Несмотря на стены и угрозы: почему Трамп не сможет остановить миграцию из Центральной Америки

Дональд Трамп анонсировал, что уже на следующей неделе из США начнут выдворять миллионы нелегальных мигрантов. Обещание остановить миграцию через южную границу с Мексикой было одним из ключевых в его президентской кампании 2016 года. С этим же лозунгом Трамп идет и на выборы 2020 года. Однако запреты и угрозы президента США игнорируют причины миграции, которая в этом году может достичь рекордных за последние 20 лет масштабов.
В начале июня США и Мексика оказались на грани торговой войны из-за мигрантов. Дональд Трамп предупредил, что введет 5% пошлины на весь мексиканский экспорт в США и будет увеличивать его ежемесячно до достижения 25% — если Мексика не «остановит нелегальные потоки иностранцев, пересекающих ее территорию» на пути из стран Центральной Америки в США. Президент Мексики пообещал такие же тарифы в ответ. Учитывая взаимосвязь обеих экономик, последствия могли быть действительно болезненными.
Однако 8 июня президент США сообщил, что откладывает пошлины на неопределенный срок — Мексика согласилась усилить борьбу с нелегальной миграцией. Впрочем, это не значит, что Трамп достиг своего и проблему миграции вскоре удастся решить.
Мигранты на южной границе США
Когда Дональд Трамп пришел к власти в 2017 году, количество задержанных на границе с Мексикой нелегальных мигрантов было самым низким за 45 лет. Однако вскоре миграция снова начала расти. А уже с начала 2019 года ситуация на границе действительно усугубилась: по прогнозам, в этом году в США попытается попасть минимум 1 млн нелегальных мигрантов и беженцев. Этот показатель станет рекордным за последние 18 лет.
Подавляющее большинство из них составляют мигранты из трех стран Центральной Америки — Гватемалы, Гондураса и Сальвадора.
Мигранты не всегда могут назвать одну конкретную причину, которая побуждает их покинуть дом и отправиться в неизвестное — рискуя жизнью и имуществом во время нескольких недель путешествия Мексикой, где их поджидают местные банды. Их можно понять: эти три государства Центральной Америки страдают от многих проблем.

Исторически основной причиной массовой миграции в США была разница в экономическом развитии и уровне зарплат. ВВП на душу населения в странах Центральной Америки примерно в 10 раз ниже, чем в США. Слабая экономика не может обеспечить работой людей трудоспособного возраста, тогда как в США рабочей силы не хватает. Отсюда зависимость миграции от экономического положения в США: когда есть работа, миграция становится выше — и наоборот.
Действительно, сразу после начала в 2007 году экономического кризиса в США рост миграции из Центральной Америки в США замедлился — но не остановился. Ведь за чертой бедности живет около 70-75% населения Гондураса и Гватемалы и 41% населения Сальвадора. Особенно в сельских районах, жители которых — преимущественно представители коренных народов, брошенные на произвол судьбы государством. Как рассказывает журналисту издания New York Times 19-летний гватемалец Вальдомеро Гарсия: «Здесь нет государства и нечего делать — нет воды, образования, медицинской помощи, работы. Здесь ничего нет».

Климатические беженцы
Именно сельская местность больше чувствует влияние нового фактора, что вызывает миграцию — изменения климата. Теперь в одних районах за день может выпасть полугодовая норма осадков — почва вместе с растениями просто смывает поток воды. В других — осадков может не быть месяцами: ежегодно так называемый «сухой коридор», который проходит в Центральной Америке, становится все шире. В результате привычные для региона культуры перестают рожать.
Когда урожай уничтожен и сбережения почти исчерпаны — альтернатив остается немного. Кто-то пытается найти работу в городе. Но тогда нужно платить дань бандам, которые разделили между собой неблагополучные кварталы и еще и вербуют детей переселенцев. И если в Гватемале уровень преступности немного упал благодаря Комиссии против безнаказанности, Сальвадор и Гондурас дальше занимают первую и вторую строчку в списке стран с самым высоким уровнем убийств в мире. Поэтому единственным вариантом многие видят уехать в США, где часто есть родственники и друзья.
Еще недавно многих потенциальных мигрантов останавливала опасность дороги через незнакомую страну. Но баланс изменился после избрания в Мексике президентом Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Он пообещал более гуманное отношение к мигрантам: ввел для них гуманитарные визы с правом работать и сократил количество депортаций. Впоследствии от этого пришлось отказаться под давлением США. Однако решения Обрадора успели подтолкнуть десятки тысяч мигрантов.
Вероятно, угрозы Трампа закрыть границу между США и Мексикой этой весной тоже побудили мигрантов решиться на риск — времени откладывать путешествие в США уже не было.

