Центр со многими неизвестными. Как новый орган при СНБО будет бороться с фейками и дезинформацией

Украина усиливает борьбу с российской пропагандой. После введения санкций против Виктора Медведчука и закрытия пророссийских каналов его соратника Тараса Козака Совет национальной безопасности и обороны создал Центр противодействия дезинформации. Он должен начать работу уже на этой неделе. О создании новой структуры рассказал главный ньюсмейкер последних недель — секретарь СНБО Алексей Данилов. Но в медиасреде и у экспертов к созданию центра возникает много вопросов.
hromadske объясняет, что такое Центр противодействия дезинформации и что с ним не так.
Разведка, которая будет искать фейки?
Идею создания международного офиса противодействия дезинформации и пропаганде в Киеве президент Владимир Зеленский высказал почти полгода назад во время выступления на Генассамблее ООН.
Но начали с малого. На прошлой неделе, 11 марта, на своем заседании Совет нацбезопасности и обороны такой Центр создал. По словам Данилова, структура будет работать в Ситуационном центре аппарата СНБО в Офисе президента, а к его работе будут привлечены представители различных министерств и ведомств и даже сотрудники разведки:
«Это будет отдельный Центр, построенный по принципу Национального координационного центра по кибербезопасности, как комитет по разведке, который работает в аппарате СНБО. Там будет отдельный руководитель, он будет назначаться указом президента», — сказал секретарь СНБО.
Пресс-секретарь президента Зеленского Юлия Мендель говорит, что в работе центра также будут участвовать представители частных компаний. Однако о каких именно компаниях идет речь — не уточняет.
Центр со многими неизвестными
Главные вопросы возникают в отношении функционала центра. Кроме анализа информационного пространства, выявления фейков и дезинформации, неизвестно, будет наказывать Центр за ложь. Пресс-секретарь президента на этот вопрос отвечает так:
«Первая и самое главное задача — помогать людям отличать факты от дезинформации. Центр начнет работать, будут конкретные случаи дезинформации, и тогда станет ясно, кто и какие фейки распространяет, как с ними бороться и какие наказания будут предложены».
С таким подходом к работе Центра не согласны в Институте массовой информации и апеллируют к законам Украины.
«Очень размытые утверждения в том, что касается наказания за фейки. Извините, но есть законодательство Украины. Если вам сейчас непонятно, как бороться, какие есть механизмы, то как вы можете вообще создавать этот Центр? Из того, что мы наблюдаем, складывается впечатление, что пришли какие-то неофиты, которые в первый раз услышали о медиаграмотности, о дезинформации, и о законодательстве. Наверное, им еще только предстоит обо всем этом узнать», — сказала в комментарии hromadske исполнительный директор ИМИ Оксана Романюк.

Уровень борьбы — международный
В Офисе президента надеются, что украинский Центр противодействия дезинформации выйдет на международную арену.
«Президент рассчитывает, что центр будет работать на международном уровне, поскольку во многих странах к западу и к востоку от Украины есть проблема дезинформации», — говорит Юлия Мендель.
С помощью Центра Украина могла бы качественно присоединиться к международному сотрудничеству в информационной сфере, но концепция нуждается в доработке, утверждает Оксана Романюк:
«Если бы факты и наблюдения передавались международному сообществу от имени государства, такие исследования позволили бы Украине войти в круг стран, которые определяют отношение к ключевым событиям информационного пространства. Но меня интересует нечто большее, чем пафосные заявления. И я не получила ответа на вопрос, как это будет работать. Очень красноречиво было, когда не смогли ответить, как этот центр будет взаимодействовать с правоохранительными органами. Это признак того, что не хватает стратегического подхода, понимания и качественных консультаций со специалистами».
Попытка №2
Создать Центр противодействия дезинформации планировали еще в 2017 году во времена президентства Петра Порошенко, когда Министерство информационной политики возглавлял Юрий Стець. Это должна была быть отдельная структура, которая с помощью компьютерных программ и алгоритмов анализировала бы информационное поле и выявляла фейки. Но сейчас появились новые тенденции в распространении дезинформации, и центр должен их учитывать, считает бывший госсекретарь Министерства информполитики Артем Биденко:
«Такой центр должен быть, в первую очередь, органом управления программным комплексом, который бы позволял автоматизировать поиск дезинформации, выявление ее среди миллионов информационных сообщений и наработки рекомендаций для принятия решений. Сегодня дезинформация и пропаганда очень сильно изменились, и если раньше доминировали фейковые новости, то теперь появилось больше хаоса, который формирует определенное эмоциональное отношение к тем или иным феноменам. Аналитики часто не могут выделить такую информацию, а компьютеры по опосредованным признакам могут сказать, что это очень похоже на определенный дезинформационный проект».
Но аналитические центры, которые занимаются сбором информации, и так действуют и в Службе безопасности Украины, и в Министерстве внутренних дел, и в Национальном институте стратегических исследований, который выпускает аналитику на тему противодействия дезинформации.
«Что создается сейчас — мне не до конца понятно. Я могу высказать гипотезу, что, скорее всего, речь идет об определенных аналитических центрах при СНБО или при Министерстве культуры и информполитики. Логику их создания я не до конца понимаю, потому что такие аналитические центры уже существуют, и просто надо скоординировать их работу. А та задача, которая стоит сегодня, — программное выделение дезинформации — не решается просто созданием Центра как коллектива аналитиков, которые сидят в интернете и занимаются контент-анализом», — считает Биденко.
- Поделиться: