Электромобиль, рок и мировые финансы. Чего ожидать от новой руководительницы МВФ Кристалины Георгиевой

Новая руководительница Международного валютного фонда Кристалина Георгиева в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, округ Колумбия, США, 25 сентября 2019 года
Новая руководительница Международного валютного фонда Кристалина Георгиева в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, округ Колумбия, США, 25 сентября 2019 годаEPA-EFE/MICHAEL REYNOLDS

В МВФ — новая руководительница. 66—летняя болгарка Кристалина Георгиева официально приступила к исполнению обязанностей 1 октября. Международный валютный фонд впервые возглавила представительница страны с развивающейся экономикой.

«Это огромная ответственность — быть во главе МВФ во время, когда глобальный экономический рост продолжает разочаровывать, когда сохраняется торговая напряженность и долг на исторически высоком уровне», — сказала Георгиева.

Она стала всего лишь второй женщиной на этом посту за 70 лет существования МВФ. Георгиева заменила француженку Кристин Лагард, которая возглавляла организацию с 2011 года.

Сейчас Лагард выдвигают на должность главы Европейского центрального банка — окончательное решение будет принято на саммите ЕС.

Кто такая Кристалина Георгиева и чего от нее ожидать миру и Украине — читайте в материале hromadske.

Справка: Международный валютный фонд — это специальное агентство ООН, основанное в 1945 году. Главная задача фонда — заботиться о стабильности международной валютной системы, системы валютных курсов и международных платежей. Сейчас в МВФ 189 стран-участниц, каждая из которых вносит свою долю в финансирование фонда. Путем краткосрочных кредитных программ под низкие проценты он дает правительствам государств-заемщиков время, чтобы провести реформы и стабилизировать экономику. Взамен требует решительных и непопулярных реформ, чтобы убрать лишние расходы из бюджета и не допустить дефолта.

Кто такая Кристалина Георгиева?

Ездит на красной Tesla на работу и включает рок-музыку перед важными встречами — так пишет о ней журналист The Wall Street Journal. 66-летняя Георгиева активно коммуницирует в социальных сетях. В ее твиттер-аккаунте можно найти видео, где она вместе с коллегами из банка занимается йогой накануне рабочего дня или кулинарным делом после него, ездит с миссией в Бангладеш или пишет о гендерном многообразии как «ключе к созданию новых идей».

За таким современным мировоззрением и подходом стоит серьезная академическая база — Георгиева получила степень кандидата экономических наук, доктора и магистра политической экономики и социологии в Университете национальной и мировой экономики Софии. Впоследствии преподавала в Софии, Лондоне, Гарварде, Йеле, Массачусетсе, и это не полный перечень. Она написала более ста научных трудов, а ее диссертация касалась политики по защите окружающей среды и экономическому росту в США.

В 1993 году она начала свою карьеру в Группе Всемирного банка (пять международных организаций, предоставляющих ссуды бедным странам — ред.) сначала как экологический экономист для Европы и Центральной Азии, несколько лет работала как представитель учреждения России.

На несколько лет поменяв карьеру с экономической на политическую, успела поработать в Европейском Союзе как комиссар по международному сотрудничеству, гуманитарной помощи и реагированию на кризис, а потом — как вицепрезидент по бюджету и человеческим ресурсам. В 2017 году вернулась и возглавила Всемирный банк.

«Она может работать в очень сложных ситуациях и принимать решения на международном уровне, — рассказывает в комментарии hromadske ее бывший коллега, основатель Института рыночной экономики в Софии и профессор Софийского университета Красен Станчев. — Потому что нет более сложной институции, чем Европейский Союз. У Всемирного банка и МВФ более простая система принятия решений».

Он отмечает, что Георгиева достигла значительных успехов, работая во Всемирном банке: «Она успела увеличить капитал Всемирного банка на 10%, я думаю, что это и является главной мотивацией при выборе ее кандидатуры».

Кристалина Георгиева (справа) на международной конференции по вопросам здравоохранения в развивающихся странах, Осло, Норвегия, 6 ноября 2018 годаEPA-EFE/LISE ASERUD

Чего ожидать?

Говоря о своем назначении, Кристалина Георгиева сказала: «Мы не должны забывать о нашей долгосрочной цели — поддерживать устойчивые валютные, бюджетные и структурные политики, чтобы развивать более сильные экономики и улучшать жизнь людей. Это также означает работу над такими проблемами как неравенство, климатические вызовы и стремительные технологические изменения».

Эксперты верят, что она добавит важности этим вопросам, которые обычно воспринимаются как второстепенные для макроэкономического роста.

«Эти вещи, которые оказывают большое влияние на рост, стабильность и бедность, требуют сильного политического лидерства от МВФ, и сейчас больше, чем когда-либо», — рассказала Financial Times глава вашингтонского офиса конфедерации благотворительных организаций Oxfam Надя Даар.

Георгиева поставила перед собой три основных приоритета. Самый первый — минимизировать риски от кризисов, например, Брекзита, конфликтов, нестабильности потока капитала, и оказывать поддержку тем странам, которые действительно в этом нуждаются.

«МВФ должен продолжать равномерно работать со всеми странами, которые переживают трудности, и в то же время — больше внимания посвящать неустойчивым экономикам и тем, на которые повлиял конфликт», — сказала она.

Второй ее приоритет — сохранять финансовую прочность МВФ и поддерживать страны-члены в их усилиях по правительственным реформам.

Третьей основной задачей на посту Георгиева видит эволюцию самого фонда, чтобы тот отвечал нынешним и будущим вызовам, связанным, например, с демографическими изменениями, изменениями климата, искусственным интеллектом и тому подобное.

Из речи Георгиевой накануне голосования также понятно, что она сторонница жесткой экономической политики.

«Моя страна прошла через болезненное регулирование в 90-х, когда обратилась к МВФ с просьбой восстановить макроэкономическую стабильность как фундамент для роста, занятости и улучшения стандартов жизни. С тех пор на протяжении всей карьеры я преданно продвигаю суровые экономические политики», — сказала Георгиева.

В 90-х Болгария, как и другие бывшие страны соцлагеря, превращали свою экономику из командной, где все контролировало государство, в рыночную — и этот процесс проходил непросто. В обмен на необходимые займы от МВФ, Болгария была вынуждена провести сложные реформы, включая сокращение в государственном секторе, приватизацию государственных компаний и отказ от государственных субсидий.

Так же с МВФ сотрудничает Украина — еще с 1992 года. С тех пор государство могло получить около $70 млрд, впрочем, из-за невыполнения условий траншей получила только половину — чуть больше $30 млрд. Сейчас продолжаются переговоры о дальнейшем сотрудничестве — миссия МВФ в Украине завершила работу, так и не договорившись о новой программе.

Как отмечает Красен Станчев, вряд ли Георгиева будет привлечена к процессу переговоров с Украиной, ведь это задача специальной миссии.

«Я думаю, что она способна выбрать правильную команду от фонда, а на финальном этапе согласования, я считаю, она будет более или менее на стороне Украины», — сказал эксперт.