В Казахстане «охотятся» на активистов: «Даже если ты выйдешь с воображаемым плакатом, тебя задержат»

9 мая, в День памяти, в Казахстане параллельно продолжаются две массовые акции: шествие «Бессмертного полка» и антиправительственные протесты. Если первый протест правительство поддерживает, то участников второго — задерживает. Почему в Казахстане «вяжут» активистов, и против чего они выступают — рассказывает Громадское.
Шестого мая Аслан решился на храбрый шаг. Он заранее позвал несколько знакомых журналистов, взял большой чистый лист бумаги и вышел на площадь города Уральска в Казахстане. Через несколько минут приехала полиция и забрала его. Один из полицейских потом сказал: «А ты напиши что-то. Увидишь, что будет».
За пять дней до того — по официальным источникам, сотни, а по словам очевидцев, тысячи — людей участвовали в массовых антиправительственных протестах в столице и других городах Казахстана. Главный лозунг «У меня есть выбор», дополняли крики «Нур-Султан — не моя столица», «Токаев — не мой президент», «Ярость, кет» («Старик, уходи»).
По всей стране задержали более сотни людей, которые призывали бойкотировать внеочередные выборы, запланированные на 9 июня. Они станут первыми, с того времени как возглавлявший в течение 30 лет страну Нурсултан Назарбаев отказался от кресла президента. Казахи считают, что реального выбора у них не будет.

Неизменный Нурсултан
Назарбаев стал президентом Казахстана в 1990-м, в 91-м возглавил Совет безопасности страны. Спустя тридцать лет он отрекся от первой должности, однако на второй останется пожизненно. Это означает, что 78-летний Назарбаев станет серым кардиналом казахской политики.
Во-первых, он пожизненно сохранит должность главы Совета безопасности, что позволит ему определять политику всех силовых структур. Также он входит в Конституционную комиссию, поэтому контроль над судебной системой будет тоже в руках елбасы (лидера нации). Не стоит забывать, что Назарбаев до конца жизни будет возглавлять правящую партию «Нур Отан».
Во-вторых, хоть он и не будет президентом, влияние на этот пост сохранит, поскольку главный и, по сути, безальтернативный кандидат Касым-Жомар Токаев, который сейчас временно исполняет обязанности президента, а также — давний соратник Назарбаева.
«Назарбаев в какой-то момент начал очень носиться со своим культом личности, — говорит журналистка и активистка Асем Жапишева. — Очень многие вещи стали делать, даже не притворяясь, что им хоть как-то интересная мысль народа».
Асем рассказывает, что переименование улиц, площадей, аэропортов, учебных заведений — главный вуз страны еще в 2010 году назвали «Университетом Назарбаева» — еще один признак культа, которым люди давно недовольны. А изменение названия столицы стало точкой кипения.
«Переименование столицы в его честь — это демонстрация того, что он и его семья держат власть, и как они захотят, так и будет», — объясняет активистка.

Свобода слова на 5 минут
Ситуация с политическими и социальными правами в стране, мягко говоря, неудовлетворительная. Международная правозащитная организация Freedom House называет Казахстан «несвободной» страной, а в ежегодном докладе еще одной организации Human Rights Watch говорится, что ситуация с правами человека в 2018-м там только ухудшилась.
«Власть продолжает преследовать критиков правительства, включая журналистов, политически мотивированными обвинениями», — говорится в докладе.
Первого мая были задержаны десятки человек. Министерство внутренних дел Казахстана объяснило, что, несмотря на то, что «участникам акции предоставили возможность свободно и открыто выразить свою гражданскую позицию», в некоторых городах они «вели себя агрессивно». С тех пор в новостях ежедневно сообщают о задержанных — тех, кто участвовал в протестах первого мая, и тех, кто выходил на пикеты позже.
Аслан Сагутдинов — один из таких людей. Шестого мая он решил выйти сам и показать: неважно, что ты делаешь — тебя все равно задержат. Его пикет продолжался пять минут.
«Я на 100% был уверен, что меня заберут, — рассказывает активист. — Я хотел показать, что даже если вы будете держать воображаемый плакат, вас все равно заберут».
Аслан говорит, что полиция не знала, что с ним делать. Сначала вызвали коллег, и только потом его посадили в машину и отвезли в участок. По дороге он слышал, как руководство по рации ругало сотрудников за то, что они не упаковали активиста сразу. Та же неразбериха продолжилась и в отделении.
«Они раз десять переписывали мои данные на различные бланки, хотели что-то составить на меня. Люди приходили, уходили, приходили новые. Наконец, меня просто расспросили, почему и зачем я это сделал и отпустили», — рассказывает Аслан. Впрочем, девятого мая Аслана снова задержали, когда он хотел пойти на марш, посвященный Дню Победы в Казахстане.
На вопрос о том, не страшно ли ему так открыто говорить о своей позиции, он отвечает, что «человек, который вышел на пикет, мало чего боится». И добавляет, что не первый раз сталкивается с арестами. Аслан пытается снимать протесты на камеру. «Но это мне плохо удается, потому что у подъезда меня всегда ждет машина, в которой сидят полицейские в штатском», — говорит он.

Выборы — надежда или безнадежность?
Когда 19 марта Назарбаев заявил, что уходит в отставку, его полномочия перешли к главе Сената Токаеву. В то же время Сенат возглавила дочь Назарбаева Дарига Нурсултановна.
В начале апреля объявили дату досрочных выборов — воскресенье, 9 июня.
Сейчас местный Центризбирком зарегистрировал семь кандидатов, среди которых впервые есть женщина, а также оппозиционер. Однако Асем убеждает, что это «театральная демократия», и надежд на эти выборы у нее нет:
«Мы понимаем, что Токаев победит. Но у нас наконец начались сдвиги в общественном сознании, поэтому за следующие пять лет мы хотим трансформировать избирательные процессы, продвигать реформы, чтобы на следующие выборы мы могли выдвинуть нескольких кандидатов».
«Понятно, что второго Назарбаева не будет, и не должно быть. Для нас это главное», — добавляет Асем.
- Поделиться: