Беларусь ограничила поставки топлива в Украину (на фото — автозаправка в Киеве, 22 октября 2018 года)
Фото:

Синица Александр/УНИАН

Белорусские нефтепродукты, которые составляют около трети украинского рынка топлива, приостановили поставлять в Украину. У украинского рынка есть достаточно запасов топлива и гибкость в логистике, чтобы закупить нефтепродукты в других странах, уверяют эксперты. Однако цена ожидаемо возрастет — от 1 до 2 гривен за литр топлива.
1

Почему приостановили поставки?

В Беларуси сообщили, что Россия начала поставлять некачественную нефть, которую невозможно использовать для переработки и которая может повредить оборудование нефтеперерабатывающих заводов. В частности, поступило 700 тыс. тонн некачественной российской нефти — и российская сторона в лице АО «Транснефть» это признала.

В то же время Беларусь должна провести посевную кампанию, для которой понадобятся дополнительные объемы горючего.

Топливный эксперт, директор центра «Психея» Геннадий Рябцев объясняет: «На Мозырском НПЗ, который является основным поставщиком нефтепродуктов в Украине, это [некачественная нефть] привело к перерасходу реагентов, но они не сократили выпуск товарной продукции требуемого качества. Новополоцкий НПЗ временно решил снизить загрузку на 40%».

2

Сколько топлива импортирует Украина?

«В последние несколько лет Украина импортирует 85% дизельного топлива, 50% бензина и 60% сжиженного газа. При этом 40% дизтоплива мы покупаем у России, у Беларуси — треть, 10-15% выработали самостоятельно, остальное — импорт из других стран, например, из Румынии и из Литвы. На рынке бензина ситуация несколько иная: половину потребностей Украина выработала, 30% купили у Беларуси и 20% — у Литвы», — рассказывает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. То есть в группе риска — треть объемов топлива.

«По оптимистическому сценарию нужно найти 80-100 тысяч тонн, по пессимистическому — 150-180 тысяч. Успех этой непростой программы будет зависеть от того, насколько ответственно белорусские НПЗ и Белорусская нефтяная компания подойдут к информированию рынка о перспективах восстановления отгрузок», — считает Сергей Куюн.

«Очевидно, что в мае поставки из Беларуси в Украину будут существенно уменьшены. Рынок должен заместить большой объем дизельного топлива», — заявил Сергей Куюн.

3

Возникнут ли проблемы с наличием бензина и дизельного топлива?

Топливный эксперт, директор центра «Психея» Геннадий Рябцев призывает бизнес и автомобилистов не паниковать, поскольку о полном прекращении поставок речь не идет:

«Несмотря на проблемы, которые возникли, белорусская сторона заверила своих иностранных контрагентов, что выполнит все свои обязательства».

4

Чем заменить белорусское топливо?

Эксперты отмечают — Украина пока обеспечена достаточным запасом дизельного топлива. Его сформировали под посевную кампанию, которая в этом году сместилась на конец апреля из-за плохой погоды.

Бензин же, по словам Сергея Куюна, заменят украинским или импортом из Литвы и Румынии.

«Основными источниками поставок по замещению белорусских нефтепродуктов станет импорт по морю и, возможно, НПЗ «Укртатнафта», который сможет нарастить переработку. Также в мае сохранится высокий уровень прокачки российского дизтоплива нефтепродуктопроводом «ПрикарпатЗападтранс» — около 280 тыс. тонн», — подчеркивает Куюн.

5

Что подорожает: бензин и дизтопливо?

Сергей Куюн прогнозирует, что цена вырастет максимум до 2 гривен на одном литре: одна гривна — из-за колебаний на мировом рынке, еще одна — из-за перехода на альтернативные поставки дизтоплива в мае.

Однако, он объясняет, что подорожание вызывают не проблемы с поставками в Украину, а то, что на мировом рынке нефти уменьшились поставки из Ирана и Венесуэлы.

Напомним, Россия запретила экспортировать в Украину нефть, битумные нефтепродукты, асфальтовые смеси. Нефтепродуктов и угля запрет не коснулся — на них распространяется режим специальных разрешений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россия ограничила экспорт нефтепродуктов и угля в Украине. Эксперты уверяют — проблем не будет

Поделиться: