«Независимые». Самые титулованные фильмы и мультфильмы Украины за 30 лет

Кадр из фильма «Племя» Мирослава Слабошпицкого
Кадр из фильма «Племя» Мирослава Слабошпицкого

Украинский кинематограф за последние 30 лет получал и каннские ветви, и венецианских львов, и берлинских медведей, и награды других престижных кинофестивалей. Фильмы с наибольшим количеством наград вошли в специальную ретроспективу, которую показывают на Одесском кинофестивале к 30-летию Независимости Украины.

Перечень лент, которые попали в программу «Независимые», был сформирован из списка 100 лучших фильмов в истории украинского кино. В него были внесены семь полнометражных и семь короткометражных работ. Начинаем с длинного метра.

Племя,2014 (реж. Мирослав Слабошпицкий)

В полнометражном дебюте Мирослава Слабошпицкого не занят ни один профессиональный актер. Впрочем, это не помешало драме об интернате для подростков с нарушениями слуха получить более 50 национальных и международных кинонаград (в частности Гран-при «Недели критики» в Каннах). Это история молодого человека Сергея, который приезжает учиться в интернат для глухих, становится частью криминальной группировки под названием «Племя» и влюбляется в девушку.

«Племя» — первый в мире фильм, снятый исключительно на украинском языке жестов. В ленте не нет ни одного слова, как нет и субтитров. Американский журнал Rolling Stone, который внес «Племя» в список 50 лучших фильмов последних десяти лет и назвал его «самым инновационным использованием сенсорных ограничений за десятилетия».

 Земля голубая, словно апельсин, 2020 (реж. Ирина Цилык)

Семья Гладких-Трофимчук живет в селе Красногоровка в нескольких сотнях метров от линии фронта в Донбассе. Мама Аня и ее четверо детей снимают кино про самих себя: материал вскоре поможет старшей дочери Мирославе поступить в киновуз в Киеве, а зрителя погрузит в нехитрый быт украинской семьи, которая почти привыкла к выстрелам и взрывам за окном.

Названием для фильма выбрали цитату французского поэта-сюрреалиста Поля Элюара — она передает химерность среды, в которой находятся герои. Дебютная полнометражная работа Ирины Цилык получила приз за лучшую режиссуру на американском фестивале Sundance, победила в двух главных категориях украинского Docudays, получила «Золотую дзигу» как лучший документальный фильм и вошла в список претендентов от Украины на «Оскар».

Кислородное голодание, 1991 (реж. Андрей Дончик)

Сценарий одного из первых украинских фильмов времен Независимости написал тогда еще молодой писатель Юрий Андрухович. В основу «Кислородного голодания» легли воспоминания Андруховича и режиссера Андрея Дончика о собственном опыте службы в армии. Лента получила приз ассоциации итальянских кинокритиков Венецианского кинофестиваля, а актера Тараса Денисенко отметили призом за лучшую мужскую роль Международного кинофестиваля в Салониках.

Армейские «деды» в предвкушении демобилизации «по традиции» решают поиздеваться над молодыми солдатами. Однако рядовой Билык не согласен терпеть и подчиняться. Солдат отстаивает свое достоинство и национальную идентичность. Протест Билыка вызывает еще большую агрессию, а принципиальность рядового становится настоящим испытанием на стойкость.

Приятель покойника, 1997 (реж. Вячеслав Криштофович)

Анатолий — классический киевский интеллигент, что никак приспособится к реалиям бурных 90-х. Окончательно мир героя рушится, когда его бросает жена. Навеселе Анатолий заказывает состоятельного соперника киллеру, но в итоге меняет фото жертвы в конверте на собственное.

«Приятель покойника» — первый фильм, который Украина выдвинула на соискание кинопремии «Оскар» и первый номинант на премию Европейской киноакадемии. Это не просто детективная история о человеке, который теряет и вновь находит жажду жизни, но и выразительный портрет Киева, жителей города и целой эпохи.

Счастье мое, 2010 (реж. Сергей Лозница)

Первая игровая работа Сергея Лозницы по творческому методу кардинально отличается от документальных фильмов режиссера. Отстраненное созерцание изменилось максимальным приближением к герою — дальнобойщику Георгию, который сбился с трассы.

Во время тревожной одиссеи по российской провинции Георгий встречает героев, которые уже мало похожи на людей. Лозница рисует портрет постсоветской России в мрачных тонах. Образами и тональностью лента напоминает «Груз 200» Сергея Балабанова.

«Счастье мое» — первый украинский художественный фильм, который был представлен в конкурсной программе Каннского фестиваля.

Шамара,1994 (реж. Наталья Андрейченко)

1970-е годы, вспышка холеры. Странноватая Зина Шамарина страдает из-за неразделенной любви к заключенному Устиму. Когда-то он изнасиловал ее, и чтобы избежать наказания, женился. Теперь Устим нашел новую любовь и хочет избавиться от Шамары, считая жену «ведьмой». Соседи называют свободолюбивую Зину «женщиной легкого поведения».

«Шамара» — одна из первых лент в истории независимой Украины, исследовавшая судьбу женщины в консервативном и озлобленном постсоветском обществе. Фильм Натальи Андрейченко получил приз «За поиск новых выразительных кинематографических средств» на кинофестивале женского кино в Минске, режиссера также наградили призом Федерации женщин-кинематографистов на киевской «Молодости».

 Настройщик,2004 (реж. Кира Муратова)

Бедный музыкант решается на аферу: ограбить богатую пожилую даму, которая пригласила его к себе настроить рояль. Идею подкинула любовница настройщика — роковая красавица из богатой семьи, которая не привыкла ни в чем себя ограничивать. Пару новоиспеченных мошенников играют Георгий Делиев и Рената Литвинова.

Абсурдистская комедия с элементами детектива принесла Кире Муратовой награду кинопремии «Ника» за режиссуру, а Литвиновой — за лучшую женскую роль. «Настройщик» — выразительная иллюстрация нестабильной экономической ситуации 2000-х и влияния социальных условностей на человеческие отношения.

Короткий метр: казаки, эмиграция, одинокая старость

В блок короткометражек вошли четыре ленты и три мультфильма. Некоторые из знаковых работ можно посмотреть на YouTube, например «Шел трамвай 9» (2002). Для создания пластилиновой анимации режиссеру Степану Ковалю понадобилось пять лет. Техника очень удачно передает концепцию: толпа в утреннем трамвае то слепляется в бесформенную массу, то снова превращается в отдельных людей.

Подлинности добавляют реплики, услышанные автором в общественном транспорте. Сюжет, такой знакомый каждому жителю большого города, покорил сердца жюри многих кинофестивалей — история одного трамвая получила гран-при фестиваля анимации «Крок», награду кинофестиваля «Молодость» и Серебряного медведя на Берлинале.

Авангардный минималистичный стиль мультипликации «Засыпет снег дороги...» (2004) продолжает традиции восточноевропейской анимации и многолетние эксперименты режиссера Евгения Сивоконя. Пожилой мужчина вспоминает детство и юность — для воспроизведения воспоминаний героя автор использует соль, обжаренную манку и уголь. Крафтовая работа имеет удивительно стильный качественный вид — даже по сравнению с современной компьютерной анимацией.

«Любовь» (2019) днепрянина Никиты Лыськова — настоящий анимационный бунт, который в саркастической манере рассказывает историю родного города автора. Динамичный мультфильм получил награды на международных (KISFF, «Молодость», Festival International du Film d'Animation d'Annecy) и украинских («Открытая ночь», «КиноШот») фестивалях. В прошлом году «Любовь» назвали лучшим короткометражным анимационным фильмом кинопремии «Золотая дзига».

«Попутчики» (2005) Игоря Стрембицкого — первый украинский короткометражный фильм, который получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Съемки проходили в Доме ветеранов, где доживают свой век одинокие актеры, и психоневрологическом диспансере. Меланхолический этюд пронизан тоскливой атмосферой повседневной жизни жителей этих заведений. Ленту отличает эстетика контрастной черно-белой пленки «Свема» и элегантная операторская работа.

Еще одна Золотая пальмовая ветвь за лучшую короткометражную работу на Каннском кинофестивале — у ленты «Кросс» (2014) Марины Вроды. В основу фильма легли детские воспоминания режиссера об уроках физкультуры: «Я всегда помнила, как мы в детстве в школе бегали кросс. Все были обязаны бежать. Я начала думать об этом глубже: что такое нормативы, почему мы так бегали, в какой стране жили... И из этого у меня получилась история».

Короткометражка Киры Муратовой «Письмо в Америку» (1999) — это обращение нескольких одесситов к друзьям-эмигрантам. В фильме режиссер разоблачает неприглядные особенности психики постсоветского человека, который вместо попыток построить новые сложные взаимоотношения с миром выбирает путь пассивной злобы и враждебности.

Хотя бы одну серию анимационного альманаха Владимира Дахно про казаков видел, пожалуй, каждый украинец. В части «Как казаки в хоккей играли» (1995) канадская хоккейная команда приезжает в Украину, чтобы сойтись в матче с казаками, которые уже стали почтенными отцами семейств. «Казаки» — классика отечественной анимации и знаковая для украинской масскульта работа, за которую Владимир Дахно заслуженно получил Шевченковскую премию и награды ряда международных кинофестивалей.

Специально для ретроспективы украинского кино последних 30 лет большинство лент программы лаборатория Довженко-Центра отсканировала впервые. 12-й Одесский кинофестиваль в этом году проходил с 14 по 21 августа и посвящен украинскому кинематографу.