Настя Иванцова

Дешевая одежда, массово производимая в мире, стала вторым по объему загрязнителем планеты, подсчитали экологи. Поэтому сейчас набирает популярность так называемое этическое потребление и сознательные бренды. Что это за производители и спасут ли они планету?

Семь раз примерь, один раз купи

Искусственная шубка на одну зиму, недорогой синтетический шарф и платье по распродаже, которое может стоить, как завтрак в кафе. Недорогие вещи, которые продаются в масс-маркетах и ​​актуальны только один сезон, получили название «fast fashion» — «быстрая мода». Впрочем, именно они загрязняют планету больше всего. Ежегодно в мире производят 5 млн тонн текстиля — им, к примеру, можно было бы нагрузить около 100 тысяч железнодорожных вагонов. И именно эта промышленность вызывает 20% загрязнения воды в мире, говорится в отчете Всемирного банка. Это делает ее вторым по объему загрязнителем воды на планете.

Кроме того, чтобы изготовить вещь стоимостью в несколько долларов, производители одежды используют низкооплачиваемый труд — чаще всего, в странах Азии. Но и в Украине есть такие цеха.

Поэтому в мире ширится тренд этического потребления и сознательных брендов.

«Для меня составляющие сознательного бренда —  это ткань, работа, позиционирование и честность с клиентом. То есть ты можешь знать и видеть, кто произвел твою одежду», —  рассказывает Олеся Вершигора, соучредительница платформы Sustainable Fashion Pad.

Эта общественная платформа пропагандирует этическое (или сознательное) потребление и пытается познакомить бренды с такой идеологией. К сознательному потреблению, говорит девушка, прежде всего относится переосмысление своих потребностей, отказ от «одноразовых» вещей, покупка у того производителя, который способен раскрыть путь своего товара от пошива до магазина. Часто в понятие «сознательного потребления» добавляют еще и отказ от натуральной кожи и меха. Олеся объясняет, что вещь, изготовленная ​​из качественного и не токсичного материала, с использованием хорошо оплачиваемой работы, не может стоить дешево. И для себя девушка нашла формулу как ходить за покупками — нужно подсчитывать потенциальное количество использований того или иного товара.

«Ты понимаешь, что потенциально ты можешь надеть футболку с какого масс-маркета раз шесть. Ты разбиваешь цену на это число и понимаешь, сколько тебе один выход будет стоить. Плюс к этому можно добросить пару гривен на стирку. Футболки подороже — когда ты чувствуешь на ощупь качество, понимаешь, что наденешь ее больше — пусть она будет стоить вдвое дороже, но ты можешь ее надеть 50 раз, а не шесть. Вот здесь уже экономия, ты ее в расчетах можешь увидеть», — делится своей системой Олеся Вершигора из Sustainable Fashion Pad.

Співзасновниця платформи Sustainable Fashion Pad Олеся Вершигора, Київ, 14 січня 2019 року

Соучредительница платформы Sustainable Fashion Pad Олеся Вершигора, Киев, 14 января 2019 года. Фото: Андрей Рогозин / Громадское

«Сознательное потребления» — не панацея?

В теории все кажется просто: покупаешь меньше, платишь больше, используешь дольше. Впрочем, проблемы есть даже с сознательным потреблением. Ведь даже на изготовление одежды и аксессуаров из натуральных материалов и с соответствующей оплатой труда уходит много ресурсов.

Например, вы отказались от пластиковых пакетиков и решили ходить с модной эко-сумкой, чтобы складывать покупки в магазине в нее, а не в шуршащий одноразовый пакет. Но исследование Министерства окружающей среды и продовольствия Дании 2018 года показывает, что ресурсы на создание одного пластикового пакета так малы, что вам придется использовать свою эко-сумку 7100 раз, чтобы она хотя бы оправдала свое существование.

Екатерина Давыдова, основательница магазина одежды в Киеве, также пропагандирует сознательное потребление. И своим клиентам она рассказывает и о его подводных камнях. Мол, этическим для всех быть невозможно.

«С материалами вот какая возникает проблема: с точки зрения защитника прав животных этическим является искусственный мех и кожа. Но они абсолютно неэтичны с точки зрения ресурсов. Потому что они все производятся из нефти. Этот ресурс невозобновляемый, производство вредное, опасное, энергоемкое», — рассказывает Екатерина Давыдова.

Впоследствии любой синтетический материал начинает выделять микропластик, который через воду попадает в человеческий организм. Его воздействие на человека пока не исследовано.

А вот выращивание хлопка, из которого делают натуральную ткань, требует много воды для полива. А это может вызвать недостаток такого важного ресурса в развивающихся странах. Например, с поливом хлопка, в частности, была связана экологическая катастрофа Аральского моря.

Засновниця магазину одягу у Києві Катерина Давидова, Київ, 16 січня 2019 року

Основательница магазина одежды в Киеве Екатерина Давыдова, Киев, 16 января 2019. Фото: Андрей Рогозин / Громадское

Вторая жизнь

Выходит, у всего производства есть своя темная сторона. Как можно ее минимизировать?

Екатерина Давыдова дает своим клиентам главный совет — определить для себя лично критерии сознательного потребления, которых вы готовы придерживаться. А еще покупать вещи, чтобы носить их всю жизнь, а может, и отдавать их потомкам.

Такого же мнения придерживается и Ника Федоринчик, владелица магазина винтажных вещей в Киеве. Платья, блузы и аксессуары возрастом 40-80 лет Ника привозит в магазин со всего мира. Главные требования к вещам — уникальность и превосходное состояние. Цену для каждой вещи девушка определяет индивидуально, обычно цена стартует от 300 гривен ($10,85) за платье и может достигать 3 тысяч ($108). Ника признается, что сейчас 80% всего ее личного гардероба — это винтаж.

«Для меня винтажная мода это в первую очередь способ самовыражения и сохранения окружающей среды. Потому что вместо того, чтобы покупать вещи, изготовленные сейчас, мы не тратим природные ресурсы, мы используем то, что уже было сделано. Мы продлеваем жизнь тем вещам, которые уже существуют», — делится своими взглядами владелица магазина винтажной одежды Ника Федоринчик.

Рассказывает, в ее магазине покупают вещи не только те, кто увлекается ретро-культурой, но и те, кто не может найти свой фасон в масс-маркете.

Власниця магазину вінтажних речей у Києві Ніка Федорінчик, Київ, 16 січня 2019 року

Владелица магазина винтажных вещей в Киеве Ника Федоринчик, Киев, 16 января 2019. Фото: Громадское

Кроме винтажных магазинов, в Украине работают еще и благотворительные. Например, «Ласка» в Киеве. Она работает уже 6 лет. Принцип таков: люди приносят ненужные им вещи в магазин. Работники их сортируют и 80% отдают бесплатно — на благотворительность.

Остальные продают в магазине. Примерно треть из заработка идет на содержание магазина и заработные платы, остаток денег передают в благотворительные фонды.

Тренд уменьшить потребление новых вещей сейчас активно распространяется по Европе. Например, в Нидерландах открыли так называемую «библиотеку одежды». Здесь клиенты могут купить подписку на месяц, за которую получают баллы. Например, кофточка за 50 баллов или платье за ​​100 баллов. В зависимости от количества баллов в подписке, можно брать вещи и обменять их на другие когда заблагорассудится.

Этот материал также доступен на украинском языке

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Поделиться: