Лето и карантин. Как правильно адаптировать детей и подростков

Фрагмент плаката, нарисованного в рамках кампании «Чисто: информационное противодействие COVID-19», реализуемой Украинским Домом в сотрудничестве с художниками, дизайнерами и иллюстраторами. При поддержке Посольства США в Украине и в сотрудничестве с ОО «Цех экспериментальной культуры»
Фрагмент плаката, нарисованного в рамках кампании «Чисто: информационное противодействие COVID-19», реализуемой Украинским Домом в сотрудничестве с художниками, дизайнерами и иллюстраторами. При поддержке Посольства США в Украине и в сотрудничестве с ОО «Цех экспериментальной культуры»Чисто: информационное противодействие COVID-19

Три шага, которые помогут родителям, педагогам и молодежным работникам избежанить влияния пандемии на жизнь и здоровье детей и подростков.

Человеку нужен человек, а детям и подросткам, личность которых формируется — среда. В разных формах карантин в Украине продолжается с марта. В последние месяцы учебного года занятия проводились дистанционно. Крупнейшие молодежные организации с целью безопасности отменили свои летние активности: спортивные, танцевальные, художественные детские лагеря. В частности, Пласт — Национальная скаутская организация Украины отменила более 170 лагерей и путешествий, в которых должны были отдохнуть около 7 000 детей. Временно остановил свою деятельность и Артек-Буковель.

Привычные способы социализации для детей и подростков откладываются на неопределенный период. Существует вероятность, что и новый учебный год тоже может начаться онлайн, что вызвало волну возмущения у многих родителей, активно выступивших против дистанционного обучения.

Что нужно делать, чтобы помочь детям адаптироваться к возникшей ситуации?

Чисто: информационное противодействие COVID-19

Шаг 1 — Сохранение физического и ментального здоровья

Попробуем оттолкнуться от одного из базовых тезисов ВОЗ: нет здоровья без психического здоровья. Речь идет о том, что психическое здоровье является неким стержнем здоровья человека. Также оно очень тесно связано с нашим физическим самочувствием, ведь именно хронический стресс и гормональные изменения, которые он влечет за собой, часто являются или причиной, или фактором, усиливающим физические напасти.

Сердечно-сосудистые, кишечно-желудочные, даже вирусные заболевания будут значительно тяжелее и дольше продолжаться, если речь идет о стрессе. Работает эта связь и в другую сторону: недостаток физической активности и заботы о физическом здоровье приводит к ухудшению психического здоровья и может играть существенную роль в развитии психических расстройств.

Итак, психическое и физическое здоровье как взрослого, так и ребенка тесно связаны и требуют каждодневного внимания и заботы. Поэтому физическая активность, полноценный сон, сбалансированный рацион, навыки управления эмоциями, умение дружить и просить о поддержке, решать конфликты и многое другое не должно выпадать из поля внимания родителей. К сожалению, дети не научатся ни одной из этих вещей, если не будут иметь хорошего примера, хороших советов, анализа того, что удалось и что стоит сделать иначе, а также поддержки и поощрения.

Всегда ли родители способны быть и примером, и поддержкой? Нет. Порой мы сами не имеем определенных навыков и привычек, потому что не было примеров и поддержки. Поэтому и развиваться и учиться стоит вместе в детско-родительской команде. Особенно сейчас, когда общего времени стало больше. С чего начать? С того, чтобы отложить гаджеты и встретиться друг с другом в реальности. А дальше — время вместе, чтобы делиться опытом и поддерживать друг друга, совместная физическая активность, хобби, которое можно разделить, и много общения, основа которого — принятие и помощь в том, чтобы дети научились жить качественной и здоровой жизнью.

Чисто: информационное противодействие COVID-19

Шаг 2 — Безопасная социализация во время карантина

Во-первых, не стоит волноваться, что дети много потеряют от отсутствия общения со сверстниками. Карантинное время не будет потерянным, скорее оно является паузой, во время которой можно получить навыки, важные для той же социализации, а также немного отдохнуть от постоянного взаимодействия и общения. В школе, садике или спортивных группах, кроме друзей, есть и не совсем друзья, а те, с кем возникают конфликты или недоразумения.

На карантине такой круг сверстников можно ограничить, а следовательно — получать меньше стресса от общения, являющегося привычным для детей, хотя и не всегда заметным для взрослых. Сейчас дети и родители имеют большее влияние на выбор круга и способа общения, и, как результат, — меньше стресса от необходимости справляться с насмешками, пренебрежением, оскорблениями и прочим.

Можно организовать совместное время с теми, с кем общение является легким и психологически благоприятным (братьями/сестрами, кузенами, лучшими друзьями), например, на даче, в деревне или другим способом с относительным соблюдением правил карантинной безопасности. Также стоит не забывать об онлайн-общении. Еще одна важная вещь — больше общайтесь с детьми сами, ведь социализация — это не только сверстники.

Самые действенные стратегии разрешения конфликтов, постановки целей и их достижения, взаимоподдержки, стабилизации своего настроения и прочего дети берут у нас, у взрослых. Поэтому попробуйте сделать так, чтобы свободное от сверстников пространство заняли ресурсные и конструктивные взрослые. Возможно, ваш ребенок имеет замечательного старшего брата, с которым не было возможности общаться из-за занятости или наконец появилось время для онлайн-общения с носителем языка.

Чисто: информационное противодействие COVID-19

Шаг 3 — Возвращение в школу

Мы до сих пор не знаем, какой будет школа с нового учебного года, но понимаем, что опыт карантина помог развить много полезных навыков и показал преимущества и недостатки дистанционной работы. От этого и стоит отталкиваться. Я сейчас прошу своих маленьких клиентов и их родителей составлять такой перечень: что было хорошего во время карантина, такого, что хотелось бы оставить (давало силы, помогало учиться и развивать новые навыки, улучшало настроение), а что было такого, что не работало (ухудшало состояние, заставляло грустить, вызвало конфликты).

Дальше — думаем, как можно оставить хорошие карантинные вещи, какие ограничения будут сняты, и как защититься от недобрых, если карантин будет продлен. Считаю, каждой семье стоит составить такие свои перечни и иметь план действий на будущее.

Например, многие говорят о том, что наконец-то набылись вместе, наобщались, наобнимались, а, порой, и познакомились заново. Поэтому попробуйте подумать, как оставить этот опыт взаимодействия. Может, стоит каждые выходные устраивать семейные велопрогулки или балконные чаепития с разговорами.

Полезными могут быть полученные гигиенические навыки (мытье рук, чихание в сгиб локтя) или попытки разговаривать спокойно и без криков (ведь во время тихого разговора уменьшается распыление слюны).

Из неблагоприятного: ограничение личного пространства, большая контролирующая нагрузка на родителей, нехватка физической активности. Каждая из таких вещей является проблемой, для которой следует искать решение. Вряд ли мы вернемся к ограничению прогулок в парках, поэтому недостаток личного пространства и возможности уединения можно компенсировать прогулками или пробежками (это будет работать и на физическую активность), а родительский контроль может частично взять на себя сам ученик, дистанционный учитель или, например, бабушка, которая заодно овладеет вайбером или скайпом.

Чисто: информационное противодействие COVID-19

Материал создан в рамках кампании «Чисто: информационное противодействие COVID-19», которую реализует Украинский Дом в сотрудничестве с художниками, дизайнерами и иллюстраторами. При поддержке Посольства США в Украине и в сотрудничестве с ОО «Цех экспериментальной культуры». Кампания языке искусства рассказывает о безопасности и адаптации к жизни в условиях пандемии.

Автор: Виктория Горбунова, психолог, доктор психологических наук, психотерапевт и писательница