Китай вот-вот станет ядерной сверхдержавой. Грозит ли миру новая гонка вооружений

Китайские баллистические ракеты DF-41 во время парада, посвященного 70-летию Коммунистической партии Китая, Пекин, 1 октября 2019 года
Китайские баллистические ракеты DF-41 во время парада, посвященного 70-летию Коммунистической партии Китая, Пекин, 1 октября 2019 годаAP Photo/Mark Schiefelbein

Китай строит около 250 новых пусковых шахт для межконтинентальных баллистических ракет. Об этом заявляют американские ученые, которые проанализировали спутниковые снимки.

США не раз пытались привлечь Китай к переговорам о сокращении стратегических наступательных вооружений. Пекин не соглашался — мол, его ядерный потенциал несоизмерим с американским или российским.

Но если информация о строительстве ядерных шахт соответствует действительности, то уже очень скоро ситуация изменится. И тогда баланс ядерных сил в мире коренным образом поменяется.

Находится ли человечество на пороге новой гонки ядерных вооружений и что с этим будут делать США и Россия — читайте в нашем материале.

Что случилось

В конце июля специалисты Федерации американских ученых (FAS) Мэтт Корда и Ганс Кристенсен опубликовали доклад о строительстве Китаем уже второй сети пусковых шахт для межконтинентальных баллистических ракет. Такой вывод они сделали после анализа спутниковых снимков.

Шахты строятся неподалеку от городского округа Хами на востоке Синцьзян-Уйгурского автономного района. Речь идет примерно о 110 объектах, расположенных на площади около 800 квадратных километров.

Перед публикацией этого доклада, в конце июня, ученые Центра исследования нераспространения имени Джеймса Мартина обнаружили на спутниковых снимках другое массовое строительство 120 ракетных шахт — в провинции Ганьсу автономного района Внутренняя Монголия.

Еще тогда американские специалисты говорили о «впечатляющем темп возведения» ядерных объектов в Китае.

«Ракетных шахт очень много. Их больше, чем мы ожидали увидеть», — рассказал CNN Джеффри Льюис из Центра исследования нераспространения.

Вместе с еще почти двумя десятками ракетных шахт, которые строятся в той же Внутренней Монголии в провинции Иланьтай, Китай в общей сложности строит где-то 250 таких объектов — это в десять с лишним раз больше, чем у него есть сейчас. Специалисты FAS называют это «самым существенным расширением ядерного арсенала Китая за всю его историю» и самым масштабным строительством ядерных объектов со времен гонки вооружений между США и СССР.

Эксперты FAS считают, что эти ракетные шахты предназначены для развертывания новых межконтинентальных баллистических ракет DF-41, которые Пекин впервые представил в 2019 году.

КНР не раскрывает технические характеристики этой ракеты, но американские аналитики из Центра стратегических и международных исследований предполагают, что она может нести до 10 ядерных боеголовок. В FAS же делают более скромную оценку — до трех. Но и в этом случае Китай сможет нарастить ядерный потенциал до 875 зарядов на ракетах подобного типа — против 175, которые он имеет сейчас.

Это меньше, чем у США и России (по оценкам Стокгольмского института международных исследований, обе страны имеют более 5500 боеголовок). Но существенно больше, чем у других ведущих ядерных держав — Франции и Великобритании (290 и 225 соответственно).

Какой-то одной причины наращивания ядерного потенциала Китаем специалисты FAS не выделяют. Они считают, что это и защита от потенциального первого удара США (новые шахты будут расположены достаточно далеко, чтобы их не смогли поразить американские крылатые ракеты), и отказ от доктрины «минимального сдерживания», которая определяет, что ядерный потенциал должен быть достаточен для ответа на удар, а не для наступления. А еще — вопрос национального престижа.

«Китай становится богаче и сильнее. У сверхдержав ракет больше, поэтому и у Китая должно быть больше ракет, чтобы поддерживать свой статус великой державы», — считают специалисты FAS. Неслучайно на праздновании 100-летия Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин заявил, что рост КНР — это «историческая неизбежность», а те, кто попытается страну «травить, подавлять или угнетать», «разобьют свои головы в кровь о великую стальную стену».

Китайские баллистические ракеты DF-41 во время парада, посвященного 70-летию Коммунистической партии Китая, Пекин, 1 октября 2019 годаAP Photo/Mark Schiefelbein

Почему это важно

Китайский ядерный потенциал привлекает внимание США уже не первый год. Еще с 2019 года, когда администрация Дональда Трампа заявила о намерении продлить договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3) с Россией, Вашингтон настаивал на привлечении к переговорам Китая. Но сам Китай участвовать не хотел: мол, пусть сначала Штаты сократят свой ядерный арсенал до уровня китайского, а потом уже можно будет и поговорить.

После прихода к власти Джо Байдена США решили продлить СНВ-3 без каких-либо предварительных условий. Что и произошло в феврале 2021 года. Но «китайский вопрос» никуда не делся — более того, США вместе с западными союзниками уже прямо говорят о КНР как о главной стратегической угрозе.

А если учесть, что точной информации о китайском ядерном потенциале нет, данные о строительстве более двух сотен ракетных шахт, без преувеличения, являются сенсацией. Так их характеризует в разговоре с hromadske директор Центра нераспространения ядерного оружия Полина Синовец.

«Все модернизируют ядерный потенциал, и Китай тоже, только на свой лад. Склоняюсь к тому, что новые шахты — это лишь укрепления ядерного потенциала, который будет соответствовать новому весу Китая как мирового игрока», — говорит эксперт.

А профессор Института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко Сергей Галака добавляет: это первое сообщение о китайской ядерной программе, содержащее конкретику. И оно вполне соответствует шагам КНР последних лет по развитию ядерного потенциала — усиление арсенала ракетами средней дальности, строительство ядерных подводных лодок и авианосцев.

«Если хотя бы на 50% соответствует действительности то, о чем говорят американские аналитические центры, то Китай через два-три года станет вторым [после России] государством, которое сможет физически уничтожить США. И в этом треугольнике китайская сторона будет равнозначна американской и российской в области стратегических вооружений», — отмечает Галака в разговоре с hromadske.

Американский интерес в сдерживании китайских ядерных амбиций понятен: межконтинентальные баллистические ракеты DF-41 (которые теоретически могут загрузить в ракетные шахты) способны преодолеть расстояние до 14 тысяч километров. А значит — поразить территорию США в течение 30 минут после запуска.

А что с того России — которая говорит о союзнических отношениях с Китаем и не скрывает враждебного отношения к Штатам? Сергей Галака напоминает: КНР и РФ союзники прежде всего потому, что это выгодно Пекину.

«Сейчас Китай устраивает Россия как сырьевой придаток, из которого по низким ценам экспортируется нефть, газ, металлы. Но рано или поздно Китай вернется к историческим претензиям — он заявляет свои права на где-то 4,5 миллиона квадратных километров территории», — отмечает эксперт.

Кроме того, уже сейчас на российскую территорию нацелены сотни ракет средней дальности. А потенциальный ядерный конфликт между Пекином и Вашингтоном неизбежно затронет и Россию.

«Если китайцы будут запускать свои ракеты по США из новых шахт, они все полетят над территорией России», — рассказывал «Новой газете» один из самых профессиональных российских специалистов в области ядерного разоружения Алексей Арбатов.

«Перед Россией стоят большие вызовы. И они не пойдут на сокращение ядерных зарядов без того, чтобы на каком-то этапе не подключить Китай, если он будет форсировать свои стратегические вооружения», — добавляет в беседе с hromadske Сергей Галака.

Президенты России и США Владимир Путин и Джо Байден во время встречи в Женеве 16 июня 2021 года. На этих переговорах лидеры России и США обсуждали, в частности, контроль над вооружениями и уменьшение рисков ядерной войныAP Photo/Patrick Semansky

Что будет дальше

США с Россией в конце июля начали анонсированные на саммите Байдена и Путина переговоры по стратегической стабильности. Их цель — «заложить основы для будущего контроля над вооружениями и мер по предотвращению рисков». Первые переговоры стороны оценили положительно и договорились продолжить консультации в сентябре.

И хотя тема Китая публично американцами и россиянами не озвучивалась, она с большой вероятностью ими обсуждалась.

Еще в 2020 году, когда представители США и России обсуждали продление СНВ-3, Москва предлагала привлечь к режиму контроля над ядерным оружием еще два государства «ядерного клуба» — Францию и Великобританию. Эта идея не лишена смысла, говорит hromadske Сергей Галака. Но добавляет: «Это вопрос будущего, может, средне- или долгосрочного, а Китай — ситуация острая».

Полина Синовец сомневается, что даже при условии загрузки Китаем всех ракетных шахт этого будет достаточно для присоединения к СНВ, а иначе Пекин не пойдет на переговоры. По ее мнению, реалистичен такой вариант:«США и РФ продолжают сокращать свои ядерные вооружения, тогда как Китай продолжает их наращивать — и все они в определенный момент достигнут паритета».

Вопрос лишь в том, как определить, когда именно наступит этот паритет. Ведь, как уже отмечалось, достоверной информации об объемах ядерной программы КНР нет.

Официально Китай не отрицал и не опровергал заявления американских аналитических центров о строительстве ракетных шахт. В китайских СМИ появлялись сообщения вроде такого: мол, это на самом деле ветровая ферма, а не ядерные объекты. Но в целом Пекин придерживается позиции, высказанной в начале июля в редакционной статье в провластной англоязычной газете Global Times:

«Китай не должен ни подтверждать, ни опровергать такие “разоблачения”, оставляя западным СМИ пространство для домыслов. Вот это и означает ядерное сдерживание. Так Китай даст отпор любым попыткам США подавить развитие китайского ядерного арсенала».