«В течение светового дня тишины не бывает»: Авдеевка под угрозой окружения

Волонтеры привозят гуманитарную помощь в Авдеевку и раздают местным жителям
Волонтеры привозят гуманитарную помощь в Авдеевку и раздают местным жителямпредоставил Алексей Савкевич

россияне не оставляют попыток окружить Авдеевку в Донецкой области. Каждый день штурмуют город с севера и юга. В случае их успеха на этом направлении под угрозой окажутся следующие за Авдеевкой города, например, Покровск. Несмотря на то, что по городу работает даже авиация, там остаются примерно 1800 гражданских. Живут без света, воды, стабильной мобильной связи.

Оборона Авдеевки

На то, что россияне достигают успеха в Авдеевке, британская разведка обратила внимание 20 марта. В украинских Силах обороны подтвердили, что Авдеевка может стать вторым Бахмутом. После года неудачных фронтальных атак оккупанты стали штурмовать город с севера и юга. Пытаются взять в «клещи» и отрезать пути снабжения защитников города.

«Примерно три недели назад россиянам удалось выбить ПВО дальнего радиуса действия. Это позволило им отодвинуть наши дальнобойные средства от переднего края и одновременно подтянуть поближе свои, активнее применять авиацию, — объясняет Виктор Кевлюк, эксперт Центра оборонных стратегий. — Противник пытался использовать численное преимущество. Не преуспевая в фронтальных боях в Авдеевке, начал развивать наступление севернее, атакуя от Каменки и Красногоровки. И южнее — из Опытного и Водяного».

После этого Силам обороны Украины удалось кое-что раздвинуть «клещи» и отбросить врага от магистрали, по которой идут поставки для украинских военных. По мнению Кевлюка, если россиянам не удастся окружить Авдеевку, они постараются хотя бы продвинуться на запад — в населенные пункты Северное, Тоненькое, Ласточкино и Орловка. Таким образом возьмут под контроль дорогу в Авдеевку.

«У нас будет два Бахмута. Военное командование будет вынуждено выбирать, какую операцию продолжать, потому что одновременно две нам будет крайне тяжело проводить», — объясняет Кевлюк наихудший сценарий. Эксперт добавляет, что в случае захвата Авдеевки россияне смогут продвинуться в оперативный тыл — в Покровск.

Сейчас же, по его мнению, оборона в Авдеевке кажется достаточно надежной, но там следует усилить ПВО. Украинский Генштаб по-прежнему ежедневно сообщает о «безрезультатных наступательных действиях» на Авдеевском направлении, а в течение последней недели отмечает, что «самые ожесточенные бои продолжаются за Бахмут и Марьинку».

Глава Авдеевской городской военной администрации Виталий Барабаш говорит, что в самом городе ситуация сложная, хотя отмечает снижение активности россиян за последние 10 дней. Если раньше авиация залетала в город до 20 раз в день, то сейчас — два-четыре, иногда шесть. Снижение количества штурмовых атак он связывает, в частности, с погодой. На востоке дождь, по такому грунту сложно передвигаться.

«Видимо, часть личного состава перебросили на Бахмут, хотя из перехватов мы видим, что проблем с личным составом у них нет — Донецк, Макеевка, Ясиноватая забиты», — говорит Барабаш.

Дорога от Очеретино до Авдеевки опасна. Туда россияне могут доставать артиллерией, говорит командир спецроты полиции «Киев» Максим «Лютый», работающий в Авдеевке.

Если Вооруженные силы Украины смогут стабилизировать ситуацию, то из Авдеевки можно развивать наступление в Донецкой области. Украинские защитники могли бы выйти к Ясиноватой — важному железнодорожному узлу — и оттуда на Макеевку, предполагает Виктор Кевлюк.

«Из-за ситуации в Авдеевке противник имеет угрозу, во-первых, с северо-запада на Донецк. Во-вторых, наше присутствие в Авдеевке мешает перевозке и маневру войск с севера на юг, потому что дороги проходят через зону огневого контроля ВСУ», — добавляет Кевлюк.

Эксперт предполагает, что россияне понимают важность Авдеевки и возможность оттуда выходить на новые рубежи. И их фронтальные и фланговые атаки — попытка предотвратить это.

Местные жители

В городе остаются около 1800 человек, среди них один ребенок. Остальных удалось эвакуировать.

Волонтер Алексей Савкевич привозит туда гуманитарную помощь. Говорит, что продуктов хватает. После того как гуманитарный центр в Авдеевке сгорел, продукты хранят в других городах, сюда привозят и раздают.

Также в Авдеевке работает Пункт несокрушимости, который построил волонтер из Мариуполя Михаил Пуришев со своей командой. Там помогают жители города: парикмахер, повар, охранник, грузчики. В пункте можно помыться, постричься, попить кофе или чаю, связаться с родными, посмотреть телевизор и взять немного продуктов. По словам Михаила, каждый день туда приходят 200-300 человек.

Оставаться в городе гражданским небезопасно, военная администрация призывает их эвакуироваться. И почти две тысячи человек выбирают остаться. Однако Савкевич считает, что некоторые могут и передумать.

«Даже те, кто упорно говорит, что не уедет, меняют мнение, когда это (обстрелы, — ред.) близко коснется тебя. В частном секторе, где сильно побомбило, улицы пустые. А там, где райончики более или менее пронесло, люди остаются», — приводит волонтер.

Когда Алексей раздавал буржуйки, спрашивал людей, что им дает надежду на будущее. Трое сказали, что ожидание мира, когда можно будет понять, как отстраивать город. Еще один человек ответил, что нет никакой надежды, он немолод, чтобы планировать восстановление.

«Люди привыкли жить в таких условиях даже без воды», — добавляет волонтер.

На минувшей неделе в городе во время обстрелов были ранены два человека, рассказывает глава Авдеевской военной администрации Виталий Барабаш. Говорит, если человека ранит на улице, то первую помощь ему предоставит тот, кто увидит первый — полиция, волонтеры, военные, спасатели. С нетяжелыми ранениями увозят в местную больницу. Там работают терапевт, хирург и четыре медсестры. Сложных раненых эвакуируют в ближайшие населенные пункты.

Ситуация в городе настолько опасная, что погибших в Авдеевке не хоронят.

«Нет морга. С начала полномасштабного вторжения в городе никто не хоронит, потому что все кладбища под обстрелами и несколько раз спасатели были ранены. Мы людей хороним в селах соседней Очеретинской громады. В городе это невозможно. В течение светового дня здесь тишины не бывает», — говорит Виталий Барабаш.