Мэр Киева Виталий Кличко во время пресс-конференции о политической ситуации в Киеве, 26 июля 2019 года
Фото:

EPA-EFE/SERGEY DOLZHENKO

Весь последний месяц продолжаются споры вокруг возможного распределения полномочий мэра Киева и главы Киевской городской администрации. Сейчас обе должности, согласно определению Конституционного суда от 2003 года, занимает Виталий Кличко.

Это не нравится президенту Владимиру Зеленскому и членам его команды, поэтому они настроены отобрать у мэра кресло главы администрации. И даже попросили правительство уволить Виталия Кличко.

30 июля руководитель Офиса президента Андрей Богдан во время брифинга обвинил мэра в зависимости от застройщиков и заявил, что планирует обратиться в правоохранительные органы для проверки фактов злоупотреблений столичной власти. На следующий день Виталий Кличко в ответ опубликовал фото с бывшим мэром Нью-Йорка, а ныне адвокатом Дональда Трампа Рудольфом Джулиани, с которым обсудил «важность развития местного самоуправления». Так мэр Киева продемонстрировал, что имеет связи в команде президента США, где были крайне недовольны назначением Андрея Богдана руководителем Офиса президента Украины.

Может ли Зеленский уволить Кличко, как в таком случае будет работать городской совет, и почему нынешняя система самоуправления в Киеве несовершенна — объясняет Громадское.

Может ли Владимир Зеленский уволить Виталия Кличко?

Да, но только с должности главы Киевской городской государственной администрации. Для этого при Януковиче в закон «О местных администрациях» даже внесли отдельный пункт — возможность увольнения глав администраций «по инициативе президента Украины».

При этом Виталий Кличко останется мэром до следующих местных выборов — досрочных или очередных.

Разве главы государственных администраций не должны слагать полномочия перед новоизбранным президентом?

Несмотря на то, что такое заявление на последней пресс-конференции сделал глава Офиса президента Андрей Богдан, в законе нормы об этом нет. Там сказано, что главы областных госадминистраций, в том числе и Кличко, продолжают осуществлять свои полномочия до назначения в установленном порядке новых руководителей местных государственных администраций.

Поэтому, если у Зеленского решат заменить главу КГГА, придется брать инициативу на себя — сначала уволить Кличко, а потом назначить нового главу.

Кто может быть главой КГГА?

У Кличко апеллируют к решению Конституционного суда от 2003 года, в котором сказано, что главой Киевской городской госадминистрации может быть только избранный мэр столицы.

Логика понятна: поскольку КГГА является исполнительным органом Киевского городского совета, то и возглавлять ее должен мэр. Как, например, Геннадий Кернес возглавляет исполком Харьковского горсовета или Андрей Садовый — исполком Львовского горсовета.

В Офисе президента считают, что решение Конституционного суда от 2003 года не актуально, поскольку с тех пор в закон «О столице Украины — городе-герое Киеве» несколько раз вносили изменения. И если президент решит назначить нового главу КГГА, то им может и не быть Виталий Кличко.

Почему важно контролировать КГГА?

Потому что она является исполнительным органом Киевского городского совета. Поясним на примере скандальной застройки в Протасовом Яру. В апреле 2007 года горсовет выделил фирме «БОРА» земельный участок (3,15 га) под застройку. Однако подготовкой документов, удостоверяющих право пользования землей занималось главное управление земельных ресурсов КГГА. Горсовет решает, городская администрация выполняет.

Виталию Кличко в двух ипостасях удобно, говорит эксперт по территориальной организации власти Юрий Ганущак — утром он как мэр принимает решение, а после обеда уже как глава КГГА оценивает его на предмет законности и запускает в работу. И ни какого тебе контроля.

С другой стороны, если КГГА будет возглавлять представитель президента, оппозиционно настроенный к избранному народом мэру, он сможет блокировать или саботировать решения городского совета. И тогда мэр столицы может превратиться в «английскую королеву», он сможет возлагать цветы, разрезать ленточки, но не будет влиять на процессы, происходящие в городе.

Есть ли выход из ситуации?

Юрий Ганущак убежден, что полномочия мэра и главы КГГА следует разграничить на законодательном уровне. Глава государственной администрации должен иметь исключительно контрольно-надзорные функции: следить за соблюдением местными властями Конституции и законов, принимать решения относительно объектов государственной собственности и координировать территориальные органы центральных органов исполнительной власти.

А Киевский городской совет получит свой исполнительный комитет во главе с мэром, который будет отвечать за реализацию решений, принятых депутатами Киевсовета.

Поделиться: