Зима 2.0. Готова ли Украина к новой битве за свет

Зима 2.0. Готова ли Украина к новой битве за свет
hromadske

Кто-то готов доставать генератор, кто-то закупился аккумуляторами, приобрел инвертор или ecoflow, позаботился о подключении интернета через оптоволокно или как минимум — имеет дома мощные фонари, гирлянды и свечи. Еще с прошлого года.

Параллельно с тем, как столбик термометра ползет вниз, в сети становится все больше всевозможных советов и опросов вроде «Готовы ли украинцы к зиме?» И судя по ответам пользователей соцсетей, холодов украинцы ожидают без лишней паники. Не слишком сработали и российские фейки о многочасовых отключениях света.

Хотя очевидным остается то, что следующая зима снова будет непростой. О том, что Украина готовится к российским ударам по энергетической инфраструктуре, поэтому нас ждет новая битва за электроэнергию, заявляли президент и глава Главного управления разведки.

В ожидании второй зимы под обстрелами мы не акцентируемся на советах, которые вы и так, очевидно, знаете, а анализируем, подготовилась ли Украина к новым вероятным атакам лучше, чем в прошлом году. Что сейчас с энергетикой, удалось ли восстановить инфраструктуру и как будем защищать уязвимые места, чтобы планы оккупантов полностью погрузить Украину в темноту и холод снова не оправдались — в материале hromadske.

Подготовлены, но планов террористов не знаем

Прошедшая зима, несмотря на катастрофический вывод из строя почти половины энергосистемы, одновременно и закалила: энергетики, которые в чрезвычайных условиях делали, казалось, невозможное, получили неоценимый опыт. И если в прошлом году все было спонтанно, то в этом году уже есть выработанный алгоритм действий.

«Подготовлены ли мы лучше? Да. Мы не знаем, куда, когда и как будет бить враг. Но представляем, чего от него ожидать. Поэтому, имея опыт тяжелого прошлого отопительного сезона, мы готовимся ко всем возможным сценариям», — рассказал в комментарии hromadske председатель правления НЭК «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий.

А пока, по его словам, энергосистема стабильна.

«Мы восстановили функционал наших подстанций и подготовили магистральные сети к зимним нагрузкам. Наше моделирование и расчеты показывают, что даже в очень холодный день, когда потребление электроэнергии максимальное, наши сети способны передавать необходимый объем электроэнергии. На местах областные военные администрации позаботились о наличии автономного питания для критической инфраструктуры (больниц, котельных, водоканалов и т.д.)», — говорит Кудрицкий.

В прошлом году массированные обстрелы энергетической инфраструктуры Украины россияне начали 10 октября. А в этом году оккупанты, по данным разведки, восстановили запасы ракет и, вероятно, готовятся нанести удары с наступлением холодов, предполагает директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.

«Они усвоили урок, что начали рано. Потому что в теплое время нам гораздо легче и быстрее восстанавливаться. Они же не добились тех целей, которые перед собой ставили, то есть отключение по меньшей мере ряда крупных городов от энергоснабжения на длительный период. Я могу лишь предположить, что они хотят нанести более мощные удары в то время, когда температура упадет до 0°C или ниже. Но это только предположение, я не могу предсказать, как будут действовать абсолютно безумные люди», — говорит энергетический эксперт.

Цена потерь

По оценкам Всемирного банка, энергетике Украины нанесен ущерб более чем на 11 млрд долларов. И за 6-8 месяцев полностью восстановить все поврежденные объекты энергосистемы невозможно, признается глава «Укрэнерго».

«Хотя мы восстановили их функционал. Повторюсь: магистральные сети уже сейчас готовы передавать зимние объемы электроэнергии. Что касается электростанций — ремонтная кампания на некоторых объектах еще продолжается. Атомные энергоблоки вернулись из ремонтов в работу. Сегодня выработка электроэнергии достаточна для обеспечения потребностей всех потребителей».

Работа выполнена действительно фантастическая, достаточная для того, чтобы обеспечивать объемы электричества по регионам, добавляет со своей стороны Александр Харченко. Однако говорит: какими бы оптимистами мы ни были, сложность этой зимы в том, что система после разрушений уязвима, а ее резерв значительно меньше.

«Я вам приведу условный пример. Если раньше на определенном направлении стояло три автотрансформатора, один из которых постоянно находился в резерве, второй был полностью загружен, а третий — готов подхватить ту мощность, которая почему-то лишняя для первого, то сейчас там стоит только один», — объясняет эксперт.

«Но сделано так, что украинцы этого почти не замечают, пока не начинаются атаки или действительно серьезные технические проблемы».

hromadske

Защита подстанций: «шелтеры» и надежда на ПВО

Прежде всего энергетики, конечно, полагаются на работу ПВО. Это так называемая активная защита. Зато о «пассивной» — в виде инженерных укреплений — речь шла еще с весны.

«Мы уже разработали соответствующие проекты защиты от бетонных шелтеров и накрытий, до углубления под землю на достаточный уровень для того, чтобы ни дроны, ни ракеты не могли повредить распределительную сеть, подстанции. Эти работы мы будем выполнять в течение текущего года», — говорил тогда премьер Денис Шмыгаль.

Как сейчас продвигается работа, в «Укрэнерго» не говорят. Хранят детали по защите электрических подстанций и объектов генерации в тайне, «чтобы не давать врагу лишней информации». Сейчас, говорят, вместе с местными властями и Госагентством восстановления реализуют ряд сложных проектов. Уточнили единственный момент: так называемая пассивная инженерная защита состоит из трех уровней.

«Первый уровень — это защита оборудования от обломков ракет или дронов в виде биг-бегов (это мешки с песком) или габионов (металлические сетки с песком). Второй — инженерные конструкции от прямых ударов дронов-камикадзе. И третий — антиракетная защита. Относительно последней я не могу предоставить никаких деталей», — рассказывает hromadske глава «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий.

Справиться, говорит, должны до конца года. Впрочем, подобного в мире никто не делал.

«Процесс инженерной защиты — это комплексный сложный процесс, который наращивается постепенно, так же как и плотность и способность ПВО. Со временем мы будем делать все новые и новые укрепления. У нас есть график выполнения работ, и я уверен, что он будет выполнен до конца этого года».

По словам Кудрицкого, на защиту энергообъектов правительство выделило из госбюджета почти 10 млрд гривен. Однако из-за «определенных бюрократических процедур» из этих средств еще не взяли ни копейки. Зато пока довольствуются кредитами и грантами международных партнеров — на такие цели привлекли более миллиарда долларов.

Сейчас строятся различные, в том числе и экспериментальные, схемы защиты на подстанциях, добавил нам подробностей директор Центра исследований энергетики Харченко. Впрочем, о бетонных монументальных накрытиях, или так называемых саркофагах, речь не идет, говорит он.

«То, что вы называете бетонным укрытием, саркофагом или как угодно, на самом деле своеобразная пирамида Хеопса. Потому что площадь средней обычной высоковольтной трансформаторной подстанции — 6-8 гектаров. 

Соответственно, вам надо спрятать под бетонный купол толщиной 7 метров (а именно такая толщина купола, который будет гарантированно отражать все типы ракет) с высотой помещения под куполом 15 метров. И вы должны предусмотреть возможность заезда и выезда оборудования, которое способно поднять 200 тонн и переместить на несколько метров влево или вправо во время ремонта в случае необходимости. Вот как это выглядит.

Это монументальные сооружения, которые строятся 2-3 года. Я разговаривал со специалистами, которые выполняли такой проект. Они оценивают работу по установке такого комплекса где-то в 5 миллиардов гривен. На эти деньги можно купить три полных комплекта оборудования для подстанции, которую он укроет», — объясняет эксперт.

Риски для больших городов

По словам директора Центра исследований энергетики, наибольшие риски для прохождения зимы имеют Киев и Одесса, а также Запорожье, Николаев, Житомир и ряд других крупных городов, которые нуждаются в большом количестве энергии и не имеют достаточных собственных мощностей.

Проблема в том, что энергосистема построена очень централизованно.

«Поэтому как только у вас за периметром города выбиты высоковольтные подстанции, которые обеспечивают подачу электричества, случается огромная беда. И главная проблема — это критическая инфраструктура: водоснабжение, водоотведение, отопление и так далее. Это самая большая угроза», — говорит Харченко.

Технологические решения, в частности для столицы и Одессы, есть, однако заработают они не раньше февраля.

«Единственная технология, которая сейчас быстро может быть инсталлирована и отвечает тем запросам, которые стоят перед Украиной, — это газотурбинная генерация для крупных городов. Но скажу из практики: при идеальных условиях самая быстрая установка одной такой турбины занимает примерно год. Да, сейчас работа в этом направлении продолжается. Но на этот год установить какие-то дополнительные мощности физически невозможно. Речь идет о следующем году».

hromadske

Вероятность блэкаутов: готовиться к худшему, надеяться на лучшее

Александр Харченко уверен, что несмотря на ожидаемые атаки россиян на энергетическую инфраструктуру масштабного национального блэкаута в этом году не будет. Но отключений света, очевидно, не избежать.

А впрочем, несправедливых отключений, на которые часто жаловались в прошлом году, должно стать меньше. Ведь часто дома, которым не выключали свет, были подключены к линиям критической инфраструктуры.

«Много работы в этом направлении выполнено. Графики пересмотрели и в значительной степени улучшили ситуацию. В течение года достаточно большое количество таких объектов от критической инфраструктуры отсоединили физически. Эта работа проведена. Поэтому нагрузка из-за такого "паразитарного" потребления уменьшилась, и ситуация будет ощутимо лучше», — уверен Харченко.

Зато в «Укрэнерго» относительно блэкаутов советуют надеяться на лучшее, однако готовиться к худшему.

«Потребители, как и энергетики и власть, тоже должны готовиться к зиме. Мы рекомендуем, если есть возможность, позаботиться об автономных источниках питания, повербанках, утеплить свои дома. Проверьте, на всякий случай, где расположен ближайший к вам "Пункт несокрушимости". Сделайте технический запас воды, еды, лекарств, — подчеркивает Кудрицкий. — А в случае критических ситуаций главное помнить: что бы ни случилось, энергетики сделают все возможное, чтобы как можно скорее вернуть вам свет».