Госдума РФ приняла закон о признании СМИ иностранными агентами. Что это значит?
Государственная Дума России 15 ноября приняла во втором чтении законопроект, который позволяет причислять средства массовой информации к иностранным агентам. «За» проголосовали все присутствующие депутаты — 411 человек из 450. Законопроект позволит Министерству юстиции России признать иностранным СМИ любую «структуру», которая находится за границей и распространяет информацию на территории страны.
Государственная Дума России 15 ноября приняла в третьем чтении законопроект, который позволяет причислять средства массовой информации к иностранным агентам. «За» проголосовали все присутствующие депутаты — 414человек из 450. Законопроект позволит Министерству юстиции России признать иностранным СМИ любую «структуру», которая находится за границей и распространяет информацию на территории страны.
Громадское разбиралось, что представляет собой этот законопроект, и что он изменит.
Что означает статус «иностранного агента»?
Под «иностранным агентом» российское законодательство подразумевает некоммерческую общественную организацию (НКО), которая финансируется из-за рубежа и занимается «политической деятельностью».
Политическая деятельность» в данном случае означает финансирование любых политических кампаний, а также проведение «политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
То есть, это могут быть любые митинги и общественные акции. Закон определяет, что под «политическую деятельность» не попадают научная и культурная работа, и все организации, которые занимаются благотворительностью или помощью малоимущим.
НКО должны самостоятельно получить у Минюста статус «иностранного агента», войдя в общий реестр. Сейчас в нем зарегистровано 87 организаций. «Иностранные агенты» должны раз в год предоставлять финансовую отчетность и маркировать всю свою информацию, отметив, что она распространяется иностранным агентом.
А если не выполнять эти требования, что будет?
Могут оштрафовать, а могут и закрыть. Если НКО вовремя не подает всю нужную информацию — например, финансовую отчетность — на нее могут наложить штраф от 10 до 300 тысяч рублей (167 — 5000 долларов). Такие же штрафы грозят за распространение информации без маркировки.
За отсутствие НКО в реестре могут оштрафовать на сумму от 100 до 500 тысяч рублей (1677 — 8400 долларов).
Ну а если организация отказывается предоставить документы для внесения в реестр, руководителя могут осудить до двух лет лишения свободы, а саму организацию запретить.
В 2016 году так была ликвидирована правозащитная организация «Агора», которая занималась делами Олега Сенцова, Петра Павленского и участниц Pussy Riot. Суд посчитал, что «Агора» занимается активной политической деятельностью, отказываясь при этом регистрироваться как иностранный агент. В декабре 2016 года Верховный суд Татарстана удовлетворил требования Минюста, ликвидировав «Агору».
Павел Чиков,руководитель международной правозащитной организации «Агора» Фото: Facebook
Еще «иностранные агенты» могут столкнуться с проверками от надзорных органов. Например, если поступит информация, что НКО причастна к экстремистской деятельности. В 2013 году (спустя год после поправок в закон об инагентах) была устроена большая проверка организаций. В их список вошли, например, «Женщины Дона» и католическая церковь.
Что нового приняла Государственная Дума?
Раньше СМИ не маркировались как иностранные агенты. Согласно этому законопроекту, иностранным агентом может быть признана любая структура, которая распространяет информацию и получает финансирование из иностранного государства, а это необязательно только СМИ, под такое определение попадают даже социальные сети.
«Закон оперирует очень странными для российского законодательства терминами, — говорит Громадскому управляющийпартнер коллегии юристов СМИ в Москве Федор Кравченко. — Например, там используется термин «иностранная структура», а раньше мы говорили «иностранное юридическое лицо». И поэтому закон затрагивает кого-угодно».
В первую очередь, закон затрагивает филиалы иностранных СМИ — таких как «Радио Свобода», «Русская служба ВВС» и другие. Первый заместитель председателя фракции «Единой России» Андрей Исаев, комментируя закон, сказал, что помимо «Радио Свобода», под действие закона могут попасть Deutsche Welle, «Голос Америки», CNN. Под угрозой и российские СМИ, работающие за рубежом — например, «Медуза».
В Госдуме заявили, что принятие закона — вынужденная мера. Депутаты приняли его в качестве зеркального ответа Минюсту США, который обязал Russia Today зарегистрироваться в качестве «иностранного агента». «Мы этот закон принимать не хотели, это закон, которого могло бы и не быть. В России никогда не принимались меры, которые ограничивали бы свободу слова в любых ее проявлениях», — сказал перед голосованием вице-спикер Госдумы и бывший журналист «Первого канала» Петр Толстой.
Как будет работать закон на практике?
Неизвестно. Толстой заявил, что если издание не зарегистрируется как инагент, тогда «такое СМИ перестает работать на территории Российской Федерации».
Как это будет происходить — пока непонятно. Федеральный закон «О средствах массовой информации» гарантирует гражданам России «беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации» и запрещает напрямую блокировать сайты иностранных СМИ.
В то же время, для того, чтобы зарегистироваться в РФ как иноСМИ, нужно получить специальное разрешение. В нем может быть отказано по ряду причин — за подачу ложных сведений при регистрации или за экстремистскую деятельность. И пока неясно, как после поправок будет использована эта норма.
По мнению Федора Кравченко, в первую очередь пострадают те иностранные СМИ, у которых есть коррпункт в России. Их можно «достать на месте», выписав штраф и устроив проверки. Что касается блокировки сайтов, то, несмотря на то, что закон о СМИ запрещает это делать, Генпрокуратура такая норма никогда не останавливала, добавляет Кравченко.
В Госдуме напомнили, что максимальная санкция за отказ регистрации иностранным агентом — два года лишения свободы.
Что с этим законом не так?
Вопросов много. Закон дает слишком широкое определение понятию «иностранный агент». Правозащитники из Amnesty International объясняют, что теперь у Генеральной прокуратуры появится возможность произвольно блокировать доступ к веб-сайтам любых так называемых «нежелательных организаций».
Помимо этого, сильны и репутационные риски для СМИ. В России статус «иностранного агента» используется для демонизации общественных организаций, которые идут вразрез с политическим курсом страны. Этим активно занимаются федеральные каналы — из последних примеров можно вспомнить сюжет на канале «Россия 24» о радиостанции «Эхо Москвы». Сюжет назывался «Эхо Госдепа», в нем говорилось, что НКО, с которыми якобы сотрудничает радиостанция, «опаснее, чем ИГИЛ». Спустя две недели на заместителя главного редактора Татьяну Фельгенгауэр напали с ножом в редакции, а сами журналисты рассказывали, что регулярно получали угрозы.
По данным Amnesty International, за четыре года существования закона об инагентах, 27 НКО вынуждены были закрыться.
В большинстве случаях речь идет об организациях, которые помогают жертвам насилия или занимаются экологическим мониторингом.
Закон вступил в силу?
Законопроект должен рассмотреть Совет Федерации, потом его подписывает президент. Судя по тому, что его поддержали почти все депутаты Госдумы, закон, скорее всего, примут окончательно.
По мнению Федора Кравченко, вероятность внесения поправок, смягчающих закон, невелика. Скорее всего, в нем более четко пропишут все юридические нормы. Для СМИ это, наоборот, будет хуже — ведь тогда вероятность оспаривания закона почти исчезнет.
Читайте также этот материал на украинском языке.
- Поделиться: