Новая Великая депрессия: последствия коронавируса для мировой и украинской экономики

Рабочие обедают, сидя на расстоянии 1,5 метра друг от друга на автозаводе Dongfeng Honda в городе Ухань, провинция Хубэй, Китай, 23 марта 2020 года
Рабочие обедают, сидя на расстоянии 1,5 метра друг от друга на автозаводе Dongfeng Honda в городе Ухань, провинция Хубэй, Китай, 23 марта 2020 годаEPA-EFE/YI XIN

Беда не приходит одна: пандемия коронавируса привела к беспрецедентным проблем в мировой экономике, последствия которых люди во всем мире будут чувствовать в течение следующих нескольких лет. Новый экономический кризис, наступление которого объявили в Международном валютном фонде, может стать самым большим и самым мощным со времен Великой депрессии 1930-х годов. А дату его завершения и последствия пока почти невозможно спрогнозировать, поскольку пандемия коронавируса все еще продолжается. Какими могут быть последствия «коронакризиса» для мира и Украины — разбиралось hromadske.

«Болезнь» экономики

Больных людей выявляют, в частности, по температуре тела: если повышенная, то это признак того, что организм борется с инфекцией. Недаром именно измерение температуры — один из ключевых способов, которым пользуются, чтобы выявить потенциальных носителей коронавируса в аэропортах или на границах.

Для экономики показатель, аналогичный температуре тела, — это изменение ВВП (валового внутреннего продукта). Как и температура, ВВП не указывает нам, какая именно болезнь поразила организм, а лишь сигнализирует о ее наличии.

Рост ВВП — это естественное состояние экономики, ведь ВВП — это совокупная стоимость всего произведенного на определенной территории за определенный промежуток времени (как правило, за год). Поскольку мировое население постоянно растет, то растут и потребности людей, и объемы производства. В некоторых странах еще и улучшается уровень жизни: люди становятся богаче и потребляют больше товаров (что тоже приводит к росту ВВП).

Падение ВВП свидетельствует о том, что что-то пошло не так, и «организм» испытывает определенные проблемы.

По этой аналогии, сейчас мировую экономику охватила лихорадка. Ее последствия мы видим уже, на начальном этапе «болезни». В частности, еще в начале «коронакризиса» продажи авто в Китае упали на 92% (это самый большой рынок сбыта автомобилей в мире), прибыли китайских компаний обвалились на 38%, а сама китайская экономика по итогам первого квартала упала на 6,8% — максимально за последние несколько десятилетий.

Работники конвейера на автозаводе Dongfeng Honda в городе Ухань, Провинция Хубэй, Китай, 8 апреля 2020 года. Китайский эпицентр коронавируса в начале апреля начал восстанавливаться после почти двухмесячного строгого карантинаEPA-EFE/ROMAN PILIPEY

Падение ожидает мировую торговлю — примерно на 13-32% по итогам 2020 года. Однако больше всего новый кризис ударит по рабочим местам. Так, только за месяц с начала карантина в США о своей безработице сообщило около 22 миллионов человек — каждый восьмой трудоспособный американец. Это самое большое количество безработных в США за всю историю официальных наблюдений Американской службы труда (с 1960-х годов).

Рост безработицы наблюдается во всем мире, и вскоре это может привести к рекордному росту количества людей, живущих за чертой бедности — их может стать больше на 500 миллионов человек (по оценкам Oxfam — объединения международных организаций, которые занимаются проблематикой бедности), что перечеркнет всю работу по преодолению бедности за последние 20 лет.

Местные жители стоят в очереди, чтобы получить бесплатные наборы с едой на еженедельной раздаче продуктов питания в Санта-Ана на севере штата Калифорния, США, 17 апреля 2020 года. Из-за коронавируса и карантина без работы в США осталось 13,5% трудоспособного населенияEPA-EFE/EUGENE GARCIA

Что о кризисе говорит МВФ?

Серьезность нового экономического кризиса подчеркивает опубликованный недавно прогноз Международного валютного фонда. Согласно этому прогнозу, экономика мира в 2020 году упадет на 3% — максимально за последние несколько десятилетий.

Падение мировой экономики на 3% означает, что в мире будет произведено примерно на $2,7 трлн меньше товаров и услуг, чем в 2019 году.

Стоит отметить, что этот прогноз МВФ называет достаточно сдержанным. Он основывается на гипотезе, что пандемию COVID-19 удастся сдержать в первом полугодии 2020 года, а уже с июля экономика начнет работать в обычном режиме. Если же ситуация пойдет по менее оптимистичному сценарию, то ущерб для мировой экономики может оказаться еще больше.

