«Надо выводить детей, потому что еще раз бахнет — все останутся там». Репортаж из Ржищева

В ночь на 22 марта россия атаковала Украину 21 ударным дроном—камикадзе. 16 из них сбили силы ПВО. В нескольких регионах прогремели взрывы, в частности в Ржищеве Киевской области. «Шахеды» попали в два общежития и учебный корпус профессионального лицея — частично разрушили здания, люди оказались под завалами. Журналистка hromadske поехала на место происшествия.
Ржищев — в 80 километрах от столицы. Небольшой спокойный город на холмах на правом берегу Днепра с населением семь тысяч человек. В поврежденные здания, где работают спасатели, не пропускают: пожар потушили, продолжается разбор завалов. На часах 13:00, известно о четырех погибших.
«У нас год назад истребители над головами постоянно летали, мы боялись тогда очень. А потом утихло: уже думали, не затронет нас. А оно вот как получилось... Я проснулась от непонятных звуков, — рассказывает женщина за 50, которая живет недалеко от общежитий. Из окна ее дома видны обгорелые корпуса. — Думала, на мопеде кто-то едет, салюты пускают. А потом бабах, бабах! Четыре прилета!»
Ржищевчанка расстроена: в этой трагедии погиб муж ее коллеги-преподавательницы, работавшей в лицее. Семья жила в одном из общежитий. Женщину и сына забрали в столичные больницы.
«В нашем лицее мало детей учится. Когда-то было и по 500-600 душ, в общежитиях жили студенты и наши работники. А сейчас много свободных квартир: живут молодые семьи с детьми, немало переселенцев. И вот по ним прилетело. Когда уж того путина повесят?» — сердится она.
Прохожу между хатами и выхожу как раз напротив лицея. Он и три общежития — вдоль дороги, которая лежит внизу между холмами, место хорошо просматривается. Разве что старые лапатые ели прикрывают стены. Удар «шахеда» пришелся по стене у центрального входа. Но надпись сохранилась — ГОУ «Ржищевский профессиональный лицей». Два из трех этажей посередине обрушились. В проломе работает техника, вынимают блоки. Там внизу люди.
Группа местных женщин, у нескольких заплаканные глаза, ждут завершения поисковой операции. Говорят неохотно, смотрят подозрительно, спрашивают удостоверение.
«Кацапы били целенаправленно четыре раза. Сначала мы считали, что, может, целились в подстанцию, что тут неподалеку, но она не такая масштабная. Ну остался бы Ржищев без света, то для русни это фигня. А вот ударить по детям — это им радость. Может, кто-то и навел, всякое уже думается. У нас здесь некоторые ждут “русского мира”».
Женщина в красной куртке, с рыжими короткими волосами не скрывает отчаяния. Под завалами лицея — ее подруга.
«Всех студентов во время каждой воздушной тревоги уводили в убежище под лицеем. Днем это делали преподаватели, мастера, а ночью коменданты. Местные дети ночуют дома, а иногородних мы водили по очереди (она — одна из восьми комендантов общежитий, — ред.). Этой ночью я спала дома, звуки тревоги на телефоне выключила. А потом дом как подкинет: поднялся и опустился. Прибежала я сюда после пяти утра», — рассказывает она сквозь слезы.
В ночь атаки с детьми была ее подруга Наталья. Известно, что она и еще одна комендантка — тоже Наталья — повели студентов в убежище. И сами были с ними. После взрывов дети вышли. Утром их забрали домой родители. Со всеми, кроме одного юноши, есть связь. Его мать и бабушка с нетерпением ходят вдоль ограды на территории учебного заведения. Подойти к ним не удается: полиция не пропускает. Возле них и родственники коменданток Наталий. Они тоже не вышли из подвала.
«Еще утром ее телефон был включен, а это сел. Я больше ничего не хочу, только бы ее нашли целую и живую. Буду здесь, пока ее не увижу», – надеется подруга.
Местные жители не покидают место трагедии. Садятся под домом напротив лицея, на прошлогодней траве на склоне, переходят от одной группы людей к другой. Обсуждают в который раз, как били «шахеды», как упали и сложились стены и лестницы. И все не сводят глаз с лицея, окруженного спасательной техникой.
Охранник, 56-летний Юрий Анатольевич, минувшей ночью дежурил в учебном заведении. У него тяжелые руки и усталые глаза. Не спит вторые сутки.
«Тревога прозвучала в 12 ночи. Детей отвели в подвал, их было около 30. Я спустился, проверил, все ли в порядке: с ними две комендантки, значит, все ок. Сам никогда не остаюсь в убежище. Если прилет — быть сверху, разгребать или вызвать помощь. Оно так и вышло. Услышал в три ночи, что летит тот “шахед” на нас, а куда именно — черт его знает. Был как раз на улице, когда бабах! Прилетело в общежитие, загорелось. А потом уже и в лицей попало. Пугаться было некогда: люди кричат, дурдом, а я знаю, что у меня же дети! Заглянул к ним, два из трех выходов завалены. Да, надо выводить, потому что еще раз бахнет — все останутся там», — рассказывает охранник.
Он скомандовал студентам идти за ним в поле за лицеем. Гаркнул: «Ложись!»
«Дети повели себя идеально. Без психов, шума, организованно вышли, легли. Там мы услышали еще два прилета. А на рассвете уже были маршрутки от городского совета, детей вывезли», — говорит Юрий Анатольевич.
Что произошло с комендантками и пропавшим юношей, мужчина не знает. Говорит, что, когда выводил детей, в убежище их не было. Подозревает, что вышли через вестибюль заведения и их завалило там. Позже эти догадки подтвердил спасатель: одну из женщин увидели в вестибюле, зажатую плитами. Но добраться до нее можно, только разобрав завалы.
На часах 15:00. Число погибших увеличилось до шести. Это все люди, которых достали из общежитий.
Пятиэтажные здания общежитий рядом с лицеем. За ними два старых заброшенных дома, СТО, напротив — лес. Здесь заканчивается Ржищев. В двух общежитиях почти полностью снесены 4 и 5 этажи. Дома с выбитыми стеклами, стены обгорели. Местные говорят, что многих жителей ранило, вся семья одного из сотрудников лицея получила ожоги, одному мужчине оторвало ногу, он умер. После первого взрыва люди начали бежать в убежище под общежитием и в лес.
Полиция стоит по периметру общежитий, никого не пускает. Но здесь никого нет, кроме журналистов. Раненые в больнице, пострадавшие — у знакомых.
«Не ходите, здесь еще обломки “шахедов” валяются, кто знает, насколько они опасны», — предупреждает один из спасателей. Говорит, что видел на обломке надпись «За Джанкой!» Здесь сегодня работают более сотни его коллег.
В 18:00 погибших уже восемь. Около часа ночи 23 марта спасатели официально сообщили, что работы по разбору завалов на территории Ржищевского профессионального лицея завершены. Обнаружены тела девяти погибших, раненых — более 20. Среди убитых — водитель скорой из Кагарлыка, 38-летний Сергей Медведенко, прибывший спасать людей после первого взрыва. Во время одного из следующих его смертельно ранило осколком в живот. Также погибли две комендантки. Их тела обнаружили в вестибюле. На утро информации о пропавшем студенте нет. В городе сегодня объявлен День траура.
- Поделиться: