией аудиовизуальных репортеров (Армения) и Фондом Art Transparent (Польша) при финансовой поддержке программы ЕС «Креативная Европа», Международного фонда «Возрождение», Фонда Конрада Аденауэра, Украинского культурного фонда, Посольства Королевства Нидерландов в Украине, Министерства культуры, национального наследия и спорта Польши, а также проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Медийная программа в Украине», который выполняется международной организацией Internews Network.