Бывший глава спецслужбы Израиля впервые публично намекнул на ее причастность к подрыву ядерной программы Ирана

Бывший глава Моссада Йосси Коэн. Июль 2017 года
Бывший глава Моссада Йосси Коэн. Июль 2017 годаHeidi Levine/Pool via AP

Йосси Коэн, глава Моссада — разведывательного управления Израиля — в течение 2015—2021 годов, заявил о причастности органа к разоблачению документов по ядерной программе Ирана в 2018 году и к ряду операций по ее саботажу. Это первое интервью, в котором об этом публично заявлялось.

Интервью было показано на израильском «12 канале» в четверг, 10 июня, а отрывки из него цитирует The Times of Israel.

В частности, Коэн прокомментировал раскрытие в 2018 году документов, которые якобы свидетельствовали о существовании иранского проекта по разработке ядерного оружия «Амад». Экс-глава Моссада заявил, что эта операция готовилась два года и к ней были привлечены 20 агентов — ни один из них не был гражданином Израиля.

Коэн заявил, что лично наблюдал за операцией из Тель-Авива: агенты якобы проникли в склад в Иране и взломали более 30 сейфов. Им удалось передать документы и выбраться незамеченными, но часть агентов потом эвакуировали из Ирана.

Но если об этой операции было известно и раньше, то о вероятной причастности Израиля к другим случаям саботажа ядерной программы Ирана Коэн рассказал впервые.


Длительное время ядерная программа Ирана ограничивалась соглашением, заключенным в июле 2015 года с участием США, России, Германии, Франции и Великобритании. Но в 2018 году США вышли из соглашения, заявив, что Иран ее не соблюдает, и возобновили санкции против него.

С января 2021 года Иран начал процесс обогащения урана до 20%. Его уже можно использовать в исследовательских и экспериментальных реакторах. Тегеран также заявлял о намерениях обогатить уран до 60%. Все это нарушает ядерную сделку.

Сам Иран всегда отрицал намерение создать ядерное оружие и говорит, что его программа имеет только мирные цели. Однако мировые державы не очень верят в это, поэтому собственно, и ввели санкции, которые отменили после заключения ядерной сделки.


Речь идет о взрыве на установке по обогащению урана в иранском городе Натанз в июле 2020 года и апреле 2021-го. Коэн заявил, что досконально знает все строение установки до расположения подвалов — вероятно, намекая, что там были агенты Моссада.

Прокомментировал он и убийство в ноябре 2020 года иранского ученого Мохсена Фахризаде, которого называли отцом ядерной программы страны. Прямо Коэн не подтвердил причастность Моссада к убийству (хотя этому уже есть много свидетельств), но заявил, что спецслужбы в течение годов за ним следили.

«Если человек имеет способность угрожать гражданам Израиля, он должна перестать существовать», — добавил он. Позже Коэн обмолвился, что в случае, когда такой человек «готов сменить место работы и не будет нам вредить», то его могут пощадить.

The Times of Israel отмечает, что интервью очевидно было согласовано, чтобы в нем не прозвучала секретная информация, а сам Коэн часто давал обтекаемые ответы. Но оно в любом случае является «наиболее откровенным интервью, которое когда-либо давал руководитель Моссада».