Глава Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) рассказал, почему «сработался» с Общественным советом добродетели

Глава ВККС Сергей Козьяков рассказал об отличиях между работой с Общественным советом добродетели (ОСД) и Общественным советом международных экспертов (ОСМЭ), а также объяснил конфликт с ОСД.

Вместе с ОСД Высшая квалификационная комиссия судей переатестовывала судей и проводила отбор судей в Верховный суд, Общественный совет неоднократно обвинял ВККС в одобрении кандидатур нечестных судей. В то же время, с советом международных экспертов, который участвовал в формировании антикоррупционного суда, у ВККС конфликта не было.

«И там и там та же самая комиссия работает. Но в случае с Общественным советом добродетели проблемы остались. В случае с Общественным советом международных экспертов, с которым мы создали Высший Антикоррупционный суд, у нас никаких проблем не было, и только комплименты, начиная от ОСМЭ до Международного валютного фонда», — сказал Козьяков в эфире «Нині вже»на hromadske.

Он отметил, что в состав ОСМЭ вошли судьи и прокуроры в отставке, самому старшему в частности был 81 год, а в ОСД — «от очень молодых людей» и до 50 лет.

«Но далеко не все юристы, значит другие подходы у нас были», — считает глава ВККС.

В то же время, он уточнил, что не называет членов ОСД непрофессиональными, а считает, что они очень старались.

Козьяков видит три причины, почему с ОСД комиссия конфликтовала, а с ОСМЭ — нет.

  • «Первое: там (в ОСМЭ — ред.) все юристы, по 30-40 лет работали, опытные. А там не все юристы. Опять же, другие составы, подходы»
  • «Второе: Процедуры очень отличались, так как вывод ОСД мы должны преодолеть не менее 11 голосами из 16. Кстати, у нас не всегда есть 16, вот сейчас у нас, например, 13».
  • «Третье: Отношение к общению. Я могу сказать, что нас очень удивило в начале работы, на вторую неделю кажется, когда ОСД вдруг устроил скандал по поводу одного момента по экзамену. Мы были очень удивлены неприятно, когда они вместо того, чтобы с нами сначала выяснить отношения по этой ситуации, она оказалась абсолютно нормальной через пару дней, они сразу устроили медиаскандал, и с этого собственно все началось. Могу сказать, что члены ОСМЭ ни разу не позволили себе такое отношение с профессионалами, такими, какие мы есть».

Он также отметил, что задачей ОСД и ОСМЭ было выявить нечестных судей, а первоочередная задача ВККС — создать суд, и это не значит, что они должны всех увольнять.

Козьяков добавил, что после вступления в силу нового закона о судебной реформе он потеряет должность и не планирует участвовать в конкурсе в новый состав ВККС.

Напомним, 6 марта Высшая квалификационная комиссия судей объявила финальный рейтинг претендентов на 78 вакантных должностей в кассационных судах в составе Верховного суда. В перечне победителей конкурса оказались 16 «нечестных» судей по версии Общественного совета добродетели.

На заседании 20 марта Высший совет правосудия одобрил 69 кандидатур, среди которых было 10 «нечестных». Таким образом, после заседания ВРУ 8 апреля в целом на назначение в Верховный суд подано 15 «нечестных» судей из 16, одобренных ВККС.

6 октября Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом президентский законопроект о судебной реформе.

Судебная реформа предусматривает сокращение количества судей Верховного суда с 200 до 100, вводит новый порядок формирования Высшей квалификационной комиссии судей, создает при Высшем совете правосудия комиссию добродетели и этики, а также расширяет список должностей, на которые распространяется люстрация.

Ранее посольство Канады и представительство ЕС в Украине раскритиковали ряд положений принятого законопроекта, в частности заявив о безосновательности сокращения количества судей Верховного суда и применения люстрации к членам Высшей квалификационной комиссии судей.

После вступления в силу закона весь действующий состав ВККС потеряет полномочия.