Попасть в США: миссия возможна?
Мигранты, которые пытаются попасть в США, стоят перед выбором: они могут попросить убежище на официальном пункте пересечения границы или же попытаться избежать контроля и попасть на территорию США нелегально.
Согласно законам США, мигранта нельзя не впустить, если есть малейшие основания (10% по шкале «оценки страха») считать, что в его стране его жизнь в опасности. Если мигрант успешно проходит начальную проверку, он ожидает рассмотрения своего дела в специальном суде. Сейчас таких дел накопилось примерно 850 тыс., поэтому решения нужно ждать около двух лет.
Некоторое время именно этот путь был наименее рискованным. Но администрация Трампа надеется снизить количество мигрантов — не имея возможности отказаться от принятия беженцев, США начали квотирование их пропуска. Теперь за сутки один пункт пропуска принимает только несколько десятков просителей. Это значит, что десятки тысяч беженцев, среди которых много семьи с маленькими детьми, ожидают своей очереди в Мексике — в лучшем случае, в переполненных приютах негосударственных организаций.
Поэтому все больше мигрантов пытается попасть в США нелегально — самостоятельно или с помощью проводников. В мае 2019 года пограничная служба США задержала 132 887 человек при попытке пересечь границу между Мексикой и США вне пунктов пропуска — это самый высокий показатель за последние 12 лет. Задержанные обычно пользуются правом попросить убежище и так образом избегают немедленной депортации. Однако сотни платят своей жизнью — пустыня на границе может быть безжалостной.
Пограничная служба США, несмотря на всю риторику Трампа, оказалась не готовой к такому количеству мигрантов: ей не хватает персонала и инфраструктуры. Центры ожидания для мигрантов были переполнены в 4 раза еще в марте.

Ответ Трампа: остановить любой ценой
Трамп продолжает бороться за выделение средств для строительства обещанной им стены на границе. Но уже понятно, что построить ее в ближайшее время не удастся. А от угрозы закрыть границу с Мексикой пришлось отказаться из-за сомнения в законности.
Поэтому политика Трампа направлена на то, чтобы отбить охоту потенциальных мигрантов и минимизировать вероятность их попадания в США. Наибольшую огласку получило решение открывать уголовные дела против всех нелегальных мигрантов. При задержании целых семей это автоматически означало, что детей отлучали от родителей. Фото детей, которых забирали от родителей, облетели весь мир — под давлением общества Трамп все-таки отказался от этой практики.
Также Трамп пытается переложить ответственность за миграцию на южных соседей и наказать их за это: Мексику — как транзитную страну, Сальвадор, Гондурас и Гватемалу — как «поставщиков» мигрантов. В марте этого года Трамп отменил центральноамериканским странам помощь в $500 млн. А обещание обложить товары из Мексики пошлиной стало последним из угроз — как следствие, мексиканцы отправляют тысячи нацгвардийцев на границу с Гватемалой и согласились на то, что десятки тысяч мигрантов будут ждать решения американских судов на территории Мексики.


«План Маршалла» для Центральной Америки
Политика Трампа может несколько ограничить количество мигрантов, но она вряд ли сможет решить саму проблему нелегальной миграции. Ведь покидать родину мигрантов побуждает действительно отчаянное положение. И усиление контроля на границах США и Мексики может только заставить мигрантов выбирать другие, еще более опасные маршруты в обход пограничников.
Еще в прошлом году Мексика инициировала своеобразный «План Маршалла» для Сальвадора, Гондураса, Гватемалы и своих приграничных областей. Это проекты в четырех сферах: экономическое развитие, качество жизни, борьба с изменением климата и укрепление южной границы Мексики. Но без денег США — речь идет о сумме от $7,8 до $10,8 млрд — у программы нет шансов на успех. Хотя администрация Трампа говорила о своем участии, сейчас она концентрируется на усилении контроля и ограничений.
Зато программа помощи могла бы влиять уже сейчас. Например, проекты, помогающие крестьянам подобрать более подходящие к новым климатическим условиям виды растений и технологии ухода за ними, уже доказали свою эффективность. Ограничить миграцию благодаря снижению преступности и политической коррупции могла бы поддержка Комиссии против безнаказанности в Гватемале и распространение подобных механизмов в соседних государствах.

Наконец, в определенной степени миграция является нелегальной только из-за слишком жесткого регулирования ее. Более масштабные программы трудоустройства могли бы не только снизить нагрузку на границу и защитить права мигрантов, но и удовлетворить потребность США в дешевой рабочей силе. А легализовать воссоединения с семьей можно, повысив квоты для соответствующих виз, которые сейчас очень низки.
Но в нынешнем политическом климате на это стоит надеяться. Дональду Трампу нужны быстрые результаты — президентские выборы 2020 года не за горами — и он, как уже привычно, видит панацею в более жестком контроле, ограничениях и угрозах. Поэтому на попытки преодолеть реальные причины миграции приходится только ждать — вместо этого новые ультиматумы президента США очень вероятны.
Автор: Ростислав Аверчук
- Поделиться: