Западные «зенитки» против российских самолетов: гонка за власть над небом

Украинский военный осматривает поврежденный российский военный самолет на острове Змеиный в Черном море, 18 декабря 2022 года
Украинский военный осматривает поврежденный российский военный самолет на острове Змеиный в Черном море, 18 декабря 2022 годаAP Photo / Michael Shtekel

Год назад полномасштабная война россии против Украины начиналась во многом как война воздушная. Подавление украинских ВВС и ПВО были первоочередной задачей агрессора. И это неудивительно, ведь, например, важным элементом наступательного замысла была высадка воздушного десанта на военных аэродромах Василькова и Гостомеля (этому десанту отводилась ключевая роль в планах молниеносного захвата Киева).

Уже 28 февраля прошлого года российский генштаб утверждал, что авиация агрессора «господствует в небе над всей Украиной». Тогда же возникла инициатива «Закрыть небо» — призыв к странам НАТО силой своей авиации прекратить действия российских боевых самолетов.

Однако союзники Украины вполне предсказуемо не стали посылать в украинское небо свои крылатые машины, что означало бы непосредственное вмешательство в войну. Кроме того, «господство» российских ВВС оказалось крайне непродолжительным.

Так, 9 марта спикер российского генштаба Игорь Конашенков объявил об уничтожении в общей сложности 137 украинских ЗРК, заверив: «Это более 90% имеющихся в боевом составе зенитно-ракетных комплексов большой и средней дальности». Уничтожение этих ЗРК и более 80 РЛС повлекли за собой«потерю боевого управления авиацией и ПВО Украины», хвастался российский генерал-лейтенант.

Что же в итоге? На сегодняшний день, по заверениям того же Конашенкова, количество якобы уничтоженных украинских ЗРК перевалило за 400 — но российские пилоты все равно уже много месяцев не рискуют углубляться на удерживаемую украинскими защитниками территорию.

Более того, если верить ежедневным реляциям Конашенкова, к 400 уже приближается и количество якобы сбитых украинских самолетов. Но эта цифра абсолютно фантастическая: в начале полномасштабной войны весь парк боевых машин украинских ВВС едва превышал сотню. В то же время поставок самолетов с Запада не происходило, и это официально признают даже россияне.

Зачем российская пропаганда приводит цифры, которые «по совокупности» противоречат даже ее собственным утверждениям, остается загадкой. Невольно создается впечатление, что у того же Конашенкова просто есть приказ заявлять про столько-то «сбитых» украинских самолетах, допустим, на неделю — совершенно безотносительно к реальности.

Справедливости ради нужно отметить, что отечественные защитники, похоже, тоже перебарщивают со своей стороны. По состоянию на утро 20 февраля, когда писались эти строки, официальная цифра пораженных российских самолетов составляла 299. Но Институт изучения войны (ISW) в Вашингтоне — структура, отнюдь не заинтересованная преуменьшать или дискредитировать достижения украинской армии, — оценивает количество уничтоженных российских машин примерно в 120 единиц.

Самолет, уничтоженный во время боев между украинскими и российскими силами в международном аэропорту «Херсон», 2 декабря 2022 годаAP Photo / Evgeniy Maloletka

Возможным объяснением здесь является тот факт, что не каждое попадание в боевой самолет приводит к его полному уничтожению. Конечно, сейчас не времена Второй мировой, и современный скоростной реактивный истребитель или штурмовик в случае повреждения аварийно в поле почти не посадишь. Однако случаи «дотягивания» до своего аэродрома встречаются, и они не единичны.

Цифры важны, потому что соотношение сил в воздухе и сегодня остается радикально не в пользу Украины. По оценкам того же ISW, россия все еще имеет в строю около 1200 боевых самолетов.

Более того, определенная часть из них (многоцелевые Су-35 и другие) технически совершеннее того, чем располагает Украина (штурмовики Су-24 и Су-25 и легкие истребители МиГ-29 и МиГ-31). Захватчики также могут использовать ракеты «воздух — воздух» большего радиуса действия, чем украинские аналоги, и могут выпускать эти ракеты по принципу «выстрелил и забыл» (подробно об этом читайте в материале «Как авиация приближает нас к победе»).

В этих условиях как украинские пилоты, так и инженеры демонстрируют чудеса изобретательности: достаточно вспомнить установку на Су и МиГи противорадиолокационных ракет HARM, первоначально предназначенных для четко определенных моделей американских боевых машин, что поразило западных специалистов Но количество есть количество.

Подобно тому, как на земле оккупанты пытаются завалить украинскую армию трупами так называемых «чмобиков» и завербованных «Вагнером» заключенных, так и в воздухе сугубо количественное преимущество врага может стать серьезной проблемой, особенно учитывая упомянутое выше соотношение технических параметров.

В этих условиях официальный Киев не устает говорить о необходимости получить передовые западные платформы воздушного боя — пусть не суперсовременный американский F-35, но хотя бы очень популярные в мире F-15 и F-16, шведские. Gripenр, германские или французские машины.

«Мы были бы особенно заинтересованы в истребителях из США, Великобритании, Франции и Германии... У этих стран самые высокие производственные мощности и крупнейшие авиапарки», — объяснил европейским журналистам министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.

Те же американцы уже согласовали обучение группы украинских пилотов работе на моделях F, а польский президент Анджей Дуда на днях заявил о намерении своей страны «рассмотреть» вопрос о передаче Украине имеющихся в Польше МиГ-29.

Однако в этом же заявлении Дуда признал трудности с поставками F-16. А министр обороны Великобритании Бен Уоллес 18 февраля прямо сказал, что поставки современных западных истребителей Киеву возможны только после завершения войны и что такова общая позиция всех западных партнеров.

Причинами этого британский чиновник назвал, в частности, продолжительность подготовки как пилотов, так и техников наземного обслуживания.

Словом, в ближайшее время появление западных машин в украинском небе кажется крайне маловероятным. Западные союзники акцентируют на необходимости создания надежной системы ПВО.

Такая система должна обеспечить не только то, что в англоязычной военной терминологии называется A2/AD (Anti-access/area denial, то есть невозможность доступа к определенной территории) для российской авиации. Она должна также оградить украинские города, стратегические объекты и войска от ракетных обстрелов и действия дронов-камикадзе, вроде печально известных иранских «Шахедов».

Самолет, уничтоженный во время боев между украинскими и российскими силами в международном аэропорту «Херсон», 2 декабря 2022 годаAP Photo / Evgeniy Maloletka

Это, в свою очередь, означает, что система должна быть а) интегрированной, б) глубоко эшелонированной на всех уровнях, от комплексов средней дальности типа NASAMS (уже стоят на вооружении ВСУ), Patriot (сейчас украинские бойцы проходят ускоренный курс работы с этими ЗРК) и им подобных — и до мобильных пулеметных систем, призванным противодействовать уже упомянутым «Шахедам» (такие системы Украины готовятся поставить совместно Чехия и Нидерланды).

Тройной вопрос состоит в том, удастся ли достаточно быстро обеспечить и достаточное количество средств ПВО, и достаточное количество боеприпасов для них, и интеграцию управления всеми этими средствами, которые, напомним, поступают в Украину от разных производителей из разных стран.

Западные спецслужбы и украинская разведка сходятся в том, что развитие российского наступления на Востоке, вероятно, будет сопровождаться все более широким использованием авиации со стороны врага: американцы, в частности, еще в конце января зафиксировали усиленную переброску россией боевых самолетов ближе к украинским границам.

Недавняя встреча в формате так называемого «Рамштайна», международной инициативы по военной помощи Украине в отражении российской агрессии, продемонстрировала, что западные союзники вполне понимают эти обстоятельства. Итак, теперь все зависит от количества, умноженного на скорость.

Автор: Александр Михельсон