«Новичок» для Северного потока: стоит ли ждать решительных действий Запада из-за отравления Навального?

Российский оппозиционный лидер Алексей Навальный (в центре) вместе со своей женой Юлией Навальной (справа) и адвокатом Любовью Соболь (слева) участвуют в марше памяти Бориса Немцова, посвященном пятой годовщине его убийства. Москва, Россия, 29 февраля 2020 года
Российский оппозиционный лидер Алексей Навальный (в центре) вместе со своей женой Юлией Навальной (справа) и адвокатом Любовью Соболь (слева) участвуют в марше памяти Бориса Немцова, посвященном пятой годовщине его убийства. Москва, Россия, 29 февраля 2020 годаEPA / YURI KOCHETKOV

После отравления российского оппозиционера Алексея Навального между Россией и Западом — очередное обострение. 2 сентября, после перевозки Навального на лечение в Германию и экспертизы, выяснилось, что яд был из группы «Новичок» — таким же российское ГРУ пыталось убить бывшего разведчика РФ Сергея Скрипача в Великобритании два года назад. Чем больше фактов указывали на причастность Кремля, тем резкими становились заявления ЕС и ответы России на них.

Между тем в Бундестаге уже требуют прекратить строить Северный поток-2, а ЕС обещает новые санкции против России. Все это пока слова — но могут ли возникнуть серьезные последствия для РФ? Вместе с экспертами hromadske объясняет возможные последствия дела Навального для взаимоотношений России с Западом и Украиной.

Заявлений много, но будут ли решительные шаги против России? Какие-нибудь санкции?

Коротко. Санкции вполне возможны, в частности в отношении строительства Северного потока-2: его не прекратят строить, но могут приостановить договоры на некоторые работы или ввести дополнительные проверки. Другие санкции против отдельных виновников отравления Навального вряд ли будут иметь эффект.

В последние дни идет бесконечный обмен заявлениями между Берлином и Москвой. Канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала отравление Навального покушением на убийство и настояла на немедленных объяснениях от России. Кремль отказался сотрудничать в расследовании (причем Путин заявление не стал комментировать и не собирается), пока Германия не предоставит доказательств. А если не предоставляет — то, может быть, отравили уже в Германии? На это намекнул представитель Кремля Дмитрий Песков, а глава Службы внешней разведки предположил, что все это — провокация западных спецслужб. Подключился к дискуссии и президент Беларуси — назвал отравление Навального «фальсификацией».

Но все это разговоры. И хотя присутствие «Новичка» российского производства в теле Навального подтвердилось, для серьезных обвинений и санкций должно быть больше доказательств — об этом четко заявили в Европейской комиссии.

«На этом этапе еще нет расследования, которое бы указало, кто ответственен. Мы в ЕС были очень четкими в своей реакции — мы хотим увидеть, как виновные будут привлечены к ответственности. Этого еще нет, поэтому пока сложно говорить о наказании», — заявил представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Петер Стано.

Эксперт-международник, доцент Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Виктор Константинов в комментарии hromadske объясняет, что санкции могут быть, прежде всего, со стороны Германии. В Бундестаге уже раздаются призывы прекратить строительство Северного потока-2 — почти готового газопровода, который Россия строит через Балтийское море к побережью Германии, и который чрезвычайно невыгоден для Украины. Но на полную заморозку строительства особо рассчитывать не стоит.

«Если от проекта полностью не откажутся, федеральное правительство предпримет какие-то меры, вроде дополнительных проверок и приостановки договоров на выполнение некоторых работ. Это наиболее вероятная форма санкций», — говорит эксперт.

Возможная реакция США, по его мнению, будет иметь чисто номинальный характер:

«Это разве что санкции против какого-нибудь подполковника полиции в Омске или еще кого-то, кто и так уже у двадцати санкционных списках».

По мнению эксперта, серьезного демарша в виде высылки дипломатов, как это было после отравления Скрипалей в Солсбери, не будет — потому что не было открытой атаки на Запад.

Константинов говорит, что в этой истории есть еще один важный аспект, хотя он и несколько символический

«Это попытка сверить часы и еще раз продемонстрировать способность НАТО и вообще Запада к мобилизации. Хотя на этот раз обстоятельства не столь очевидны, как было в 2018-м. Справедливости ради, сегодня для Запада Россия — это кто-то вроде вора, который всегда подстерегает — лучшего просто не придумать. Вот они сделали что-то плохое, а Запад продемонстрировал всю свою решительность и готовность к реальным действиям».

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин во время Международной ливийской конференции в Берлине, Германия, 19 января 2020 годаEPA / HAYOUNG JEON

Кстати, Навального отравили в России, но возмущена Германия. Она как-то использует это для своей выгоды?

Коротко. Германия устала от давления в отношении Северного потока-2 и теперь может его остановить. А еще должна реагировать на упреки Москвы, что якобы Навального отравили уже в Германии, или что все это — провокация Запада против Кремля.

На фоне отравления Навального и особенно упреков России в том, что Германия едва ли не придумала его диагноз, в Бундестаге начали говорить, что продолжение строительства газопровода ставит Германию в зависимость от России и надо его остановить. Например, с таким заявлением 3 сентября выступил глава комитета Бундестага по вопросам внешней политики Норберт Рёттген. Впрочем, Ангела Меркель советовала четко разграничивать дело Навального и Северный поток-2, который, несмотря ни на что, «нужно достроить».

«История с Северным потоком-2 всегда была внутриевропейской. Германия и Россия хотели бы рассматривать ее как взаимовыгодную, хотя на самом деле она таковой не является, — говорит в комментарии hromadske немецкий историк и эксперт по восточноевропейской политики Ян Клаас Берендс. — А по-настоящему глобальной она стала после введения США санкций не только против российских, но и немецких компаний, которые строят газопровод. У нас это расценили как “посягательство на суверенитет страны”».

Виктор Константинов говорит, что для Германии сейчас очень удобный момент разобраться с вопросом Северного потока-2:

«Даже если бы не было Навального, надо было бы что-то подыскать, потому что Германия находится под большим давлением из-за Северного потока-2 и со стороны американцев, и со стороны европейцев. Ее по-настоящему не понимают в ЕС — почему она до сих пор продолжает настаивать на продолжении этого проекта. Выйти из этой ситуации прилично, особенно после вмешательства Америки, и сказать: да, мы просто прислушиваемся к оппозиции и будем действовать, как она нас просит — это будет выглядеть очень неудачно. А можно воспользоваться моментом, выступить против России и подать это так: будет странно, если Германия как один из лидеров продвижения идеи защиты прав человека в ЕС не среагирует».

Строительство трубопровода «Северный поток-2» в городе Лубмин, Германия, 26 марта 2019 годаEPA / CLEMENS BILAN

Северного потока не хочет и Украина. Значит, она немного выигрывает от этой ситуации?

Коротко. Это не точно — вряд ли Северный Поток-2 окончательно прекратят строить. Разве что (это формальность) у Украины есть лишний шанс подтвердить свою поддержку решений ЕС в отношении России. Кстати, Навальный — не очень симпатичная для Украины фигура: у него есть противоречивые заявления о Крыме и не только.

После подтверждения отравления Навального «Новичком» МИД Украины выступил с заявлением, где осудил «очередной преступный акт российской власти, которая продолжает наступление на демократию и права человека в РФ и за рубежом».

А во время брифинга 4 сентября министр иностранных дел Дмитрий Кулеба отметил:

«Украина очень надеется, что история с Навальным заставит мировой политикум задействовать все возможные механизмы влияния на Россию, в частности пересмотреть политику в отношении строительства Северного потока-2».

Виктор Константинов отмечает, что Украина, скорее всего, не будет в этом случае брать на себя инициативу новых санкций в отношении РФ. Но присоединится к коллективной реакции Запада, прежде всего ЕС, когда она будет сформулирована в официальных документах. Ну и будет настаивать на недопустимости применения химического оружия против любого человека — об этом тоже говорится в заявлении МИД.

«Нам уже нечего терять в отношениях с Россией, и подобный демарш просто лишний раз доказывает, что мы держим руку на пульсе, что мы вместе со всеми, даже несмотря на то, что не являемся членами ЕС. Больше ничего содержательного мы сделать не сможем. Провести еще несколько митингов, наложить их на ту волну, которая сегодня есть в Украине в отношении белорусских событий, ничего особо не даст. Тем более, что Навальный  — не та фигура, которую Украина воспринимает однозначно положительно, в том числе и из-за его позиции по Крыму и других моментов в российско-украинских отношениях», — объясняет эксперт.

Навальный неоднократно в интервью отмечал, что Крым аннексировали с грубыми нарушениями международного права, но теперь он является частью России и в ближайшем будущем в состав Украины не вернется. А еще предлагал провести новый, «честный», референдум в Крыму — точнее, обещал это сделать, если когда-либо придет к власти.

Президент Беларуси Александр Лукашенко разговаривает с премьер-министром России Михаилом Мишустиным во время их переговоров в Минске, Беларусь, 3 сентября 2020 годаEPA / ALEXANDER ASTAFYEV

Лукашенко тоже подключился к дискуссии о Навальном — он хочет с новой силой подружиться с Путиным?

Коротко. Вроде того. Хотя заявление Лукашенко о «перехвате телефонного разговора Берлина с Варшавой» напоминает чушь, Кремль принял ее во внимание. Лукашенко поддерживает позицию Кремля в отношении Навального и ищет себе поддержки в Москву на фоне протестов и расторжения отношений с Западом.

3 августа президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с премьером России Михаилом Мишустиным. И выдал «сенсацию»: по его мнению, Меркель солгала о причастности России к отравлению Навального. И у него якобы даже есть подтверждение — перехваченный военной разведкой Беларуси разговор Берлина и Варшавы.

«Я вам должен сказать, что вчера или позавчера, я точно не помню, — до выступления Меркель (она заявила, что ему — Навальному — хотели закрыть рот) мы перехватили разговор, который (я вам дам его почитать, мы подготовим и направим в ФСБ) четко говорит о том, что это фальсификация. Никакого отравления Навального не было», — заявил Лукашенко.

Такая позиция непризнанного президента Лукашенко лучше всего демонстрирует его тупик. Западу точно не понравились и выборы с нарушениями, и силовые разгоны мирных акций, и громкие заявления политика о том, что протесты в Беларуси управляются из Европы, а против НАТО в боевой готовности на границе стоят белорусские войска. Страны Балтии в конце августа даже объявили Лукашенко персоной нон-грата.

«Это типичный Лукашенко, даже не последних десяти лет, а больше. Когда речь идет о выборах или выплате очередных долгов — он идет на Запад. А как только у него возникают проблемы с оппозицией и с Западом, он сразу же бежит в Россию. Уже много сказано о том, что ситуация в Беларуси действительно другая, чем была в Украине. Россия не является врагом для большей части оппозиции в стране. Но и Россия здесь не демонстрирует очевидную пролукашенковскую позицию — хотя и заметно, что ее ставка на него пока не снята окончательно», — говорит Константинов.

Президент США Дональд Трамп проводит брифинг в Белом доме в Вашингтоне, 4 сентября 2020 годаEPA / Chris Kleponis

А что говорят в США? Введут ли санкции?

Коротко. В США пообещали помочь Европе с расследованием и могут ввести новые санкции против РФ. А если Северный поток-2 приостановят, Трамп сможет использовать это в свою пользу в предвыборной гонке: ведь это он настаивал на санкциях против него.

3 сентября спикер Совета нацбезопасности США Джон Элиот выступил с заявлением, в котором осудил отравление Навального и упомянул о возможных санкциях против Москвы. Впрочем, от администрации Трампа четких комментариев об этой истории и ее возможном влиянии на отношения с Москвой не было. Разве что во время предвыборного митинга в Пенсильвании Трамп отметил, что пытается наладить отношения с другими странами, в том числе и РФ, и обвинил своих оппонентов из Демократической партии, что они без конца говорят о России.

А уже вечером 4 сентября на пресс-конференции Трамп заявил, что не сомневается в выводах немецких врачей и США будут разбираться с «цифрами и документами дела». «Мы должны серьезно рассмотреть эту ситуацию и мы это сделаем. Еще никто и никогда не был столь строгим с Россией, как я. Я не знаю точно, что произошло — но это трагедия», — сказал Трамп. И добавил, что «воспримет нормально», если Германия все-таки введет санкции против РФ.

Как объясняет hromadske директор Центра международных исследований Одесского национального университета имени Мечникова Владимир Дубовик, пока рано говорить о реальности новых американских санкций против России — первым делом пример должна подать Европа. Какова вероятность потепления в отношениях США с Германией, если она все же остановит строительство Северного потока, — тоже вопрос. Санкции в отношении газопровода поддерживали республиканская партия США и сам Трамп, а некоторые из сенаторов-республиканцев уже призвали Германию остановить строительство — как ответ на дело Навального.

«От Джо Байдена (конкурента Трампа на выборах-2020 — ред.) или кого-то, кто уполномочен говорить от его имени, пока не слышно критики в адрес Трампа, что тот не выражает позицию в отношении отравления Навального. Посмотрим, будет ли это предметом дискуссии между демократами и республиканцами. Если Германия прекратит сотрудничество в рамках Северного потока — это будет интересно, потому что Трамп попытается использовать это как свою личную победу. Он продвигал санкции против газопровода как личную инициативу», — говорит Дубовик.