«Взяли на проверку телефон. Я понимала — начну спорить, не попаду на экзамен». ВНО для детей с оккупированных территорий

Абитуриенты из оккупированного Донбасса могут поступать в украинские вузы без сдачи ВНО. На фото — пункт проведения ВНО в Киеве, 30 июня 2020 года
Абитуриенты из оккупированного Донбасса могут поступать в украинские вузы без сдачи ВНО. На фото — пункт проведения ВНО в Киеве, 30 июня 2020 годаКовальчук Виктор/УНИАН

Владимир Зеленский подписал закон об упрощении процедуры поступления в вузы для абитуриентов из оккупированного Донбасса. Они могут это делать, не сдавая внешнее независимое оценивание, а государство оплатит их обучение. Рассказываем, как они до сих пор поступали в украинские вузы и что думают об отмене ВНО.

Как до этого поступали абитуриенты с временно оккупированных территорий?

В этом году 11-е классы там окончили около 13 тысяч выпускников. Без ВНО они могут вступать лишь в 91 учебное заведение (вот список). Для этого надо обратиться в один из образовательных центров «Донбасс-Украина». Чтобы поступить через них, следует сдать экзамены по украинскому языку, истории Украины и еще один, который устанавливает заведение высшего образования. Если же желанного вуза в перечне институтов нет, чтобы поступить в него, надо сдать ВНО.

Однако, чтобы сделать это, надо получить украинский аттестат. То есть окончить школу на подконтрольной территории экстернатом или дистанционно. Детей с временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей учат не во всех школах. Одна из таких — в селе Ильиновка Донецкой области. На экстернате там учатся около 50 детей, дистанционно — только 12.

«Конечно, им сложнее, потому что у них [на неподконтрольной территории] обучение идет на русском, а ВНО надо сдавать на украинском, — рассказывает директор школы Светлана Бурдун. — Это уже дети, которые вообще не изучали украинский язык. Нынешних результатов еще нет, но в прошлые годы они прекрасно сдавали ВНО. Все дети, которые планировали поступить в украинские вузы, поступили».

Так сделал, например, Даниил из Луганска. 11-й класс он заканчивал в Луцке — туда его семья на время переехала в 2014-м. Дальше парень закончил бакалавриат в Восточноукраинском национальном университете им. Даля, а несколько дней назад сдал ВНО на магистратуру.

«Абитуриентам, которые живут на подконтрольной Украине стороне, тоже нужны бюджетные места. Однако, если человек с той территории [оккупированной] хочет учиться здесь, то нужно ему дать такую возможность. Если они увидят, что в Украине нормально живется, то останутся здесь», — говорит он.

Сколько абитуриентов с временно оккупированных территорий поступали по упрощенной процедуре?

В 2019 году в украинские вузы по упрощенной процедуре поступили 265 выпускников из Крыма и 1600 — с Донбасса. В Министерстве образования говорят, что это наибольший показатель за последние 4 года. Например, в 2016-м он был вдвое меньшим.

Больше всего абитуриентов с Донбасса поступило в три вуза:

— Восточноукраинский национальный университет им. Владимира Даля (177 детей);

— Горловский институт иностранных языков ГВУЗ «ДГПУ» (133 ребенка);

— Приазовский государственный технический университет (124 ребенка).

Из-за оккупации университеты вынуждены были выехать с неподконтрольной территории. Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля теперь находится в Северодонецке, Горловский институт переехал в город Бахмут (Донецкая область). Приазовский государственный технический университет расположен в Мариуполе.

Число абитуриентов из Крыма, которые поступили в украинские вузы по упрощенной процедуреМинистерство образования Украины

Через что проходят абитуриенты с временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, чтобы сдать ВНО?

Чтобы попасть на ВНО, они должны пересечь КПВВ и приехать на пункт тестирования. Студентка Кира рассказала нам, как это происходит. Девушка попросила сохранить анонимность, поэтому мы изменили ее имя.

Кира — 21-летняя художница и студентка из Луганска. С 2016 года девушка дистанционно училась на бакалавриате в Северодонецке, а теперь сдала ВНО по английскому, чтобы продолжить обучение уже в магистратуре. На экзамен ее зарегистрировали преподаватели из института. Внешнее независимое оценивание Кира сдавала в Северодонецке.

Число абитуриентов с временно оккупированных территорий Донбасса, которые поступили в украинские вузы по упрощенной процедуреМинистерство образования Украины

О переходе КПВВ

На КПВВ всегда были какие-то проблемы, но вначале строже проверяли со стороны «ЛНР». Со временем там всем стало безразлично: тебя никто не допрашивает, задают логичные вопросы и отпускают на подконтрольную территорию. С этой же стороны к тебе уже могут придраться, начать оскорблять, обыскивать и даже заигрывать.

Я уехала за день до экзамена, чтобы точно не опоздать. На КПВВ на подконтрольной территории у меня начали проверять документы. А я не знала, что перед тем, как проходить КПВВ, должна была зайти на сайт ВНО и что-то там сделать. Из-за этого меня не хотели пропускать. Зайти на сайт там я не могла — на телефоне не было интернета. Я начала звонить куратору из института, но он не брал трубку. В какой-то момент я вздохнула, а один из военных услышал и сказал: «Ой, не надо, мне не нужен этот цирк». Наконец я дозвонилась куратору, и меня пропустили дальше.

Еще минут 20 я ждала, пока меня зарегистрируют как студентку, которая едет сдавать ВНО. Мне сделали экспресс-тест на коронавирус. После этого двое мужчин в форме попросили пройти за ними. Мы зашли в небольшое помещение. Там они уже подробно начали меня расспрашивать: откуда я, какая у меня прописка, куда я еду. Сфотографировали паспорт, взяли на проверку телефоны — я хотела возразить, но понимала, что если начну спорить, не попаду на ВНО.

У меня их два: один старый, без интернета, а другой для работы. Там все контакты, проекты и фотографии. Больше я переживала за них. У меня в телефоне много фото вандализма: граффити, развалины Луганска. Еще у меня в фотоальбоме есть проект одного фотографа, который называется: «Россия крупным планом», и там автомат Калашникова на фоне красной футболки у мужчины в руках.

Пограничники никак не среагировали на нее. Я спросила, зачем им смотреть телефоны. Они ответили, что вдруг у меня есть друзья или родственники, которые служат на территории России, «ЛНР» или «ДНР».

Долго допрашивали меня о папе, который не живет с нами с тех пор, как мне исполнилось 7 лет. Мы с ним общаемся редко, и они не верили, что я не знаю точно, где он живет. Я говорю: «Ну, вроде, жил в Ирпене под Киевом, у него другая семья». Спрашивали, служил ли он, знаю ли я, кем он работает.

Проверили все мои соцсети. Посмотрели почту и заметки. Один из них зашел в Viber и начал набирать в поиске слова: «Россия», «Москва», «военный», «война». А я в прошлом году посылала футболку в Москву, сама ее делала, расписывала. У меня была переписка с мужчиной, который должен был там эту футболку забрать и доставить. С ним были проблемы, мы выясняли отношения в "Вайбере". Этот военный начал расспрашивать, что у меня за дела с Москвой. Спрашивали, есть ли у меня парень, и в сообщениях и контактах искали его. А вдруг он военный, и у нас есть фото с автоматом.

Все это время мне звонила мама и присылала сообщения. Их это раздражало, но телефон мне не дали отключить. Они проверили все, что только можно было, отдали телефоны почти разряженными. Я там пробыла около часа. Мне было жарко, я перенервничала.

Когда вышла, мне снова позвонила мама. Тогда подошел военный, спросил, что у меня в руках, и забрал телефон — проверить, кто это был. Убедился, что это действительно была мама, и сказал не разговаривать здесь по телефону. Ко мне еще несколько раз подходили военные, пока я переходила КПВВ и спрашивали, проверяли ли мой телефон.

Прошла уже неделя, я сейчас немного скептически к этому отношусь, но тогда переживала, что они так пристально осматривали мои личные вещи. Особенно, когда там еще что-то фотографируют, пытаются к тебе придраться, допрашивают обо всех родственниках. Раньше просто спрашивали, люблю ли я Украину, хочу ли жить в Украине, что я думаю о Луганске, может, я хочу жить в России, но таких личных вопросов о парне, друзьях военных, работе отца до этого времени мне не задавали.

Военные на КПВВ «Марьинка» неподалеку от оккупированного Донецка, 10 июня 2020 годаEPA-EFE/YEVGEN HONCHARENKO

Об отмене ВНО для абитуриентов с оккупированных территорий

Я «за». Не потому, что не хочу готовиться. У человека могут быть причины, когда он не может выехать на сессию ВНО. У меня есть знакомые, которые проучились 4 курса (дистанционно), а теперь им надо ехать сдавать ВНО, а они не могут, потому что им не на кого оставить больных родителей. А есть еще выпускники после школы, с которым родители не могут поехать, и они должны проходить КПВВ самостоятельно. Не у всех есть деньги, чтобы отправить детей просто сдать ВНО — там же несколько экзаменов, следовательно, нужно где-то неделю-две жить на подконтрольной территории. Если ВНО отменят, будет гораздо больше тех, кто захочет поступать в украинские вузы.

О поступлении в России

В российский вуз поступить гораздо проще, особенно после бакалавриата. Ты должен сдать только один экзамен — по русскому языку уровня 7-го класса. В некоторых институтах вместо русского может быть экзамен по специальности. Если ты из школы едешь, то сдаешь там ЕГЭ (Единый государственный экзамен).

Когда я оканчивала школу в 2016 году, у нас спросили, кто хочет сдать ЕГЭ, и сказали подать заявки. Чтобы нас допустили к этому экзамену, мы должны были написать сочинение по русскому языку. Минимальный балл — 65. Я тогда написала на 150-170, у нас всех допустили. Я выбрала три предмета: русский, биологию и химию.

Нас вывозили автобусами, которые оплачивала Россия, в школы Каменск-Шахтинского (город в Ростовской области). Быстро пропускали на границе, проверяли паспорта. Мы были отдельно от школьников из России и первыми писали экзамены. Я просто сдала ЕГЭ, чтобы было, я не хотела поступать в России.