Верховный Суд возмутился из-за обысков в райсуде Киева. ГБР объяснило: искали доказательства по делу Жеваго

Сотрудники Государственного бюро расследований пришли с обысками в Днепровский райсуд Киева в рамках расследования дела о присвоении имущества собственниками и менеджментом банка «Финансы и Кредит» и их сообщниками.

Об этом сообщили в ГБР.

Следователи напомнили, что расследуют, как бывший народный депутат и акционер банка «Финансы и Кредит» создал преступную организацию по растрате имущества учреждения и отмыванию средств. Имена фигуранта правоохранители не раскрывают, однако обстоятельства дела указывают, что речь идет о Константине Жеваго.

По данным следствия во избежание уголовной ответственности бывший народный депутат обратился за помощью к судье одного из райсудов Киева.

Правоохранители провели обыск в служебных кабинетах судьи и изъяли некоторые доказательства правонарушения. Впрочем, отметили: следственные действия не имеют целью давить на судью, вмешиваться в осуществление правосудия или препятствовать деятельности судьи.

Досудебное расследование осуществляется по факту заранее не обещанного содействия участникам преступной организации, совершенного должностным лицом с использованием служебного положения, по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 256 Уголовного кодекса Украины.

Реакция

Верховный Суд отметил, что обыски проводились в Днепровском райсуде Киева 9 января. Там заявили, что такие следственные действия несут серьезные угрозы независимости судей, а потому должны проводиться в исключительных случаях. Тот факт, что их проводили в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, вызвал в ВС «серьезную обеспокоенность». Верховный Суд обратился к директору ГБР.

Днепровский райсуд также выступил со своей позицией. Там объяснили, что расследование связано с рассмотрением в суде уголовного производства по «гражданину К.», которое было открыто еще в 2020 году.

В Днепровский райсуд это дело поступило в ноябре 2023-го, его рассматривала судья Юлия Иванина. Заседания по делу постоянно откладывались и переносились. Сначала заседание по делу отложили, потому адвокат обвиняемого был в Полтаве. Затем объявили перерыв, потому что в день заседания обвиняемый нанял нового адвоката, которому нужно было ознакомиться с материалами.

Затем заседание перенесли, потому что у нового адвоката отец был в тяжелом состоянии. Потом был нанят еще один адвокат, ему тоже нужно было время на ознакомление.

Новый-новый адвокат наконец на заседании перед Новым годом ходатайствовал о закрытии уголовного производства и освобождении обвиняемого от ответственности в связи с истечением сроков давности. 3 января 2024 года суд удовлетворил это ходатайство и закрыл дело.

В суде заявляли, что обыск у них проводили «без всякого судебного решения» и «в связи с безотлагательным случаем (связанным со спасением имущества)». Там отметили, что на входе в суд следователи производили обыск работников суда, следователей, прокуроров, посетителей: проверяли их личные вещи, содержание мобильных телефонов и других устройств. При осмотре компьютера Иваниной фотографировали на телефон необъявленный полный текст решения, который затем отправили кому-то в мессенджер, а в протоколе такого фото не было. Также, как говорят в суде, следователи провели личный обыск Иваниной, ее помощника и секретаря, а именно женских сумочек и верхней одежды.

Суд считает, что следователи превысили власть, однако ГБР ответило, что действует «со строгим соблюдением закона».