«Едва ли не впервые в истории экономический прогноз гораздо больше зависит от прогнозов эпидемиологов, чем экономистов», — заявила директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева.

«Сейчас этот прогноз МВФ — лишь предположение, ведь нет достаточно данных, на которые можно опираться и на основании которых можно делать прогноз. Я склонен считать, что новый экономический кризис будет затяжным», — прокомментировал hromadske Дмитрий Боярчук, исполнительный директор организации «CASE Украина», которая проводит экономические исследования, анализ и прогнозирование макроэкономической политики.

Особенность нового кризиса — не только то, что он создает беспрецедентную неопределенность, но и то, что больнее всего он бьет по рабочим местам, меняет цепи производства и доставки товаров, разрушает целые сектора экономики, в частности туристический (из-за коронавируса без работы в мире могут остаться 75 миллионов людей, работающих в сфере туризма), транспортный и даже энергетический (из-за падения спроса на нефть).

Информационная гигиена не менее важна, чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на Спильнокоште! Поддержите независимую журналистику
Рабочие на заводе по изготовлению металлических дверей в Валенсии, Испания, 14 апреля 2020 года. Испания 13 апреля позволила вернуться на работу 300 тысячам людей, занятым в строительстве и производствеEPA-EFE/BIEL ALINO

Отрицательные цены на нефть

Падение деловой активности в мире из-за коронавируса оказалось настолько масштабным, что привело к рекордному сокращению потребления нефтепродуктов. Иными словами, спрос на нефть очень резко упал, а цена американской нефти WTI 20 апреля опустилась до отрицательного значения — впервые в своей истории.

За минус $40 за баррель можно было «купить» нефтяные фьючерсы (биржевые контракты), которые предусматривают поставку нефти в мае. 20 апреля заканчивался срок заключения таких контрактов, а уже на следующий день нефть нужно было забрать физически.

Обвал цен на нефть произошло еще и потому, что свободной нефти в мире слишком много. Ее потребление сократилось, ведь уменьшилось количество авиарейсов, упал спрос на перевозки людей на автомобилях и дизельных поездах, сократилось потребление нефтепродуктов и промышленными компаниями, которые остановили свои заводы на карантин.

Значительную часть нефти, которая сейчас добывается, перенаправляют в хранилища для того, чтобы продавать ее позже, когда экономика выйдет из карантина. Однако эти хранилища критически заполнены.

Страны, которые добывают нефть (Организация стран-экспортеров нефти и другие крупные экспортеры), договорились о рекордном сокращении добычи — на 10%, начиная с мая 2020 года. Однако, по оценкам Международного энергетического агентства, спрос на нефть мог сократиться на 30%, поэтому даже рекордное уменьшение добычи не приведет к остановке падения цен.

Резервуары для хранения нефти на нефтеперерабатывающем заводе BP в городе Уайтинг, штат Индиана, США, 29 августа 2019 года. Мощности завода рассчитаны на переработку 400 тысяч баррелей сырой нефти в день, это шестой крупнейший нефтеперерабатывающий завод в СШАEPA-EFE/TANNEN MAURY

По Украине ударит сильнее

Для Украины новый кризис станет еще большим ударом, чем для остального мира. Украинская экономика — малая и открытая. Это означает, что она очень зависит от ситуации в мире, в частности, от спроса и предложения на товары украинского экспорта (металлургия и аграрная продукция) и цен на товары, которые Украина импортирует (преимущественно энергоресурсы и готовые изделия — автомобили, бытовая техника, компьютеры и т.д.).

Согласно прогнозу МВФ, ВВП Украины из-за коронавируса упадет на 7,7%, тогда как экономика мира — на 3%. Восстановление после кризиса для Украины будет более длительным, чем для остального мира: рост ВВП Украины в 2021 году прогнозируется на уровне 3,6%, тогда как рост экономики мира — на 5,8%.

Это означает, что новый кризис только увеличит разрыв между Украиной и развитыми странами: как по показателю конкурентоспособности экономики, так и по показателям качества жизни.

Уже сейчас безработица в Украине достигает рекордного уровня: за время карантина только официально за помощью к государству обратилось 90 тысяч украинцев, в целом же количество безработных могло вырасти на 1,3 миллиона человек (по подсчетам Торгово-промышленной палаты).

«Сейчас Украина еще не чувствует того кризиса, который бушует на Западе: обвала рынков, массовой безработицы. Для Украины основной удар кризиса еще впереди», — считает Боярчук.

По его мнению, главные экономические проблемы в Украине начнутся тогда, когда по-настоящему ощутятся последствия падения в мировой торговле, в частности, падение спроса на товары украинского экспорта.

Общий вид завода «Азовсталь» в Мариуполе, Донецкая область, 5 июня 2018 года. Украинская экономика очень зависит от спроса и предложения на товары украинского экспорта, в первую очередь — металлургииEPA-EFE/SERGEY VAGANOV

На усиление кризиса повлияет и замедление экономики Китая, который в настоящее время является крупнейшим торговым партнером Украины: меньшие объемы производства и строительства в Китае будут означать падение спроса на украинскую металлургию, а меньшие объемы импорта товаров из Китая в Украину приведут к падению таможенных и налоговых поступлений в украинский бюджет .

Хотя бы частично спасти экономику Украины от стремительного падения может агропромышленность.

«Во время любых кризисов агросектор страдает почти что меньше всех. Во времена экономического кризиса люди склонны экономить на покупке любых товаров, но еду будут покупать всегда», — говорит hromadske профессор Киевской школы экономики Олег Нивьевский.

Он считает, что по итогам 2020 года украинский агросектор может существенно увеличиться, особенно относительно всей экономики Украины (в частности потому, что уменьшатся размеры промышленности и сектора услуг в общей структуре ВВП). А экспорт агропродукции в этом году может вообще превзойти 50% общего экспорта товаров из Украины (сейчас он составляет около 40%).

Агросектор также гораздо менее чувствителен к карантину: работа там не предусматривает скопления большого количества людей в помещении, зато у людей появляется больше возможностей работать на свежем воздухе. Поэтому определенную часть людей, которые потеряли работу из-за карантина, мог бы трудоустроить аграрный бизнес. Вопрос лишь в том, сколько людей захочет работать в сельском хозяйстве.

Что дальше?

«Коронакризис» дает гораздо больше вопросов, чем ответов. Сейчас ни один экономист не берется наверняка прогнозировать, как долго будут ощущаться последствия кризиса и насколько серьезными они станут.

В МВФ предполагают, что новый экономический кризис может радикально изменить наше потребительское поведение. Например, длительное пребывание на карантине и работа из дома могут способствовать тому, что часть офисной работы станет отдаленной. Это уменьшит спрос на бумагу, офисное оборудование, а также на аренду офисных помещений. Как следствие, видоизменится и рынок недвижимости: спрос на коммерческие помещения сократится, а цены на аренду жилья могут вырасти (так арендодатели будут компенсировать потерю более выгодных клиентов из бизнес-среды).

Диджитал-маркетолог Мохамед Надер работает удаленно из своего дома в Шардже, ОАЭ, 24 марта 2020 года. Многие компании в мире отправили своих рабочих на удаленную работу из-за пандемии коронавируса и карантинов в странахEPA-EFE/MAHMOUD KHALED

Также коронавирус может изменить наши привычки. Так, после карантина люди могут продолжать избегать массовых мероприятий (что ударит по ивент-индустрии) или меньше посещать кафе и рестораны; меньше пользоваться общественным транспортом и проводить больше времени на природе (спрос на услуги гостиниц упадет, зато возрастет популярность, например, пешего туризма).

«То, как коронавирус повлияет на структуру экономики, пока спрогнозировать очень сложно. Вероятно, возрастет спрос на диджитал-услуги, а на продукты он останется неизменным. Другие изменения спрогнозировать очень трудно, ведь в итоге мы можем увидеть что-то очень неожиданное», — считает Боярчук.

Для того, чтобы лучше предсказать последствия «коронакризиса», нужно больше времени и данных. Не менее важна предполагаемая и стабильная ситуация с преодолением самого коронавируса. Вероятно, более поздние прогнозы экономистов, в частности МВФ, будут более точными и внесут больше ясности в неопределенное будущее экономики. Тогда же можно будет по-настоящему оценить последствия невиданного ранее экономического кризиса в мире.

Вы можете создавать вместе с нами качественный контент и показывать, что происходит в разных регионах Украины в условиях карантина. Снимайте видео из ваших городов, расскажите, как переносите изоляцию, есть ли в аптеках маски, как ходит общественный транспорт — и присылайте на адрес editor.hromadske@gmail.com с темой «Марафон». Мы покажем ваши материалы в прямом эфире марафона «Хроники коронавируса», который выпускаем ежедневно в 9:00 и в 18:00.