«Луценко распространял выдумки, чтобы казаться важным для США» — что мы узнали из показаний Курта Волкера в Конгрессе

Экс-спецпредставитель Госдепа по вопросам Украины Курт Волкер собирается дать показания в комитете Палаты представителей Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США, 3 октября 2019
Экс-спецпредставитель Госдепа по вопросам Украины Курт Волкер собирается дать показания в комитете Палаты представителей Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США, 3 октября 2019EPA-EFE/JIM LO SCALZO

Президент США Дональд Трамп не хотел встречаться с Владимиром Зеленским и говорил об украинцах: «Они ужасные люди, которые хотели меня сбросить (с поста президента — ред.)». На такую оценку Трампа повлиял бывший генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, который подливал масло в огонь в дискуссию о «коррупции» бывшего вице-президента США Джо Байдена и в американском посольстве. В конце концов глава Белого дома согласился на встречу с Зеленским, но только при условии, что тот в официальном сообщении вспомнит о компании Burisma, в которой работал сын Байдена. Тем не менее, команде Зеленского удалось уклониться от выполнения этого требования.

Подробности об отношении Трампа к Украине и интригах Юрия Луценко, который несмотря ни на что хотел сохранить должность генпрокурора при новом президенте, мы узнаем из показаний Курта Волкера — бывшего спецпредставителя США по Украине. Стенограмма его допроса в Конгрессе обнародована 5 ноября. Hromadske прочитало 425 страниц документа.

Действующие лица

Допрос Волкера состоялся 3 октября этого года в рамках расследования относительно возможного импичмента президента Трампа. Конгрессмены 10 часов допрашивали Волкера за закрытыми дверями. Полная версия его допроса стала публичной только месяц спустя.

Кроме 360 страниц стенограммы допроса, опубликованы еще 65 страниц расшифровок телефонной переписки между американскими дипломатами — Волкером, послом США в ЕС Гордоном Сондлендом, а также постоянным представителем США Уильямом Тейлором, и украинскими должностными лицами — помощником президента Андреем Ермаком, Вадимом Пристайко — в то время заместителем главы Офиса президента, а затем министром иностранных дел, бывшим секретарем СНБО Александром Данилюком и другими. Еще один участник переписок — адвокат Трампа Рудольф (Руди) Джулиани.

В материалах говорится также о переговорах с Москвой и подробностях встреч украинских политиков с американскими чиновниками.

Посол США в ЕС Гордон Сондленд направляется на процедуру дачи показаний в комитет Палаты представителей Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США, 17 октября 2019 годаEPA-EFE/SHAWN THEW

Призрак Burisma

Свидетельство Курта Волкера довольно однообразно. Конгрессмены пытались вытащить из дипломата информацию о том, что условием встречи Зеленского с Трампом, а затем и предоставления Украине военной помощи, было согласие Киева расследовать конспирологические теории, связанные с Украиной.

Речь идет о якобы вмешательстве Украины в президентские выборы США 2016 года и «коррупции» потенциального конкурента Трампа на предстоящих президентских выборах Джо Байдена. Адвокат Трампа хотел, чтобы украинцы расследовали деятельность нефтегазовой компании Burisma, членом правления которой в 2014-2019 годах был сын Байдена, Хантер.

Волкер объяснил, что до победы Зеленского весной этого года украинская команда пыталась организовать встречу с Трампом. И хотя еще 29 мая президент Украины получил приглашение посетить Белый дом, в нем не было даты. Далее, в течение двух месяцев, велись переговоры.

В частности, Руди Джулиани дал понять, что условием встречи является публичное упоминание Зеленского о Burisma и «вмешательстве в выборы». Это условие впоследствии подхватил и сам Волкер, а также посол США в ЕС Сондленд. Украинская сторона — а в этой коммуникации больше всего участвовал Андрей Ермак — соглашалась на общие фразы о расследовании коррупции без упоминания компании, в которой работал сын Байдена. Сондленду этого было недостаточно. Переговоры продолжались до пресловутого звонка Трампа Зеленскому 25 июля этого года и продолжились после него.

Слева направо: министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко, помощник президента Украины Андрей Ермак и президент Владимир Зеленский, Нью-Йорк, США, 24 сентября 2019 годаОфис президента Украины

Из расшифровки телефонной переписки видно, что уже в августе, после встречи с Джулиани и беседы с Трампом, Андрей Ермак не согласился на то, что Зеленский должен упомянуть о Burisma, и согласовывал с Волкером формулировку. Текст будущего заявления президента Украины Ермак направил Волкеру 12 августа этого года. Это единственная фраза на русском языке в переписке между Ермаком и Волкером, которая в целом велась на английском.

Отдельного внимания заслуживает проблема вмешательства в политические процессы в Соединенных Штатов, в том числе при возможном участии некоторых украинских политиков. Хочу заявить о недопустимости подобной практики. Мы намерены обеспечить и довести до конца прозрачное и беспристрастное расследование всех имеющихся фактов и эпизодов, что, в свою очередь, предотвратит такие проблемы в будущем.
скриншот из обнародованного документа показаний Волкера в Конгрессе США в рамках расследования по поводу импичмента Трампа

Волкер обсудил этот текст с послом США в ЕС Сондлендом, на что тот отметил, что «Руди (Джулиани — ред.) считает это неубедительным». После чего добавил, что адвокату Трампа надо очень конкретное упоминание о Burisma и вмешательстве Украины в выборы. Волкер со временем отписал Сондленду, что считает его идею плохой.

На следующий день, 13 августа 2019-го, Волкер прислал Ермаку такой вариант текста:

Особое внимание стоит уделить проблеме вмешательства в политический процесс в США, в частности, возможному вмешательству некоторых украинских политиков. Хочу отметить, что это недопустимо. Мы хотим провести полное, прозрачное и беспристрастное расследование всех фактов и эпизодов, в том числе и по Burisma и выборам в США в 2016-м, которое может предотвратить такие проблемы в будущем.
скриншот из обнародованного документа показаний Волкера в Конгрессе США в рамках расследования по поводу импичмента Трампа

По словам Волкера, Ермак не был удовлетворен идеей вспоминать конкретные компании.

Поэтому в финальной версии текста от Ермака не было ни слова «Burisma», ни слова «выборы». Если украинская сторона и согласилась вспомнить расследование «вмешательства» Украины в 2016-м, то без упоминания слова «выборы».

Волкер пытался объяснить конгрессменам, что не видит большой проблемы в упоминании компании, потому что сама Burisma была коррумпирована и не было проблем с тем, чтобы расследовать ее деятельность, тогда как «никто не требовал вспоминать расследования Байденов». Например, даже ссылаясь на заметки телефонного звонка между президентами, Волкер указывает, что Зеленский сказал, что речь идет о расследовании по поводу «компании».

Слева направо: помощник президент Украины Андрей Ермак, президент Владимир Зеленский, министр иностранных дел Украины Вадим Пристайкоскриншот из обнародованного документа показаний Волкера в Конгрессе США в рамках расследования по поводу импичмента Трампа

Конгрессмены же постоянно уточняли, не считает ли Волкер, что говоря о Burisma, украинцы понимали, что дело именно в Байдене.

Вопрос о том, когда будет согласована дата визита, украинские политики в августе-сентябре 2019 года ставили буквально каждый день, и каждый день Тейлор, Сондленд или Волкер должны были объяснять, что новостей нет.

Несогласованный текст

В сентябре 2019-го анонимный обличитель сообщил подробности телефонного разговора Трампа и Зеленского (состоялся 25 июля). За несколько дней стало известно, что Белый дом опубликует текст этого разговора, и Андрей Ермак всячески просил Волкера предоставить украинской стороне этот документ до его опубликования.

Советник президента Украины также предлагал встретиться раньше. В конце концов, госсекретарь США Майк Помпео лично сказал, что это «к сожалению» невозможно. Волкер объяснил конгрессменам — он лично считал, что было бы лучше, если бы украинская сторона увидела заметки заранее.

Госсекретарь США Майк Помпео (справа) слушает обращение президента США Дональда Трампа (слева) в Белом доме в Вашингтоне, округ Колумбия, США, 23 октября 2019 годаEPA-EFE/SHAWN THEW

Нелюбовь Трампа и конспирология Луценко

В своих показаниях Волкер подчеркивал: большой проблемой было то, что Трамп не любил Украину. По его словам, «негативное отношение» президента США было очевидно еще во время первого визита в Вашингтон пятого президента Украины Петра Порошенко. Визит состоялся в июне 2017 года, Волкер отметил, что негатив усиливал адвокат Трампа Рудольф Джулиани. Впоследствии ему начал подыгрывать тогдашний генпрокурор Украины Юрий Луценко.

Его фамилия в стенограмме упоминается очень часто. Неоднократно и буквально одними и теми словами Волкер характеризует Луценко как «ненадежного человека, который распространяет выдумки, чтобы остаться на своей должности при президенте Зеленском», а также чтобы в дальнейшем избежать расследований своей работы в Генпрокуратуре Украины. Речь идет о публичных заявлениях и интервью Луценко «об украинском вмешательстве в выборы в США в 2016-м».

По моему мнению, генпрокурор Луценко действовал в собственных интересах, откровенно распространяя выдумки, для того чтобы казаться важным для США, чтобы сохранить работу. Он должен был уйти после выборов нового президента. Это было очевидно. Это было еще до избрания Зеленского, но было очевидно, настолько тот популярен. Его [Луценко] назначил предыдущий президент Порошенко, и, думаю, было несколько мотивов — но, думаю, самый важный — оставаться в должности, чтобы предотвратить расследование против себя вещей, которые он мог совершить как генпрокурор.

Волкер рассказал Конгрессу, что по просьбе Ермака помог тому встретиться с Джулиани в августе 2019-го в Мадриде. Свою помощь он объяснил тем, что надеялся, что таким образом Луценко перестанет влиять на команду Трампа и распространять информацию в собственных интересах.

О том, что Луценко нельзя доверять, Волкер сказал Джулиани лично, во время личной встречи в августе. Кстати, на этом завтраке присутствовал и американский бизнесмен украинского происхождения Лев Парнас, который впоследствии был задержан.

Также Волкер объясняет свои действия и активную коммуникацию с Джулиани тем, что якобы хотел действительно убедить окружение Трампа и самого Трампа, что «Зеленский — реальный реформатор», и на этот раз те должны помочь украинцам.

Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко во время пресс-конференции JIT по расследованию катастрофы MH17, Ньювегейн, Нидерланды, 19 июня 2019 годаEPA-EFE/ROBIN VAN LONKHUIJSEN

60 страниц чатов в Whatsapp

Больше подробностей коммуникации американских дипломатов и команды Зеленского при посредничестве Джулиани содержат 100 страниц телефонных переписок между ними.

  • В июле 2019 года Волкер встречался с главой Офиса президента Андреем Богданом. Также в эти дни Волкер виделся с большим количеством украинских чиновников в Торонто, где проходила Конференция реформ. И если Зеленский был готов к звонку Трампа, в частности — говорить о борьбе с коррупцией и расследовать дело выборов (не называя это именно так), Богдан опасался, что звонок заменит визит президента Украины в Вашингтон.
  • Андрей Ермак помогал Курту Волкеру организовать встречу в Москве с Дмитрием Козаком — заместителем главы правительства России, который курирует Донбасс и Крым.
  • В коммуникации с Ермаком Волкер поднимал вопрос, прежде всего, отношений с Джулиани. Вопросы, связанные с конфликтом на Донбассе (прямая зона ответственности Волкера), он обсуждал с Вадимом Пристайко. Тот также объяснял, что есть определенные результаты в отношениях с Россией. В частности, что Украина хочет договориться с немецким канцлером Ангелой Меркель об «обновлении Минска», а Париж все же готов принять саммит в нормандском формате в середине сентября 2019 года.
  • Отдельная тема — задержка с предоставлением Украине военной помощи США. Американские дипломаты всячески скрывают от украинской стороны, что с помощью происходит что-то непонятное. Объясняют, что все в порядке. Но все-таки в конце августа Вадим Пристайко направляет Волкеру ссылку на статью в журнале Politico, что задержка действительно есть. Только тогда Волкер это признает. Через несколько дней помощь была разморожена после письма Трампа к американским сенаторам.

Есть и момент, в котором Волкер оправдывается перед Пристайко в ситуации, когда в июне 2019-го он прокомментировал решение России не выдавать моряков. Тогда произошел небольшой скандал, когда занимавший в тот момент должность министра иностранных дел Павел Климкин прислал ноту МИД России без согласования с администрацией президента. Некоторые СМИ восприняли комментарий Волкера как поддержку Климкина, что сам Волкер отрицал.

Экс-спецпредставитель Госсдепа по вопросам Украины Курт Волкер, министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко, временный поверенный в делах США в Украине Уильям Тейлорскриншот из обнародованного документа показаний Волкера в Конгрессе США в рамках расследования по поводу импичмента Трампа

Из переписки временного поверенного в делах США в Украине Уильяма Тейлора и Волкера следует, что в мае 2019-го после того, как посла Мари Йованович отозвали, Волкер уговаривает Тейлора все-таки приехать в Украину, хотя тот вспоминает, что очень сложно что-то делать, если есть «змеиное гнездо и в Вашингтоне, и в Киеве».

Во всех этих документах лишь несколько раз вскользь упоминается имя Игоря Коломойского. Но также Тейлор и Волкер говорят о встрече с занимавшими в то время должности заместителей главы Офиса президента Алексеем Гончаруком и Русланом Рябошапкой, на которой Волкер и Тейлор должны были предложить посмотреть на документ о борьбе с олигархией в Украине. Впрочем, дипломаты уточняют, что важно, чтобы предложения не были навязаны.

На двух страницах изложена концепция «Слома олигархической системы благодаря антимонопольным реформам». Речь идет о том, что залогом могло бы быть принятие парламентом жесткого антимонопольного законодательства по европейскому образцу, запрет одному игроку на рынке контролировать целый сектор, говорилось там и о возможной амнистии, связанной с приобретением таких активов в случае выполнения всех требований, но не освобождение от преследования за уголовные преступления.

В общем же показания больше сосредоточены именно на разговоре Трампа и Зеленского, роли Руди Джулиани и коммуникации. Конгрессмены хотят разобраться, есть ли основания для импичмента. В своих ответах Курт Волкер позволяет себе откровенность в характеристике определенных политиков, например, Луценко, однако всячески избегает того, чтобы озвучивать под присягой то, что бы указывало на критику президента Трампа и его команды. Экс-посланник пытается создать впечатление, что долгое время не связывал упоминания Джулиани о Burisma с Байденом, а согласился поддерживать альтернативный канал коммуникации (Ермак-Джулиани, Сондленд-Джулиани), так как считал, что таким образом может поколебать категорическую неприязнь Трампа к Украине.