Яд Змеиного острова

Остров Змеиный 28 февраля 2008 года
Остров Змеиный 28 февраля 2008 годаОлег Куцкий / УНИАН

«С начала широкомасштабной вооруженной агрессии россии против нашей страны пропагандисты оккупанта несколько раз меняли свою риторику. Трансформация их нарративов свидетельствует о том, что ни один из планов кремля по захвату Украины пока не реализован».

Эта непростая для восприятия формулировка принадлежит человеку с непростой должностью «заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба ВСУ» Алексею Громову. Сказано это было на брифинге 30 июня. А важность сообщения заключается не столько в том, что это официальная позиция Генштаба, сколько в том, что эти слова вполне соответствуют истине.

В целом, во время войны слова одного противника о другом часто не соответствуют истине. Но здесь, как увидим далее, спорить не приходится.

Пожар на Змеином после контрнаступления украинских военных, 30 июня 2022 годаFacebook / Оперативное командование «Юг»

«Жест доброй воли»

Свежая история с бегством оккупантов с острова Змеиный у всех на устах не просто сама по себе, а скорее благодаря заявлению российского минобороны о «шаге доброй воли» с так называемым отводом оттуда оккупационных войск. Почти так же — «жестом доброй воли» — агрессоры называли и свой бегство из-под Киева, из Черниговской и Сумской областей... Тогда над этим тоже не смеялся только ленивый.

А еще смешнее кажется второе «объяснение» россиянами их отступления: мол, теперь Киев не посмеет заявлять, что оккупанты мешают вывозить зерно из украинских портов!

Штука в том, что оборудованные ранее врагом на Змеином радарные станции и ПВО действительно усиливали способность агрессора контролировать северо-западную часть Черного моря. Впрочем, средств и без того достаточно: российская военно-морская группировка в этом районе (с авиацией и силами поддержки) даже после всех потерь остается мощнее сил всех остальных черноморских государств вместе взятых.

С другой стороны, даже наличие оккупационного гарнизона на Змеином не могло бы помешать гражданскому судоходству — если бы этот гарнизон, как в известном меме, «просто перестал стрелять». Вот только о таком приказе речь не идет — есть только голословные заявления кремля и российского минобороны о «непрепятствовании» безоружным транспортным судам.

Действительно: для восстановления судоходства достаточно было бы просто опубликовать соответствующий приказ. Но пока его нет.

Естественно, что и доверие к агрессору так же отсутствует, о чем 30 июня сказал генсек НАТО Йенс Столтенберг (похоже, прямо процитировав библейский стих о необходимости «судить по делам»).

Конечно, история со Змеиным — далеко не Победа, к которой все мы стремимся. Остается тяжелой ситуация на Донбассе, где ВСУ отступили от Северодонецка и, по официальной информации Генштаба, едва сдерживают врага от вступления в Лисичанск. Остается актуальной угроза атаки со стороны Беларуси (хотя, конечно, угроза здесь не в слабой и деморализованной белорусской армии, а в доукомлектованных российских регулярных частях, которые уже свезли достаточно средств огневой поддержки — вплоть до ракетных комплексов «Искандер»). На юге враг усиленно фортифицирует границы оккупированной Херсонщины... Есть еще уйма проблем.

Словом, почивать на лаврах ну очень рано.

Но освещение ситуации со Змеиным в российской пропаганде, как в капле воды, отражает положение пропаганды в целом — и можно думать, что это положение будет лучше описывать слово «крах». Похоже, российская пропаганда «покрошилась» гораздо быстрее, чем российская военщина под ударами вооруженных Западом украинцев или российская экономика под действием санкций. Но интереснее всего, что российская пропаганда добилась этого сама.

Двести процентов пораженных целей

30 июня большую огласку получило расследование о том, что агрессор, по своим официальным данным, уже уничтожил больше украинской техники (в частности ВВС), чем Украина, по его же данным, имела в начале войны. Речь идет именно о российских сравнительных данных о состоянии нашей обороны.

Автор этих строк буквально несколько дней назад просмотрел данные международных структур на конец 2021 года, и там было еще интереснее.

Например, по максимальной оценке уважаемых мировых агентств The Military Balance и Flight Global, в конце прошлого года у Украины было до 34 истребителей Су-25, до 37 истребителей МиГ-27, до 14 фронтовых бомбардировщиков («штурмовиков») Су-24, 40 транспортников, разведчиков и спецсамолетов (они боевыми машинами не являются). Плюс до 47 учебных Л-39.

Что из этой крайне устаревшей техники было «на ходу» — не знает никто. Еще раз: речь идет о максимальной оценке, а минимальная отличается более чем вдвое.

Однако это не помешало российскому минобороны в конце июня заявить, что они уничтожили суммарно 215 боевых самолетов Украины.

Еще интереснее ситуация с вертолетами. По международным данным, к началу войны Украина имела от 15 до 47 вертолетов, а по данным россиян — 122, и еще 28 она получила за время войны от союзников. Ко всему прочему, «уничтожила» армия россии (по данным россиян) целых 132 из них.

Все это не слишком коррелирует с тем фактом, что авиаудары украинских войск (в том числе и с задействованием вертолетов) становятся все чаще именно в последние два месяца. Все, вероятно, помнят отважный рейд двух украинских ударных Ми-24 на нефтебазу в Белгороде. Да и истории о вертолетчиках, которые героически возили на «Азовсталь» припасы, медикаменты и людей, а обратно забирали раненых, уже тоже не секрет.

А слышать о 84 «уничтоженных» БПЛА «Байрактар» (когда даже по российским данным у нас их было 62, включая поступившие во время войны) уже совсем смешно (ссылка на сравнение российских данных с российскими же данными — здесь). Что касается международных аналитиков, то, по их оценкам, к началу войны мы вообще имели «целых» шесть беспилотников...

Кстати говоря. Время в течение войны проходит быстро, и сегодня многие уже забыли об угрозах «ударить по центрам принятия решений в Киеве» в ответ на ракетную атаку захваченных россиянами газодобывающих вышек на Черноморском шельфе 20 июня.

Так вот, ответом агрессора тогда стал удар по аэродрому под Одессой, где якобы стояли «Байрактары» (официальное заявление россиян об этом есть, например, здесь, однако может потребоваться VPN).

Где там были «центры принятия решений» — никто до сих пор не знает. А минобороны россии, судя по официальным сообщениям, предпочитает об этой истории просто не вспоминать.

путин в поисках оправданий

Лучшим разрушителем мифов роспропаганды стал, как ни странно, сам владимир путин — тот, кто за последние годы взял на себя миссию главного пропагандиста и мифотворца имперского «величия». Стоит лишь упомянуть его выступление о «необходимости» напасть на Украину утром 24 февраля (местами словно скопировано с аналогичной речи гитлера про Польшу!) или более ранние статьи о «несуществовании Украины». Их кремль пытался публиковать еще и на украинском и допускал во время перевода не только грамматические, но и анекдотические исторические ошибки.

Вот только с нынешнего мая дела для агрессора пошли уже гораздо хуже. Слабенькое поздравление путина накануне «девятого мая» дало автору этих строк основание спрогнозировать, что ни на какие резкие движения, вопреки боязни части соотечественников, москва «к дате» не решится. Потому что есть более важная задача: успокоить уже недовольных и просто растерянных собственных граждан.

Так оно и вышло.

Далее, в середине июня, в санкт-петербурге состоялся традиционный 25-й по счету «международный экономический форум», на который не приехал ни один уважаемый представитель цивилизованных стран. Зато приехала делегация «Талибана» (ничего удивительного: после того, как талибы захватили власть в Афганистане, с их делегациями уже минимум трижды официально общался в москве глава российского мид лавров. В то же время «Талибан» до сих пор официально запрещен в россии — такая вот амбивалентность!)

Самым интересным там, однако, стало не участие талибов, а речь того же путина 17 июня. Очень неуклюжие заявления о нападении на Украину, которое «было вынужденным ответом» и акцент на том, что «мы сотрудничали со всеми прозападными правительствами в Киеве» соседствовали со старой темой о «Западе, который не выслушал наших предложений» и необходимости «защитить Донбасс». А самой характерной стала мантра, согласно которой «военная спецоперация идет по плану», но «штурмов украинских укрепрайонов не будет», потому что:

а) россия бережет своих солдат и «имеет огромное преимущество в артиллерии»;

б) «хорошо, очень хорошо воюют силы “ДНР” и “ЛНР”».

То есть путин впервые признал три вещи: оккупанты терпят большие потери; оккупанты радостно бросают под огонь «пушечное мясо» из тех, кого они «освободили» от «украинского нацизма»; оккупанты не менее радостно истребляют артиллерией всех украинцев, которых еще только собираются «освободить».

Ну а еще прямее все было сказано во время визита президента Индонезии к путину, где российскому вождю, конечно же, пришлось отвечать на те же треклятые вопросы.

В очередной раз повторив красноречивый тезис о «сохранении жизней наших ребят», путин впервые на столь высоком уровне заявил, что сроки «спецоперации» могут сдвигаться. Раньше он и его подпевалы всегда говорили, что термины эти «не следует обсуждать», но «все идет по плану». А теперь оказалось, что плана нет.

путин также «объяснил», что конечной целью его «спецоперации» является «освобождение “ДНР” и “ЛНР”», а также «ликвидация угрозы для россии». Суть этой угрозы он объяснил максимально расплывчато (хотя и очень старыми словами): «из Украины стали делать антироссию», и это превращало первую в «дамоклов меч» для последней.

Можно только представить, с каким удивлением все это слушали индонезийские чиновники и журналисты, не знающие о сущности этого конфликта... А вот западные журналисты, учитывая публикации об этом, не обошли вниманием неадекватную (мягко говоря) «аргументацию» российского кормчего.

Остров Змеиный после освобождения 30 июня 2022 годаMaxar Technologies

Как отогнать НАТО, чтобы оно пришло

Еще более удивительным должно было показаться заявление о том, что вступление в НАТО до сих пор нейтральных Швеции и Финляндии, оказывается, не является проблемой для россии! «Хотят, пусть вступают», — заявил путин, и тем самым мгновенно перечеркнул абсолютно все свои тезисы предыдущих двух лет (в которых говорилось о якобы опасности «приближения НАТО к российским границам») и абсолютно официальные требования своих дипломатов к НАТО «возвращаться к границам 1997 года».

Население россии, пожалуй, уже и не помнит, что именно это и было поводом для эскалации на украинских границах, а косвенно — целью войны против Украины.

Вот только остальной мир помнит.

Кстати, это уже очевидное вступление в НАТО Финляндии и Швеции увеличивает общую протяженность границы россии с Альянсом более чем вдвое и делает Балтийское море фактически внутренним морем Организации. А вопрос «подлетного времени ракет НАТО из Харькова до москвы» становится совсем неактуальным — до петербурга, в случае чего, теперь будет долететь быстрее. А тут еще и запланированное Альянсом увеличение численности Сил быстрого реагирования в Восточной Европе в семь раз...

Возможно, кто-то в кремле или в российской глубинке верит, что это просто попытка выиграть время. Однако сейчас уже не то время, когда россия у кого-то выигрывала.

Нюанс: после многочисленных заверений в том, что россияне никогда не обстреливают гражданские объекты в Украине, путин попытался аккуратно переложить вину за уничтожение торгового центра в Кременчуге... на своих военных.

«У нас есть все возможности определить, где что расположено... Но детали я, конечно, узнаю, когда вернусь в москву».

Именно так и сказал.

Подведем итоги

Может быть, российские войска после «жеста доброй воли» в виде бегства из-под Киева все-таки проявили определенную способность к адаптации и изменили тактику, однако российская пропаганда и ее вдохновители (во главе с путиным), похоже, не способны измениться уже никогда.

российская армия «съела» сотни миллиардов долларов, а оказалась колоссом на глиняных ногах. Однако такой она стала именно благодаря еще одной армии — пропагандистов, которые сначала «наели» на миллиарды, а в конце концов обманули и завели в тупик сами себя. А заодно и все послушное стадо, которое до сих пор превозносит путина как великого вождя, который спас всех от «плохих 90-х» и дал всем «тучные 2000-е».

Тем не менее даже стаду становится все очевиднее, что теперь его ведут ну никак не жировать.

Все написанное выше (если вы уже дочитали до этого места), надеюсь, демонстрирует, что кремль боится правды не потому, что вдруг ее узнает Запад — то есть этого тоже боится, но прежде всего боится того, что его собственные подданные (вряд ли здесь годится слово «граждане») осознают реальность. Ведь любой диктаторский режим не меньше зависит от подданных, чем демократический от граждан.

Только вот в демократических странах «упитанные буржуа» набирают по 2-3% голосов на любых выборах, и после каждых выборов ситуация может измениться. А в тоталитарной стране важно, чтобы вождя поддерживали (или хотя бы боялись) не менее трех четвертей населения, иначе империи рушатся. Так было и с российской, и с советской.

Именно поэтому путин и вся его пропагандистская рать так растерялись в нынешней ситуации недостижения и недостижимости «целей спецоперации». В рамках их картины мира это просто не могло произойти. А теперь, когда произошло, они не знают, что делать.

Подчеркиваем: все это не повод расслабляться. Донесение реальности до каждого россиянина (от путина до тети Люси из деревни Ивановка) — это задача ВСУ и западного оружия. Просто российская пропагандистская машина «посыпалась» раньше военной и экономической. Но позитив заключается в следующем: эти две последние создала именно пропаганда.

А значит, если Украина и союзники будут поддерживать свой дух достаточно долго — дети роспропаганды падут вслед за ней. Опять же: вспомните гитлеровский рейх и ссср.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.